Смекни!
smekni.com

Творчество Нестерова на уроках (стр. 7 из 10)

Можно придти к выводу, что дети от природы любознательны, также они творчески активны, изначально талантливы. Многие родители и педагоги пытаются как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Уроки МХК, истории искусства и другие предметы, связанные с искусством, тоже, как нельзя лучше подходят к этой роли.

[10]


2.2. Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова

Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников (30, 32, 33), следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы. Так как, в 5 - 6-х классах на уроках искусства тема года единая - «Изобразительное искусство как познание и утверждение человеческих ценностей». Произведения Нестерова, как и многих других талантливых художников, очень подходят к этой теме.

Несколько уроков 5-го класса, уже дают представление детям о новом уровне восприятия трех жанров - пейзажа, портрета, натюрморта - в различных видах изобразительного искусства.

Урок МХК или история искусств - это особый урок. И требования к нему должны быть особые - он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, на уроках, посвященных изучению творчества М.В. Нестерова должны решаться задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.

Искусство предполагает, прежде всего, духовное общение. Поэтому оно должно быть и на уроках искусства.

Ведь неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются голоса, ратующие за необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. А ведь оно пришло к нам, из народной педагогики, когда мать и дочь, отец и сын на равных решали насущные жизненные вопросы.

По мнению Д.Б. Кабалевского (30, стр. 16), следует, что урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учащимися, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков искусства. На уроке о творчестве М.В. Нестерова учителю необходимо иметь много материала, такого как репродукции картин художника, слайды, книги, описывающие и анализирующие его творчество, подходящие музыкальные и литературные произведения. Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учеников. Поэтому общение по поводу искусства, т.е. эмоциональное вхождение в тему - это самые важные, бесценные минуты урока.

А.В. Луначарский писал (32, стр. 14): «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему»[11].

Вот почему очень важно, чтобы на уроках, посвященных изучению творчества Нестерова, звучали не холодные, бездушные ответы, а содержащие собственное переживание и впечатление, окрашенное детской радостью, эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума, а не просто правильные ответы школьников. И именно тогда процесс восприятия искусства приобретает на уроке желанную форму, осуществляясь в единстве мысли и чувства.

Например, когда перед учащимися предстанет целая галерея женских образов, вышедших из под кисти М. Нестерова и выстраданных в его сердце и душе, лучше, если зазвучит русская народная песня в инструментальном переложении. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия - это фон для проникновенных стихов великого русского поэта Н. Некрасова:

«Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взором цариц…»

И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца, сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с земной красотой пленительных женских образов, созданных замечательным русским художником М.В. Нестеровым.

Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской девушки» необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин Нестерова, изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их. Продемонстрировать ученикам цикл поэтических картин, написанных М. Нестеровым - «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»). Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся, и они с увлечением посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великий постриг» - четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «У креста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).

Учащимся будет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М. Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.

Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и женщин, также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.

С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью М. Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как художник очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет легче их понимать. Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М. Нестерова, но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал, создавая женские облики на своих полотнах.

Изучать творчество М.В. Нестерова нужно в 5 - 6-х классах еще и потому, что именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и осмысливать материал, который им предлагается на уроке МХК, легче запоминают новые термины. Способны выходить на некоторые обобщения. Это позволяет глубже раскрывать содержание урока.

В 5 классе искусство рассматривается под иным углом зрения - как познание и утверждение человеческих ценностей. 5 класс - новая ступень познания.

На уроках МХК учащиеся узнают об истории возникновения пейзажа, как результата потребности человека осмыслить свое отношение к природной среде. Поэтому именно с этого возраста учителям МХК легче знакомить учеников с таким художником как М.В. Нестеров. Они уже знают, что такое натюрморт, портрет, пейзаж; легенда, былина тоже им знакомы.

В произведениях М. Нестерова насквозь сквозит святость и народная вера, чистота и возвышенность человеческой души. На примере анализа и сравнения двух картин М. Нестерова - «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) и «Душа народа» (1916) - можно показать ученикам, как художник сам понимал святость и веру русского народа и как правдиво он передал эту веру на своих полотнах. Учащиеся 5-х классов уже могут понять, что происходит на подобных картинах, и они правильно их воспринимают.

Все содержание занятия, обращенное к детям, и планируемая педагогом деятельность учащихся должны содержать возможность раскрытия чувств, опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления в виде звуков, красок, восприятия формы и пространства. Духовное напряжение, возвышение и уточнение духовных потребностей и интересов детей, детских переживаний и полихудожественного развития детей. Эти общие мысли полихудожественного развития реализуются в содержании программ отдельных классов.

А вот в 5 классе дети уже более осознанно все понимают и воспринимают, и уже немного больше знают об искусстве. Поэтому можно через искусство формировать нравственность, духовность в детях. Через искусство можно добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить школьников сопереживать, и тогда их духовная жизнь станет более полнокровной, они смогут более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусство и многое другое. Одним словом, они поднимутся еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. Вот почему необходимо создавать на уроке условия, благоприятные для сопереживания. Например, некоторые картины Нестерова на нравственно-религиозную тему, наиболее удачно демонстрировать под музыку великого русского композитора С. Рахманинова. Смотря на такое монументальное создание, картины «Душа народа», учащиеся почувствуют поэтическую взволнованность, которая вместо звучания лирического здесь обретает подлинно трагическое звучание.

Учащиеся глядя на такие картины М.В. Нестерова, как «Видение отроку Варфоломею», «Святая Русь», «Душа народа» и многие другие, могут сказать, что М. Нестерову очень нравилось тяготение к прекрасной старине, красоте, к народному искусству, к сказке.

В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться нравственные начала. Все начинается с простого - с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка - к родной природе, дому, Родине.

И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, прошедшие через душу ребенка становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в единстве восприятия - это первые шаги в мире искусства. Это всего лишь начальный этап вхождения в храм искусства.