Архангельскийсобор был построенв 1505-1509 годах приглашеннымиз ИталииархитекторомАлевизом Новымв традицияхрусского зодчества,но его богатаяотделка носитчерты итальянскогоВозрождения.Постройканачалась приИване III и былазакончена приего сыне, Великомкнязе ВасилииИвановиче. Доэтого здесьнаходилсядревний Архангельскийсобор, сооруженныйеще ИваномКалитой в 1333 годув память избавленияМосквы от сильногоголода. В началеXVI века его из-затесноты разобралии освободилиместо для постройкиболее обширногохрама.
Архангельскийсобор былусыпальницеймосковскойправящей династии.Эта традицияпродолжаласьдо конца XVII века.После перенесениястолицы Российскогогосударстваиз Москвы вПетербург вАрхангельскомсоборе большеникого не хоронилиза исключениемПетра II, умершегов Москве отчерной оспыв 1730 году. Императорскийнекропольрасположилсяв Петропавловскомсоборе.
Пятьглав, венчающихсобор, несколькосмещены к востоку,барабаны имеютразличныйдиаметр и расставленыассиметрично.Центральныйкупол позолочен,а боковые покрашенысеребрянойкраской. Стенысобора завершаютсязакомарами.Закомары украшеныбелокаменнымираковинами,а фасады - пилястрамис капителями,карнизами ивысоким белокаменнымцоколем. Снаружистены собораделятся на дваяруса горизонтальнымпоясом, чтопридает емувид двухэтажногогражданскогоздания. С восточнойстороны к соборув конце XVI - началеXVII века былипристроеныдве одноглавыецерковки - “святогоУана” и “ИоаннаПредтечи”. Сюго-западнойстороны к соборупримыкаеткаменная палатка. Ее возвели в1826 году на местебывшей “суднойизбы Архангельскихвотчин”, в которойчинился суднад оброчнымикрестьянами,не уплатившимиподатей. Подвалыэтой избы сохранилисьдо наших дней.
Вовремя нашествияНаполеона наМоскву, французыустроили вАрхангельскомсоборе винныйсклад, а алтарьиспользоваликак кухню. Всеценности соборабыли расхищены.После разгроманаполеоновскихвойск соборвосстановилив прежнем виде.
Омногих памятныхи важных страницахотечественнойистории напоминаетАрхангельскийнекрополь.Пышные церемониии торжественныекоронации,опустошительныенабеги и разрушения. Торжества ибеды, взлетыи падения...
Встарину былтакой обычай:перед военнымипоходами ипосле успешныхсражений московскиекнязья приходилив свой родовойнекрополь ипоклонялисьпраху предков,а также славили“ мужество,храбрость,тщание и стараниевсего воинства”.Особо почиталисьзахороненияДмитрия Донскогои ВладимираХраброго.
Красотагорода созданачеловеком иодухотворенаим. Открываядля себя этукрасоту, человекприходит кпрозрению идей,которые воплощалив архитектуреее творцы - зодчиеи строители.Часто мы незнаем, при какихобстоятельствахсоздавалисьархитектурныепроизведения,нередко мы незнаем даже имених создателей,но настройдуши, пристрастияи их художественныйвкус - все этоможет заменитьпытливый взор.
Главныегерои этихстраничек –соборы и церквиКремля, какархитектурныепамятникиМосквы. Памятник- понятие нетолько историческое,оно заключаетв себе и качественнуюоценку художественногопроизведения:памятник - то,что достойнопамяти, чтовходит в культурноенаследие народа.И это не толькопрекрасное“застывшеемнгновенье”,чарующая мелодия,дошедшая изглубины веков.Памятник -запечатленноев камне миропониманиеэпохи, духовнаяэстафета одногопоколениядругому. Какбудто, неподвластныйразрушительномувоздействиювремени, он -звено, связывающеепрошлое с настоящими будущим. Чемгород древнее,тем богаче мирего художественныхобразов. В Москве,история которойво многом определиласудьбы отечества,многие из этихобразов приобрелизначениенациональногосимвола.
Вцентре Кремляна Соборнойплощади возвышаетсяодно иззамечательнейшихсооруженийXVI века - колокольняИванаВеликого. Онаобъединяетв величественныйархитектурныйансамбль вседревние храмыМосковскогоКремля.
Колокольнясчитается чудомархитектурногоискусства XVIвека. Историявозникновенияколокольниуходит в глубинувеков. При ИванеКалите в 1329году примернона месте существующейколокольнибыла построенанебольшаякаменная церковьв честь ИоаннаЛествичника.В 1505 году этуцерковьразобрали ив 1508 году заложилиновую, строителемкоторой былархитекторБон Фрязин. В1532-1543 годах зодчийПетрок Малыйс севернойстороны колокольнипристроилпрямоугольнуюзвонницуновгородско-псковскоготипа с храмом“Вознесения”.В звонницепомещалсятысячепудовыйколокол подназванием“Благовестник”.Для входав храм, которыйнаходился натретьем ярусезвонницы, московскиемастерапостроили в1552 году высокуюкаменную лестницу.
КолокольняИвана Великогопредставляетсобой трехъярусныйстолп из удлиненных,уменьшающихсякверху восьмигранников,поставленныходин надругой. Каждыйиз восьмигранниковимеет террасуи открытуюгалерею, варочных пролетахкоторой помещаютсяколокола. Верхнийвосьмигранникзавершаетсярядом кокошников,в которых насинем фонесверкаютпозолоченныезвезды. Затемподнимаетсяцилиндрическаячасть столпас ложнымиокнами, закрашеннымичерной краской.Выше идеттрехъяруснаянадпись,выполненнаяпо синему фонупозолоченнымибуквами славянскойвязью.Надпись, поярусноразделеннаябелокаменнымивитыми валиками,гласит:“ИзволениемСвятыя ТроицыповелениемВеликого ГосударяЦаря и Великогокнязя БорисаФедоровичавсея Русиисамодержцаи сынаего благоверногоВеликого государяцаревича иВеликого князяФедора Борисовичавсея Русии храмсовершен ипозлащен вовторое летогосударстваих 108 (1600)”.
Толщинастен первогояруса - 5 метров,второго - 2,5 метров.Исследованияпоказали,что стилобат,на которомпокоится колокольня,заглублен всегона 4,3метра от древнегоуровня Соборнойплощади (около6 метров отсовременного).В процессереставрацииразвеяласьлегенда о том,что фундаментколокольниякобы пронизываетвсю толщинуБоровицкогохолма.Внутри столпав стене первогояруса устроенакаменная лестницав 83 ступени.Во втором ярусеона переходитв винтовую иимеет 149 ступеней.В третьем ярусеметаллическаялестница в 97ступеней ведетпо внутреннейстене до купола.Таким образом,всего в лестнице329 ступеней.
Вгалереях ярусовпомещаютсяколокола,представляющиесобой замечательныепамятникирусского литейногоискусстваXVI-XIX веков. Всегоих - 21. Все колоколаукрашены орнаментами,барельефамии надписями,в которых говоритсяоб историиколокола, датеотливки, весе,мастере.Самый большойколокол - Успенский- весит 70 тонн.Его отлилив XIX векемастера Завьялови Русинов. Другойколокол весом19 тонн отлитАндреем Чоховымв 1622 году. В Филаретовойпристройкевисит колоколвесом 12,5 тонны,отлитый в XVIII векеИваном Моториным.
Высотаколокольни- 81 метр. Она былаглавной дозорнойбашнейКремля, с высотыкоторой хорошообозреваласьМосква иее окрестностив радиусе до30 километров.В 1624 году с севернойстороны звонницымастер БаженОгурцов возвелтак называемуюФиларетовскуюпристойку,завершавшуюсябелокаменнымипирамидкамии черепичнымшатром. Второйи третий ееэтажи былиотведеныпод патриаршуюризницу. В 1812 годуотступавшиеиз МосквыНаполеоновскиевойска пыталисьвзорвать колокольню.Она уцелела,но звонницаи Филаретовскаяпристройкаразрушились.В 1819 году ихвосстановилархитекторД.Жилярди потипу старых,но с некоторымиэлементамиархитектурыXIX века. На третьемярусе звонницырасположенацерковьНиколая Гастунского,перенесеннаясюда в XIX векес Ивановскойплощади.Она примечательнатем, что построенапри Иване III наместе ханскогодвора в Кремле.Это знаменовалополное освобождениеМосквы оттатарщины. Потипу “ИванаВеликого”в древней Русибыло построеномногостолпообразныххрамов.
Архитектурнымчудом, подлиннымпамятникомвека, произведением,сконцентрировавшимв себе не тольковысшие достиженияархитектурноймысли эпохи,но и как быопределившимдальнейшийхарактер всейрусской архитектурывплоть до XVIIIстолетия, нужносчитать соборПокрова, “чтона рву” на Краснойплощади, болееизвестный поднародным названием“Василия Блаженного”(в конце XVI в. у егостен был погребенюродивый, носившийэто имя). Соборбыл, построензодчими Бармойи Посником в1555-1561 годах какмемориальноесооружениев честь покоренияв 1552 году Казани,как памятникокончательнойликвидациитатарскойопасности, каксооружение,прославлявшееподвиг русскихвоинов, отдавшихжизнь за родину.История постройкии замысел этогозамечательногохрама не лишеныинтереса. Летописисообщили, чтов “размерениеоснования”собора, то естьв решении егоплана и ритмаосновныхобъемов,лежало рационалистическоеначало - им “разумдаровася”.Требовалосьна вознесеннойна аркадахтеррасе подклетапоставитьхрам-памятник,состоящий изряда самостоятельныхприделов.
Центральныйбыл посвященпраздникуПокрова, почитавшемусяГрозным какзнак покровительстваБогоматерицарскому роду.Восточный былпосвящен троице,в честь которойсразу же послепобеды срубилидеревянныйнебольшойхрам. Западныйбыл посвященпраздникуВхода Господняв Иерусалим- единственномупраздникуземной славыХриста. По-видимому,это посвящениебыло подсказаноторжественнымвозвращениемв Москву ИванаГрозного и еговойска. Триумфпобедителяярко описалсовременник:... и позвонесявеликий градМосква (то естьзазвониликолокола всехцерквей. - М. И.)и изыдоша наполе за посадвсе множествобесчисленноенарода московского”.Победное шествиебыло настольковеликолепно,что “...забытив тот час всемлюдем... всядомовнаяпопечения свояи недостаци”при виде “таковыякрасоты, и силы,и славы великия”-Остальныеприделы соборабыли посвященытем святым,память которыхотмечаласьв дни военныхуспехов казанскогопохода ИванаГрозного исобытий егосемейной жизни,Нетрудно заметить,что внутренниепомещениясамих храмов-приделовнастолькомалы, что внекоторых изних перед крохотнымиалтарями могутпоместитьсялишь три-четыречеловека.Следовательно,весь смыслхудожественногозамысла воплощаетсяво внешнемоблике храма.Поставленныйна центральнойплощади Москвы- Красной, - вполном смысленарод- ной, онбыл на виду увсех, непрестаннонапоминая овеликой победе.Как уже говорилось,этот памятникдолжен былувековечитьи подвиг погибшихпод стенамиКазани. Герои,по представлениямтого времени,были достойнырайского блаженствав загробнойжизни. Многопредельныйсобор символизировал“селения праведных”,в которых обитаютдуши храбрецов.Естественно,что архитектурарайских жилищдолжна былапредстатьперед лицомживых людейво всем своемвеликолепии.Действительно,архитектураВасилия Блаженногоотличаетсяудивительнойсмелостью иоригинальностьюзамысла, ком-позиции основныхобъемов, богатствомдекоративныхдеталей. Можнос полным правомсказать, чтоздесь сосредоточенвесь богатыйарсенал архитектурныхформ XVI века. Тутмы находим ишатер, недавновведенный вкаменное зодчество,и башнеобразныеприделы (Дьяково),и маленькиепосадскиехрамы, не говоряо менее крупных,но не менееважных декоративныхформах в видеярусов кокошников,настенных“стрел”, причудливыхпо рисункуглав и т. д. Отмечаяредкое богатствофоры и деталей.которое легкомогло бы превратитьсяв руках среднеодаренногомастера в плохоскомпонованноенагромождениеразнообразныхэлементов,необходимосказать, чтоБарма и Посникпроявили ичувство и тактв распределенииэтих архитектурныхсокровищ. Так,по сторонамсвета поставленыбашнеобразныеприделы. Впромежуткахмежду нимистоят менеевысокие „посадские”храмики. Онивсе опоясаныпарапетомарочногоподклета,то выступающимвперед, то отходящимназад. Добавленныев конце XVI векадесятый приделнад могилойюродивогоВасилия Блаженного,а в XVII столетииколокольняи великолепныешатровые крыльцаусилили силуэтэтого сложногопо композициихрама-памятника,храма- города„небесногоСнопа” (Иерусалима),как его называлив ХУ1-ХУ11 веках.Со дня своегозавершенияон не перестаетпривлекатьк себе всех,кто чуток кискусству.Внимательноприсматриваяськ архитектуреВасилия Блаженного,мы видим, чтопринцип повторовлежит в основеего архитектуры.Он сказываетсяи в ярусахкокошников- этом лейтмотивехрама, и дажев завершениицентральногостолпа. ВосьмилучевоезвездообразноеоснованиеВасилия Блаженногонекогда несловосемь же главок,повторявшихрасположениевосьми приделоввокруг центральнойцеркви. Нельзяне отметитьдекоративныхприемов внутреннегоубранствасобора. Здесьмы найдем имногочисленныекарнизы, и фигурнуюкладку сводовглав из мелкогокирпича, и многиедругие детали,которые умелочленят и украшаютстены храмов-столпов,не позволяяим превратитьсяв полые, возносящиесяввысь „трубы”.Именно этидетали убранствасвидетельствуют,что внутриприделы ВасилияБлаженногоне предполагалосьпокрыватькакой-либоросписью, дажечисто орнаментальной.Внутренниестены приделовбыли побелены,в то время какснаружи храмимел красно-белуюокраску. Фигурныеразноцветныеглавы появилисьв конце XVI века,усилив его ибез того высокиедекоративныесвойства. ХрамВасилия Блаженногорассчитан намногие точкизрения, хотяглавным фасадомявляется западный- со стороныКремля. Обходясобор, мы становимсясвидетеляминепрестанноменяющихсяархитектурныхкартин. Формысменяют другдруга, наплываютодна на другую,создавая впечатлениенеобычайнойсказочности,неистощимойфантазии, незнающего пределабогатствавыдумки. В этихего свойствахс огромнойсилой сказываетсято „дивноеузорочье”,которое скоростанет всеобщимхудожественнымидеалом.
Ксеверу от Успенскогособора и колокольниИвана ВеликогонаходятсяПатриаршиепалаты и небольшойпятиглавыйсобор Двенадцатиапостолов,построенныев 1635-1656 годах русскиммастерамиАнтипом Константиновыми Баженом Огурцовымпо заказу патриархаНикона. СоборДвенадцатиАпостолов былсооружен наместе старогохрама “Соловецкихчудотворцев”и части двораБориса Годуноваи называлсяцерковью АпостолаФилиппа. Кровлии кресты храмабыли покрытымедными листамии вызолочены.В 1680 году соборперестроилии дали емусовременноеназвание.
БывшийПатриаршийдвор состоялиз целого рядапалат, комнат,переходов илестниц, сделанныхв толще стен.Многие из этихсооруженийсохранили свойдревний види дошли до нашихдней. По роскошии размерамПатриаршийдворец не уступалцарскому Теремному,а в чем-то ипревосходилего - Никон здеськак бы доказывалпревосходствоцерковнойвласти надцарской. Однаковскоре честолюбивыйдуховник былнаказан царемАлексеем Михайловичемза строптивостьи сослан. ПетрI, стремясь кединоличнойвласти, вовсе“упразднил”патриаршествои управлениецерковнымиделами передалСиноду, московскаяконтора которогонаходиласьв бывшем Патриаршемдворце. Новыехозяева палат,не очень-тозаботясь обих историческойи художественнойценности, провелиздесь большиеперестройки,сильно исказившиеинтерьер памятника.
Въезжалина Патриаршийдвор со стороныСоборной площадичерез две сквозныеарки, расположенныепод храмом.Потом этотпарадный проездбыл заложен.В литературеXIX века упоминалосьтолько об однойпроездной аркепод собором.В 1920 году былаоткрыта вторая,неизвестнаядо того времени,проездная арка.Сейчас полностьюраскрыты ивосстановленыоба арочныхсквозных проездапод церковьюДвенадцатиАпостолов. Ссеверной сторонык собору примыкаетоткрытая галереяна столбах,соединяющаяхрам с жилымипатриаршимипокоями. В 1922 годугалерея былаосвобожденаот позднихзастроек, былираскрыты древниепалаты дворцаи реставрированыпорталы церквиФилиппа.
Соборнаяплощадь Кремля- одна из древнейшихв Москве. Возникновениеее относят кначалу XIV века.На площадивозвышаютсяУспенский,Благовещенскийи Архангельскийсоборы, колокольняИвана Великого,Грановитаяпалата и другиепамятникирусской архитектуры.В XVIII и XIX веках площадьнесколько разпокрывалиплитами изкрепкого песчаника.В начале XX векаее освободилиот наросшегокультурногослоя, а в 30-х годахнашего столетияасфальтировали.В 1955 году асфальтсняли и восстановилипрежнее каменноепокрытие. Соборнаяплощадь былаглавной площадьюКремля. В старинуна ней происходилицеремониальныеторжественныешествия послучаю венчанияна царствоцарей икоронованияимператоров.Они сопровождалисьобычно пышнымивоинскимиэскортами.Перед Краснымкрыльцом Грановитойпалаты встречалииностранныхпослов. Здесьпроходили такжепохоронныепроцессии вАрхангельскийсобор - усыпальницумосковскихвеликих князейи царей - и Успенскийсобор - местопогребениямосковскихмитрополитови патриархов.Неповторимыйпо красотеархитектурныйансамбль Соборнойплощади, живописныйи гармоничный,создавалсятрудом и талантомрусских мастеровМосквы, Владимира,Пскова, итальянскихархитекторов.
Вюго-западнойчасти Соборнойплощади расположенизящный девятиглавыйс золотымикуполамиБлаговещенскийсобор. Соборстроился в1484-1489 годах псковскимимастерами какдомовая крепостьвеликого московскогокнязя, гдесовершалисьобряды бракосочетания,крещения детей.Первоначальнохрам был небольшойи венчалсятремя главами.В 60-х годах XVI векабыли возведенычетыре одноглавыецеркви (приделы)над галереямисобора и двеложные - такимобразом, соборпревратилсяв девятиглавоесооружение.В 70-х годах XVI векадля Ивана Грозногопристроилипаперть с высокимбелокаменнымкрыльцом; приделв южной папертипревратилсяв личную молельнюцаря. Эти изменениябыли связаныс четвертойженитьбой царя,после которойон уже не имелпрямого доступак церковнойслужбе. С дворцомсобор соединялсяспециальнымпереходом. Вовремя торжественныхцеремоний,проходившихна Соборнойплощади, храмслужил дляпарадноговыхода из дворцакнязя (позднеецаря) и его свиты.
Соборпостроен втрадицияхраннемосковскогозодчества. Нотак как егостроили псковитяне,то, естественно,здесь присутствуютчерты псковскойархитектуры:восьмигранникпод центральнымбарабаном,оригинальныепояски на главахи много другихдекоративныхэлементов. Сплощади в храмведут два входас высокимикрыльцами.
Соборыи церкви Кремля
(Соборнаяплощадь. Кремль)
Квостоку отТеремногоДворца расположенычетыре домовыецеркви: св.Екатерины,Верхоспасскийсобор и церквиРаспятия Христаи Церковь ВоскресенияСловущего.
Близостьличных покоевцаря и царицыобусловливалиих название:верхний, т.е.расположенныйна втором этаже.Первой былапостроенацерковь св.Екатерины.Деревяннаяцерковь, первоначальностоявшая наэтом месте,была разрушенаво время пожара.Расположеннаярядом с Золотойцарицынойпалатой церковьбыла составнойчастью покоевцарицы и главнойцерковью наженской половине.Время строительствацеркви - 1627 г.
Одновременносо строительствомТеремногодворца в 1635-62 г.г.те же мастераБажен Огурцов,Трефил Шарутин,Антип Константинови Ларион УшаковвоздвиглиВерхоспасскийсобор или, какеще его называют,“Спас за золотойрешеткой”.Снаружи, каки все домовыецеркви Теремногодворца, церковьимеет меднуюкровлю XVIII векаи 11 небольшихбарабанов сзолоченымикуполами. Эточасть Кремлянаиболее эффектна.Яркие изразцы,выполненныеОсипом Старцевымпо рисункамрезчика Ипполита,украшают барабаны,круглые “окна”,не заполненныеизразцами,обнажают кирпичнуюкладку. Изразцы,заключенныев нишах и широкийузорчатый фриз,образуют карниз.Домовая церковьрусских царейВерхоспасскийсобор небольшаяи очень уютная.Высокохудожественныйиконостасвыполнен издерева и украшензолоченойрезьбой в стилебарокко. Царскиеврата и декоративныевставки с обеихсторон с многочисленнымирельефнымиизображениямивыполненычеканкой посеребру (конецXVIII в.). В нижнемряду находятсяособенно ценныеиконы работыизвестногокремлевскогоиконописцаФедора Зубова,близкого постилю СимонуУшакову. Живописныеизображениябиблейскихсюжетов настенах соборабыли выполненымаслом в прошломвеке. В советскоевремя реставраторамудалось расчиститьфрагментыросписи XVII века.
НадВерхоспасскимСобором находитсяцерковь РаспятияХриста, построеннаяв 1681 г. во времяправления царяФедора Алексеевича.Наибольшийинтерес представляютиконы иконостасаи молельни,выполненныеметодом аппликации. Лица, руки иноги святыхпрописаныкрасками, остальныеже части фигурвыполненыаппликацией,виртуозноподобраннойпо цвету. Иконыбыли написанычерез год послеокончаниястроительствахрама художникамиОружейнойпалаты ИваномБезминым, ВасилиемПознанскими БогданомСалтановым.Аппликацияи вышивка быливыполненыцаревнами ирусскими мастерицами- вышивальщицами.В молельненаходитсярезное распятие1687г.
ЦерковьВоскресенияСловущего былапостроена надцерковью св.Екатериныв 1680-1681 годах. Наибольшийинтерес здесьпредставляетрезной золоченыйи серебряныйиконостас концаXVII - начала XVIII веков.Иконы былинаписаны кремлевскимхудожникомПоспеловымприблизительнов то же время.
Использованиесветотени ивнимание кдеталям позволяютсчитать этиработы предшественникамирусской светскойживописи. Передиконостасомвисит огромныйпозолоченныйсеребряныйсветильник- паникадило,подаренныйцарю АлексеюМихайловичушведским королемКарлом XI.
Успенскийсобор стоитна месте построенногоИваном Калитойв 1326-1327 годах первогокаменногособора Москвы.До него, в своюочередь, стоялидревнейшиемосковскиецеркви – деревяннаяXII века и каменнаяXIII века. ПостроилУспенский соборприглашенныйИваном III итальянскийархитекторАристотельФиораванти.Собор возведенв 1475-1479 годах пообразцу Успенскогособора XII векав старинномрусском городеВладимире. ЭтоподчеркивалопреемственностьМосквы по отношениюк одному издревних центроврусской земли.
Втечение четырехвеков Успенскийсобор МосковскогоКремля оставалсяглавным храмомРуси, в нем венчалина царствопрестолонаследников,оглашалигосударственныеакты, на церковныхсоборах избиралисьмитрополитыи патриархи,совершалидругие торжественныецеремонии. Собор служилусыпальницеймосковскихпатриархови митрополитов.
Соборотличаетсяизысканнойпростотой воформлениифасадов, необычайнойцельностьюобьема. Пятьмощных барабановзаканчиваютсязолоченымикуполами,напоминающимишлемы древнерусскихвоинов. Гладкиепилястры делятстены зданияна равные плоскости- прясла, каждаяиз которыхимеет полукруглоезавершение- закомару. Сюжной, севернойи западнойсторон соборукрашает фризиз узких арочек.Главный входв храм расположенсо стороныСоборной площади.Широкая лестницазавершаетсяпорталом изтрех полукруглыхарок. Вход вздание как быохраняют архангелМихаил и ангел-хранитель;выше в аркивписаны фигурысвятых. Надними - изображениебогоматерис младенцем.Эти многоцветныефрески исполненынеизвестнымирусскими художникамиXVII века.
Вовремя Отечественнойвойны 1812 годасобор был подвергнутопустошениюнаполеоновскимивойсками. Изчасти серебра,отбитого потомрусскими казаками,была выкованалюстра, котораявисит в центресобора.
Древнейшийпамятник прикладногоискусства всоборе - егоюжные двери(привезены вМоскву изсуздальскогособора, относятсяк началу XV века),на них золотомпо черному лакунаписаны 20изображенийна библейскиетемы.
В70-е годы в Успенскомсоборе былпроведен целыйкомплексреставрационныхработ. Это иукреплениефундамента,и созданиетемпературно-влажностногорежима, обеспечивающегосохранностьтемперной истанковойживописи, иконсервацияв подземнойчасти соборафрагментовболее раннихстроений, стоявшихна этомместе. Впервыебыла осуществленареставрацияглав. Дело втом, что главыУспенскогособора отличалисьособенно теплымтоном позолоты,которая достигаетсяогневым способомзолочения, неприменяемымв настоящеевремя. Тем неменее, реставраторамудалось воспроизвестивеликолепныйколорит главсобора.
Небольшаяодноглаваяцерковь Ризположениябыла построенапсковскимимастерами в1484-1486 годах. Этацерковь находитсяна месте древнейцеркви Ризположения,возведеннойв 1451 году митрополитомИоной в памятьизбавленияМосквы от нашествиятатарскихполчищ Мазовши.
Вночь на 2 июля1451 года татарыподошли к Москве,но внезапноотступили,бросив всенаграбленноедобро. Это событиебыло вызванополитическойборьбой в станеврага, но церковьпридала емучисто религиозноезначение, таккак оно совпалос церковнымпраздником“Положенияризы”. В памятьоб этом и быланазвана церковь.В 1473 году онасгорела вместес двором митрополита.На освободившемсяместе возвелиновую кирпичнуюцерковь наподклете, обнесеннуюс трех стороноткрытой папертью- гульбищем. Заней сохранилосьстарое название.
ВXVII веке церковьбыла перестроенаи была сделаначетырехскатнаякровля. Папертьс западнойстороны перекрылисводами. Пообразовавшейсякрытой галерее,которая существуетдо сих пор, женскаяполовина царскойсемьи переходилаиз Теремов вУспенскийсобор.
Впожар 1737 годацерковь сгорелаи была восстановленаархитекторомИ.Ф.Мичуриным.Была сооруженановая главав виде вазы ирастесаныалтарные зоны.В XIX веке к церквис южной стороныпристроиликрытую лестницу.Она вела к западномуфасаду, на которомбыла написанаикона “ПечерскаяБожья матерь”.Церковь поэтомуиногда называлиПечерской.
ЦерковьРизположениясооружена встиле раннемосковскогозодчества, снекоторымиэлементамипсковскойархитектуры.Глава разукрашенагеометрическимрисунком изкирпича. Стеныпо вертикалиразделены натри части и стрех сторонукрашеныорнаментированнымпоясом из обожженнойглины, которыйделит фасадыцеркви на дваяруса.
Большойинтерес представляетиконостасцеркви. Три еговерхних рядавыполнены в1627 году артельюмастеров,возглавляемойизвестныммосковскимхудожникомНазариемИстоминым-Савиным,прекрасныммастером рисункаи света. Четырехъярусныйиконостас всеребряномокладе по мастерствуисполненияявляется однимиз лучшихпроизведенийискусствапервой половиныXVII века. Местныйчин иконостасаукрашает икона“Троица”. Стены,своды и столбыхрама украшаетмногокрасочнаяроспись, сделаннаяв 40-х годах XVII векаизографамиСидором Осиповым,Иваном Борисорыми Семеном Абрамовым.
Сюжетыфресок связаныв основном спосвящениембогоматери. В пятнадцатисценах рассказываетсяо родителяхМарии - Иоакимеи Анне, о ее жизнив родительскомдоме, в храме,о ее замужестве,рождении сынаи успении.Особенностьюнастеннойживописи церквиРизположенияявляется отсутствиеизображения“Страшногосуда” на еезападной стене.В остальномона строгоканонична: вцентральномкуполе помещеноизображение“Спаса Вседержателя”,в барабаненаписаны пророкии евангелисты.
Вросписи находятотражение инекоторыеобщественно-политическиеи социальныеявления: дванижних регистрастолбов занимаютмонументальныеизображениякнязей и митрополитов,подбор которыххарактерендля серединыXVII века. Здесьи киевскийкнязь Владимир(верхний ярусюжного столба,восточнаягрань), и владимирскийкнязь АндрейБоголюбский(северная грань),и АлександрНевский (западнаягрань), и сынАлександраНевского ДаниилАлександрович(южная грань).В нижнем ярусе(южная и восточнаяграни) изображеныБорис и Глеб- первые русскиесвятые, покровителикняжеской, апозднее царскойвласти. На соседнемстолбе написанафигура митрополитов- предшественниковрусских патриархов.Большую художественнуюценность представляюти паникадилоработы котельныхдел мастераД.Сверчкова,которое датируется1624 годом,а также четыредеревянныхподсвечника,покрытых воскоми расписанныхкрасками,изготовленныев 1643-1645 годах позаказу патриархаИосифа.