В 1890-1895 гг. М.В. Нестеров переехал в Киев. Там он познакомился с В. Васнецовым. Работал во Владимирском соборе. Сблизился с семьей Прахова.
В 1891 г. он работал в Киеве над картиной «Юность Сергия Радонежского». В Москве, Зоологическом саду писал «мерзкую тварь» для этой картины. И продолжал работу над ней в Уфе.
В 1892 году Нестеров привез картину «Юность Сергия Радонежского» в Москву. Показывал ее братьям Васнецовым, П. Третьякову. Потом он возвратился в Киев и работал над головой Сергия.
В 1893 году картина «Юность Сергия Радонежского» после горячих дебатов была принята жюри Товарищества передвижников. Поездка за границу во второй раз была им осуществлена в том же году (Константинополь, Греция, Италия).
Весною 1895 года М.В. Нестеров поселился в окрестностях Троице-Сергиевого Посада - «у Черниговской». Там он написал картину «Под благовест». Вскоре он отправляется в поездку по старым русским городам (Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич).
В 1896 г. М. Нестеров был избран членом Товарищества передвижников. Пишет картину «На горах» - это первая часть его «романа в картинках».
В 1897 г. М. Нестеров в Киеве пишет картину «Великий постриг».
В 1898-1999 гг. М. Нестеров пишет другую картину - «Дмитрий царевич убиенный». Потом он выставляет картины «Чудо», «Под благовест» на художественной выставке в Мюнхене. В том же году был избран академиком живописи (по представлению И.Е. Репина, Поленова, В. Васнецова).
В 1899-1904-х гг. М.В. Нестеров работает над росписями в храме Александра Невского в Абастумане.
В 1900-1901 гг. произошла его встреча с М. Горьким (в Ялте) и началась их дружба.
В этот же период М.В. Нестеров работает над этюдом к картине «Святая Русь». Позже он едет на Белое море, в Соловецкий монастырь. Пишет портретный этюд М. Горького. Знакомиться с художественным театром, сближается с Ф. Шаляпиным.
В 1901-1905-х гг. М. Нестеров работает над картиной «Святая Русь».
В 1902 году художник женится на Е.П. Васильевой.
В 1905 году М. Нестеров едет в Париж, а затем по Волге и Каме. В это время он пишет картину «За Волгой» - третью часть «романа в картинках». Также он пишет в это время портреты своей второй жены Е.П. Нестеровой, а также портреты своей дочери О.М. Нестеровой и портрет И.Г. Яшвиль.
В 1906 году М. Нестеров написал портреты Яна Станиславского, О.М. Нестеровой («Амазонка»). Тогда же отправляется в поездку к Л. Толстому в Ясную Поляну.
В 1907 году у М. Нестерова была большая персональная выставка в Петербурге и Москве. Были выставлены картины «Святая Русь», «Дмитрий царевич убиенный». Всего 85 произведений, в том числе - неожиданные для зрителя - «Свирель», «Два лада». Потом он второй раз едет в Ясную Поляну, и пишет там портрет Л. Толстого.
В 1908 году М. Нестеров вновь едет в Италию (Неаполь, Капри). В этом же году он отклоняет предложение стать профессором Академии художеств.
В 1908 - 1911 гг. М.В. Нестеров работает над росписями для Марфо-Мариинской обители в Москве.
В 1909 году художник участвует в Международной художественной выставке в Мюнхене. Дарит свою коллекцию картин русских художников Уфе (она составила основу Музея, открытого в 1920 г.).
В 1910 году он окончательно переезжает из Киева в Москву, где был избран в том же году действительным членом Академии художеств.
В 1911 году он снова отправляется в поездку в Италию. Также он участвует в Международной художественной выставке в Риме.
В 1913 - 1914-х гг. М. Нестеров работает для Собора в Сумах.
В 1914 году пишет картину «Лисичка» и портрет Н.М. Нестеровой.
В 1914 - 1916 гг. он пишет картину «На Руси», задумывает картины «Христиане», «Душа народа». В это же время пишет такие свои произведения, как «Философы», «Архиерей», «В лесах», «Соловей поет».
В 1918 - 1919-х гг. М.В. Нестеров пишет автопортрет. В этот же период едет на Кавказ, пребывает в Армавире с семьей.
В 1920 году он возвращается в Москву. В 1921 - 1922-х гг. была им написана картина «Мыслитель».
В 1923 году М. Нестеров написал портрет своей второй дочери Н.М. Нестеровой («Девушка у пруда»).
В 1925 году им были написаны портреты А.Н. Северцова, П.Д. Корина, В.М. Васнецова. А также женский портрет .
В 1926 году было празднование 40-летия творческой деятельности М.В. Нестерова в Государственной академии художественных наук. В этом году он начал писать воспоминания («Давние дни»).
В 1927 - 1928-х гг. пишет портреты С.И. и Н.И. Тютчевых.
В 1928 году он пишет автопортрет (два варианта). Совершает поездки в Ленинград и Киев. Пишет портрет В.М. Титовой, «Большая девушка», «Элегия».
В 1930 году - пишет портрет П.Д. и А.Д. Кориных. Первый портрет И.П. Павлова.
В 1931 году - портретный этюд А.М. Нестерова.
В 1933 - 1934-х гг. - первый портрет С.С. Юдина.
В 1934 году М. Нестеров написал портрет И.Д. Шадра, второй портрет А.И. Северцова.
В 1935 году у художника была выставка 16-ти картин в ГМИИ в Москве.
Также он написал портреты В.Г. Черткова (1935), второй портрет С.С. Юдина (1935), второй портрет И.П. Павлова (1935), Е.П. Разуновой (1936), Е.И. Таль (1936), К.Г. Держинского (1936-37), О.Ю. Шмидта (1937), Е.С. Кругликовой (1939), В.И. Мухиной (1939-1940).
В 1936 году было празднование 50-летия творческой деятельности М.В. Нестерова.
В 1941 году художник получил Государственную премию первой степени за портрет И.П. Павлова (1935). В этом же году портрет А.В. Щусева.
В 1942 году вышла из печати книга М.В. Нестерова «Давние дни». Чествование М.В. Нестерова связанное с его 80-летием, было отмечено в этом же 1942 году, и в это же время его наградили орденом Трудового Красного Знамени и присвоили ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В этом же году он написал свое последнее произведение - картину-пейзаж «Осень в деревне».
М.В. Нестеров скончался 18 октября, на 81-м году жизни.
Таким образом, краткий взгляд на жизнь и творчество этого художника показывает, что картины М. Нестерова говорят о взаимоотношениях художника с окружавшими его явлениями, событиями, большими темами русской истории и действительности, русской культуры, русской живописи его времени. И речь здесь идет не о том, как лично относился к этому всему М.В. Нестеров, художник и человек, а о том, какое место, какая «ячейка» была ему отведена, что им найдено в общей мозаике сложной, противоречивой и все же диалектически целостной картине его эпохи, России конца XIX в и начала XX в.
Перед М. Нестеровым, как и перед его сверстниками, вставал вопрос об «излитии» любыми приемами накопившегося в сердце и в совести. Нестеров был одним из самых взыскательных художников в истории не только русского искусства, но и мирового. Для него не могло быть «все равно как», а надо было «хорошо», «особенно». И не «все равно, что», а тоже - «нечто большое и важное», «народное и русское».
То, что выбрал М. Нестеров, было, без сомнения, «внутренним», не «внешним», и не «историей» (на этот путь встали художники В.И. Суриков и А.П. Рябушкин), и не «иконой» или былиной (как В.М. Васнецов), а «поэзией и легендой», или, как это выразил исследователь С. Дурылин (9), «легендой, и песней, и сказкой».
1.3. Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества
Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял особую программу, им в словах, естественно, не формулируемую. Происходит развитие, увеличение его образов. Он втягивается, подобно Сурикову, в историческое прошлое своей страны. То, что Нестеров был реалистом, в лучшем смысле слова художником правды, связанным с Россией, и с народом, в этом сомнений нет.
Говоря о его раннем творчестве, можно заметить, что Нестеров - один из замечательнейших исторических иллюстраторов в нашем искусстве. В лучших своих произведениях он никогда не шел по пути внешней иллюстрации. Считаются чудесными фантастически-реальными иллюстрации М. Нестерова к «Коньку-Горбунку», и совсем забытые, очень хорошими - к А.С. Пушкину.
Художник с необычной последовательностью воплотил в ряде образов судьбу русской женщины, ее «недолю» в старое время. В «отшельницах» и «отшельниках» Нестерова отсутствует самый мотив молитвенного экстаза, самомучения, покаяния, аскетизма. Горестная грустность, щемящая покорность судьбе - это налицо. Но вокруг нестеровских героинь не толстые стены келий, а природа, которая аккомпанирует даже картине «Великий постриг». Судьбу русской девушки М. Нестеров не погружает в горестный крестьянский быт, как это делали С.В. Иванов и В.М. Максимов, и никак ее не идеализирует, как это себе позволяли салонные художники К.Е. Маковский и С.С. Сагочко, а стремится ее образ обобщить.
«Не живопись была главным, - говорил М.В. Нестеров про своего «Пустынника» - первую картину, которая его прославила, - «Мне, как Перову, нужна была душа человеческая…»[3]. (22, стр. 48)
Также следует отметить картину Нестерова (из его раннего творчества) «Видение отроку Варфоломею». За нее Нестерова называли декадентом и мистиком, видели в его живописи сходство с некоторыми французскими художниками.
В картинах М. Нестерова, посвященных жизни конкретно жившего в Древней Руси Сергия Радонежского, в детские годы носившего имя Варфоломея, художник следует легендам, записанным и сохранившимися в рукописной литературе тех лет. Элементы церковности, сияния вокруг головы у Нестерова - живописца связаны несравненно более с Пювисом де Шаванном и Филиппо Липпи, нежели с настоящей русской иконой. В рисунке, в передаче природы, в образах самого Сергия, мальчика и юноши, право нет ничего декадентского, т.е. нарочито вывернутого, искаженного, переутонченного, чересчур искусственного.
М.В. Нестеров был убежден в том, что «Явление отроку Варфоломею» - его лучшее произведение, наиболее полно и совершенно выразившее его художественный идеал. Он всегда утверждал: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, 50 лет после моей смерти он еще что-то будет говорить людям - значит он жив, значит жив и я»[4]. (23 стр. 41)