Смекни!
smekni.com

Творчество Нестерова на уроках (стр. 2 из 10)

В 20 - 30-е гг. XX в. - это время существования разных группировок, у каждой из которых была своя идея, манифесты, программа и выразители средств. Наибольшее значение приобрела тогда «АХРР» («Ассоциация художественной революции России»), поддерживавшая политику государства (возникла в 1922 г. на базе Товарищества художественных передвижных выставок). С 1928-го г. была переименована в «АХР» («Ассоциация художников революции»). В нее вошли художники из «Союза русских художников» и др. Основная программа - отражение быта рабочих, крестьян и т.д.

Были организованы ими выставки: «Жизнь и быт рабочих» (22 г.), «Жизнь и быт Красной армии» (23 г.), «Жизнь и быт народов СССР» (26 г.). Эти художники работали почти во всех жанрах. Основная тематика - революционная, в которой ведущую роль сыграл И.И. Бродский, создававший серию «Лениниада». В бытовом жанре работал Е.М. Чепцов. Его картины посвящены повседневной жизни крестьян и рабочих («Заседание сельской ячейки»). Произведения Н.А. Касаткина посвящены жизни и быту рабочих («Шахтерка», 1894 г., «Углекопы. Смена.» 1895 г.).

Батальный жанр представлял М.Б. Греков, писавший картины о революционных событиях в романтическом ключе («Отряд Багратион»). Впоследствии он повлиял на развитие батальной живописи.

В жанре портрета работал С.В. Малютин («Портрет инженера Передерия», «Портрет писателя-бойца Д. Фурманова»), Г.Г. Ряжский.

В 20-е г. заметно обращение к портрету, где сочетаются индивидуальные черты с чертами, характерными для этой эпохи. Они отражают социально-обобщенное лицо модели («За учебу. Пионерка с книгами», «Председательница» Н.А. Касаткина).

Новый образ строящейся страны прослеживается в пейзажном жанре. Так возникает индустриальный пейзаж («Транспорт налаживается» Яковлевой, «Купола и ласточки» (21 г.) К.Ф. Юона, «Мойка. Белые ночи.» (27 г.) Осмеркина, «Голубая весна» (30 г.) Бакшеева и др).

Объединение «Четыре искусства» - выдвинуло на 1-й план вопросы специфики изобразительности искусства и выразительности художественной формы, лаконичность простых форм (Петров-Водкин К.С., П. Кузнецов и др.). «Общество молодых художников» («ОМХ» 1928 г.) стремилось передать материальное богатство мира с помощью энергичной лепки объема, смелой свето-теперовки (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк), («Снедь московская» Маликова и др.).

Скульптура 20-х гг. овеяна революционной романтикой И.Д Шадра («Булыжник - оружие пролетариата»). Он стремился в своем творчестве использовать традиции мирового искусства, в частности, Родена.

После смерти В.И. Ленина правительство поставило перед деятелями искусства задачу отражения в нем образа Ленина, как вождя мирового пролетариата. Был объявлен конкурс скульптуры вождя для Финляндского вокзала, победил проект скульптуры Авсеева «Ленин на броневике». Также работал в то время С.Д. Меркулов, тяготевший к монументальности в портретном жанре. Он снимал посмертную маску с Ленина, на основе которой возникла его композиция «Смерть вождя».

Памятники Ленину создавались для разных городов.

В портретной скульптуре работала А.С. Голубкина, Домогадский и Николадзе. Скульптор С. Лебедева смогла уловить и показать в своих работах индивидуальность характера, но с чертами своей эпохи («Женский портрет»). В классической манере работал А.Т. Матвеев, который в 1929 г. создал композицию «Октябрь». В 1926 г. сформировалось общество русских скульпторов («ОРС»), в него входили многие мастера разных школ и направлений, их объединял интерес к современности. Просуществовало оно до 1932 года.

В архитектуре начала XX в. Ведущим направлением был конструктивизм. В нем подчеркивалась, в первую очередь, функциональность. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе. Советский конструктивизм представлен в проекте «Дворец труда» (в Москве, братья Леснины), но не был осуществлен. Однако, он способствовал утверждению конструктивных форм в архитектуре, широко использовался в строительстве общественных зданий, театров, дворцов культуры, домов культуры («Дом на набережной Мосова», «Мавзолей Ленина» Щусева А.В и др).

В 20 - 30-е гг. возникло соперничество между конструктивизмом и неоклассицизмом. К концу 30-х гг. неоклассицизм стал явно преобладать над конструктивизмом. В середине 30-х гг. возводятся станции Московского Метрополитена. С роскошной внутренней отделкой (мозаика, скульптура, фрески, витражи, мрамор и бронза и мн. др.). Но при этом произошла перегрузка советской символикой (пятиконечные звезды, серпы с молотами, чрезмерная помпезность), что шло в ущерб здравому смыслу и удобству.

Это направление просуществовало вплоть до 50-х гг. - его называют сталинским ампиром.

Таким образом, краткий взгляд на эпоху позволяет сделать вывод, что искусство России второй половины XIX в до середины 50-х гг.XX века прошло очень большой путь до неоклассицизма (сталинского ампира), перешагнув при этом через множество направлений модернизма, футуризма и других «измов», что до сих пор высоко оценивается во всем мире. И значительное место в этом периоде развития русской живописи занимает творчество М.В. Нестерова.

[1]


1.2. М.В. Нестеров - как художник переходного периода

рубежа XIX - XX веков

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), родился в г. Уфе. Уфа в то время была одним из губернских городов России.

Купечество составило основную массу в городе. К этому сословию принадлежала и семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил из новгородских крестьян. Позднее они переселились на Урал, где стали крепостными Демидовых - владельцев знаменитых горноделательных заводов. Позднее они получили вольную. Впоследствии дед художника записался в купеческую гильдию.

Отец М.В. Нестерова, Василий Иванович, торговал мануфактурными и галантерейными товарами, а позднее стал одним из инициаторов создания общественного городского банка.

Мать художника, Мария Михайловна, происходила из елецкой купеческой семьи Ростовцевых, богатых торговцев пшеницей.

Известно, что М.В. Нестеров любил рисовать с детства, обладал редкостной фантазией и удивительным умением воображать себе несуществующие события.

В гимназии (1872 г.) он учился плохо. Чувствовал влечение лишь к предметам учителя В.П. Травкина - рисованию и чистописанию.

В 12 лет отец повез его в Москву, поступать в Императорское техническое училище. Он сдал экзамен лишь по закону Божьему, рисованию и чистописанию, к остальному он не имел интереса и провалился.

Тогда его определили в училище К.П. Воскресенского. Там он сделал заметные успехи в рисовании. Его учителем по этому предмету был А.П. Драбов. Вскоре его отдали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он стал учиться у В.Г. Перова.

В 1881 г. М. Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств по классу П.П. Чистякова.

На ученических выставках М.В. Нестеров показал свои эскизы жанровых сценок, но они не принесли ему настоящей радости. Он чувствовал, что бытовой жанр не его призвание.

Пробовал работать и над историческими сюжетами, но они его не устроили.

Требования Академии художеств не отвечали его стремлениям.

М.В. Нестеров подолгу работал в Эрмитаже. Там он познакомился с М. Врубелем, Крамским.

Нестеров возвратился в Москву с намерением восстановиться в Училище живописи к В.Г. Перову. Но к тому времени В.Г. Перов был уже при смерти. М.В. Нестеров пишет умирающего В.Г. Перова. Он был очень расстроен его болезнью и его смертью.

После смерти своего учителя М. Нестеров возвратился в Петербург, в Академию художеств. Но вскоре он вновь покидает Академию.

Лето 1883 г. М. Нестеров провел в родной Уфе. Там он познакомился со своей будущей женой М.И. Мартыновской, для которой написал рисунок «Первая встреча» («Конский топ»), положивший начало многим изображениям М.И. Мартыновской.

Там же он написал эскиз к картине «Домашний арест» и подарил его М.И. Мартыновской с подписью, содержащей слова: «Ученик В.Г. Перова». Вскоре он восстановился в Училище. В Училище живописи, где на экзамене в 1885 г. получил за все эскизы первые номера, а за эскиз «Призвание М.Ф. Романова» - награду и почетное решение совета училища взять эскиз в «оригиналы».

В этом же, 1885, году М.В. Нестеров женился на М.И. Мартыновской. В 1886 г. вышел альбом рисунков М.В. Нестерова и С.В. Иванова. М. Нестеров получил звание классного художника и большую серебряную медаль за картину «До государя челобитчики».

В этом же году у художника родилась дочь Ольга. Но при родах умерла его жена. М. Нестеров написал посмертный портрет М.И. Мартыновской. Акварель, изображающая умирающую, подписана рукой художника так: «Последнее воскресенье. 1 июня 1886 г.».

В 1887 г. М.В. Нестеров написал три варианта картины «Царевна», где он снова запечатлевает образ покойной жены. Потом он написал «картину - воспоминание» - «Христова невеста» - с лицом любимой жены.

В 1888 - 1889 гг. М. Нестеров отправляется в поездку по Волге, затем ненадолго заехал в Уфу, там сделал наброски «За приворотным зельем», и одновременно работал над картиной «Пустынник». Позже он поселился под Москвой, в Троице - Сергиевом Посаде. Впервые посетил дом Мамонтовых в Абрамцеве, где он познакомился с В.Д. Поленовым, В.Н. Суриковым, В.А. Серовым. Здесь же увидел картины В.М. Васнецова.

Вскоре М.В. Нестеров дебютировал «Пустынником» на XVII выставке Товарищества передвижников. Картина была приобретена П.М. Третьяковым. Потом художник поехал в Петербург. А чуть позже он впервые поехал за границу (Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден).

В 1889-1890 гг. М.В. Нестеров работал в Троице-Сергиевом Посаде и в Москве над картиной «Видение отроку Варфоломею». Картину в Москве смотрят И.И. Левитан, В.И. Суриков. Она была куплена П. Третьяковым. И также она была показана на XVIII выставке Товарищества передвижников.