Чесменский бой. 1848
Холст, масло. 193 х 183 см
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Чесменское сражение – одна из самых славных и героических страниц в истории российского флота. Айвазовский не был, да и не мог быть свидетелем события, происходившего в ночь на 26 июня 1770 года. Но как убедительно и достоверно он воспроизвел на своем полотне картину морской битвы. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна. Ее холодный и спокойный свет только подчеркивает адское смешение на море огня и воды. Кажется, что и сам художник, создавая картину, переживал упоение битвой, где русскими моряками была одержана блестящая победа. Поэтому, несмотря на ожесточенность сражения, картина оставляет мажорное впечатление и напоминает грандиозный фейерверк.
Сюжетом для этого произведения послужил эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Россия на протяжении десятилетий вела с Турцией волны за обладание Черным и Средиземным морями.
Две русские эскадры, вышедшие из Кронштадта, после длительного перехода по Балтике миновали Ла-Манш, обогнули берега Франции и Португалии, прошли Гибралтар и вышли в Средиземное море. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшемся тогда сильнейшим в мире. После нескольких военных стычек турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Российские корабли закрыли выход из бухты и в течение ночного боя практически полностью сожгли и уничтожили турецкий флот. С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000 человек. Это была беспримерная в истории морских сражений победа. В память о ней была выбита медаль, граф Алексей Орлов, командовавший эскадрами, получил титул Чесменского, а в Царском Селе Екатерина II велела воздвигнуть памятник этой битве – Чесменскую колонну. Она и сейчас горделиво возвышается посреди Большого пруда. Ее мраморный ствол завершает аллегорическая скульптура – двуглавый орел ломает мраморный полумесяц.
Айвазовский в том же 1848 году написал картину Наваринский бой, которая составила с Чесменским боем своеобразную пару-диптих, прославляющую победы русского флота.
Девятый вал. 1850
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
И до этой картины Айвазовский не раз писал морские бури, но никогда еще не создавал столь грандиозного полотна ни по размеру, ни по впечатлению, производимому им. В картине соединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особенно памятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого русского живописца, имя которого уже было хорошо известно. Спустя годы Айвазовский вспоминал: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».
Бушует грозная морская стихия. Бездонную толщу воды, бурлящую пену морских волн окрашивает в синий, бирюзовый, розовый, красный, белый цвета просвечивающее сквозь марево облаков оранжево-желтое солнце. Утихнет ли океан? Придет ли спасение для людей?
Существуют старые поверья о том, что в движении грозных валов есть свой непреложный ритм. Древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне – десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был девятый вал.
Противостояние людей и стихии – вот тема картины. В ней ярко воплотились принципы романтического искусства, в котором чувства людей, состояния природных стихий находятся в наивысшем напряжении. Еще будучи учеником Академии художеств, Айвазовский восхищался знаменитой картиной Последний день Помпеи. В живописи и сюжете этого создания Карла Брюллова стилистика романтизма получала совершенное классическое воплощение. Айвазовский не был учеником Брюллова, но находился под сильным обаянием и влиянием его искусства и личности. Романтические настроения в эти десятилетия еще полностью владели душой и искусством великого мариниста.
Гоголь сказал однажды: «Если бы был художником, я бы изобразил особого рода пейзаж… Я бы сцепил дерево с деревом, перепутал ветви, выбросил свет, где никто не ожидал его, - вот какие пейзажи надо писать». Бушующая стихия картины Айвазовского перекликается с этими словами писателя.
Ледяные горы в Антарктиде. 1870
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Множество своих картин Айвазовский посвятил истории российского флота. Они изображают не только военные баталии и победы, но и вполне мирные события, однако выдающиеся по своему значению.
Памяти русской географической экспедиции к берегам неизведанного и таинственного южного континента посвятил художник эту картину. Он написал ее в год, когда отмечалось пятидесятилетие беспримерного по трудности перехода и открытие Антарктиды.
Выйдя четвертого июля 1819 года из Кронштадта на двух парусных шлюпах «Восток» и «Мирный», экспедиция под командованием выдающегося мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена 16 января 1820 года максимально продвинулась сквозь льды в южные широты и пришла к выводу, что перед нею не просто льды, но «льдинный материк» - Антарктида.
В своей книге, рассказывающей об этом плавании, Беллинсгаузен писал, сколь труден переход: «неведение о льдах, бури, величайшие подымающиеся волны, густая мрачность таковой же снег, которые скрывали все о глаз, в сие время наступила ночь; бояться было стыдно, а самый твердый человек внутренне повторял: «Боже спаси!»». Об этой экспедиции Айвазовский слышал рассказы от адмирала М. П. Лазарева, с которым его связывала многолетняя дружба. А в те далекие годы молодой капитан командовал шлюпом «Мирный».
В картине проявилось качество, свойственное, быть может, лишь одному Айвазовскому и никакому другому живописцу. Синтезируя, соединяя множественные впечатления, полученные в самых разных местах и при разных обстоятельствах, он сумел создать картину, захватывающую своей убедительностью. «Удаление от местности, мной изображаемой, заставляет только явственнее и живее выступать в памяти все подробности в моем воображении. Бурю, виденную мною в Италии, я переношу на какую-нибудь область Крыма или Кавказа; лучом луны, отражавшимся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя. Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят в область минувшего. Таково свойство моей натуры», - признавался художник.
Черное море. 1881
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сначала художник назвал картину На Черном море начинает разыгрываться буря. Под этим же названием ее увидели зрители на выставке Айвазовского в Академии художеств. Продавая картину Павлу Третьякову, Айвазовский сделал название проще, оно стало и более емким, выразив собою ясность и серьезность замысла живописца.
Сдержанный на похвалу Крамской, всегда очень точно определявший достоинство работ своих собратьев-художников, писал о картине: «Между 3-4 тысячами номеров, выпущенных Айвазовским в свет, есть вещи феноменальные и навсегда такими останутся, например, Море у Третьякова, написанное четыре года назад (т.е. когда человеку было уже более 70 лет)… На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Не случайно Крамской поместил эту картину Айвазовского в интерьер своего живописного произведения Неутешное горе. Глубоко драматические переживания героини картины, ее сюжет – противостояние человека горю, возможность выдержать удары судьбы – подчеркиваются пейзажем Айвазовского, изображенным за спиной женщины.
Множественные впечатления от наблюдения морской стихии, ее жизни, движения легли в основу пейзажа Айвазовского. В нем художник обобщил и свои знания, и свою любовь к Черному морю.
Ритм идущих одна за другой волн и гряды облаков своим неутомимым движением создают образ стихии, таящей в себе грозные бури. «Дух Божий, носящийся над бездною», - эти библейские слова произнес Крамской, стоя у картины. Суровой простоте содержания соответствуют живописные средства, какими пользуется художник. Здесь нет ни малейшей внешней эффектности, и словно забыты романтические увлечения юности. Все починено абсолютной правде в воссоздании природы на холсте. Айвазовский вплотную приблизился к реалистическому искусству, которое несли в жизнь художники-передвижники. И хотя он не состоял членом Товарищества передвижных выставок, главой которого был Крамской, знаменитый маринист в своем творчестве 1880-х годов разделял многие принципы, лежавшие в основе реалистического направления живописи второй половины XIX столетия.
Опыт жизни, умение отобрать зрительные впечатления, сконцентрировать их, не повторить уже высказанное в прежних картинах помогли великому мастеру создать одну из самых замечательных своих марин.
Свадьба на Украине. 1891