Если дойдёт до осуществления, ворота будут установлены за 14 дней. Они будут включать 15 тыс. стальных ворот, каждые 15 футов высотой и 26 миль тропинки. Высота ворот постоянная, ширина будет зависеть от ширины дорожки. В верхней перекладине каждых ворот прикреплены ярко раскрашенные лоскуты материала.
«Мы поделили расстояние за воротами. Ворота имеют форму греческой буквы π как рамы двери», объясняют художники. «Когда нет ветра вы можете дотронуться до материала рукой. Но когда начинается ветер лоскуты материала начинают развеваться по направлению к следующим воротам. Эти лоскуты длиннее, чем расстояние между каждыми воротами, так что когда сильно дует ветер и материал располагается наверху, прогуливаться внизу – это всё равно, что прогуливаться под текущим, летящим, непостоянным пологом над нашими головами».
«Геометричность зданий вокруг центрального парка отражается в стальных воротах, которые сами по себе тоже геометричны. Не геометричны только деревья, растительность и тротуары для прогулок. Это отражается в очень причудливом и очень чувственном движении развевающихся лоскутов. Движущаяся с ветром материя создаёт постоянное ощущение многослойной прозрачности. Лучи света проходят через них, создавая много теней» - говорит Жан-Клод.
Художники хотят увидеть свою работу реализованной ранней осенью.
«Нам нравится начало осени в Манхеттене» - говорит Христо. «Все возвращается с отпусков, листва очень яркая и богатая красками, так много тёплых цветов от жёлтого до красного, от тёмно-красного до коричневого. Вот почему мы выбрали такие яркие цвета для ворот».
Но какой осенью это будет.
«Мы не знаем в каком году»- говорит Жан-Клод. «Мы начали Ворота в 1979г. и в 1992г. мы начали работать над рекой. В настоящее время мы работаем над обоими проектами.»
«Если мы увидим, что какой-то проект продвигается лучше, чем другой, мы сконцентрируемся на этом проекте».
Начиная с 1979.г художники работали над проектом около 3-х лет. В 1981г. проект запретили тогдашние власти, но это не остановило художников. «В 1995г. мы закончили проект «Обёрнутый Рейхстаг» в Берлине, начатый в 1971г.» - говорит Жан-Клод – «У нас заняло это 24 года, и проект запрещался 3 раза: в 1977, 81 и 87 гг. Для нас не новость, что наши идеи отвергаются.
Проект «Ворота».
Они говорят, что наиболее возможная ближайшая дата для реализации «Ворот» будет 1999г. Иначе они продолжат работу в 2001, 2002, 2003 гг. Они не хотят заканчивать «Ворота» и «Реку» в 2000г.
Экономическая модель художников очень уникальна. Временные работы полностью финансируются самими художниками. Из денег, полученных за преподавание, продажу картин, коллажей и масштабированных моделей, а также ранних работ и литографии. Они не принимают никакой спонсорской помощи. В 1991-95 гг. они потратили 39 млн. собственных денег для создания произведений искусства, денег которые тратятся на материалы, разрешения и зарплату рабочим, которые нужны для реализации проектов.
Экономическая модель обеспечивает художникам свободу.
«Свобода необходима для артистов» - говорит Христо – «Свобода превыше всего. Никому не нужна наша работа кроме нас самих». Такая финансовая модель практична и философична. «Единственный способ сотрудничества с исполнительной властью может заключаться в их покупке наших картин, что всегда является умным вложением» - говорит Жан-Клод.
«Мы занимаем место, которое принадлежит многим людям» - говорит Христо, «И этому сопутствует много ограничений и условий. Обычно в проект вовлекается так много элементов, что обычно не характерно для скульптуры или картины, а больше свойственно зданиям или конструкциям».
«Мы работаем в реальной жизни» - говорит Жан-Клод воодушевлённо. Департамент парков, общество по границам и комитет по земле – вот те люди, с которыми художникам приходится договариваться, чтобы реализовать «Ворота»».
«В то время, как картинки, видео и фильмы о работе художников становятся популярным явлением,» - говорит Христо – «Документы, неважно насколько хорошие, не могут заменить работу».
«Картины – вне видения. Фотографии, фильмы и видео записи – о нашем проекте. Но само произведение искусства существует в единственном экземпляре. Уже никогда не будет другой «Бегущей Изгороди», другого «Обёрнутого Рейхстага» и других «Окружённых Островов».
Означает ли это, что подобно танцу искусство может существовать только в памяти. В отличие от того, что думают многие люди, искусство – не вечно. То, что мы видим – это остатки. Подобно «Венере Милосской» в Лувре. Мы думаем, что это - искусство, но реальная «Венера Милосская» была создана тысячи лет назад в Греции. Созданная в цвете она была инкрустирована драгоценными камнями. Но теперь это просто сохранившиеся обломки».
Проект «Зонтики»
„Межконтинентальный" проект Христо „Зонтики" осуществляется одновременно в Японии и США. (Впервые в новом проекте Христо, помимо крупномасштабности, появилась идея реализации одновременного события в двух разных местах, расположенных на огромном расстоянии одно от другого). Итак, „Зонтики". Тысячи больших зонтов „расцвели" в одно и то же время вдоль „шоссе 349" в провинции Ибараки в 120 км. к северу от Токио и вдоль интерфедерального „шоссе 5" в графствах Керн и Лос Анджелес (в 96 километрах от Лос Анджелеса). В США установлены желтые зонты, в Японии - синие. Они расположились вдоль 20-километрового участка в Японии и 25-километрового участка в США. Образцы зонтов, изготовленные японскими, западногерманскими и американскими фирмами, были испытаны в Чайенне, штат Вайоминг. Премьера была назначена на октябрь 1991 года. Этот ,,спектакль" продлился три месяца под открытым небом, а затем продолжится в документах, фильмах, выставках, книгах, что и станет завершением цикла демонстрации этого произведения, продажи рисунков и моделей, а также полного финансирования самого проекта.
Место действия
Христо утверждает: ,,В своей работе я использую уже существующие предметы, поскольку они обладают тем, что я стремлюсь транспонировать или использовать в качестве составной части моих произведений..." Вероятно, выбрать пространство для реализации проекта на конкретной территории сильно напоминает попытку выбрать подходящий упаковочный материал для конкретного предмета. В ,,Зонтиках" Христо использовал такие протяжные и обширные пространства под открытым небом, что составить о них четкое зрительное представление по существу невозможно без изучения подходящего для этой цели ландшафта. Именно в поисках ландшафта, соответствующего поставленной задаче, Христо смог уточнить свои замыслы. Так именно процесс поиска места для „Зонтиков" способствовал разработке концепции самого проекта. Характеристика, которую надеялся обнаружить Христо и позаимствовать во временное пользование для зонтиков, первоначально была одной-единственной. Ему была нужна долина, в которой зонты открывались бы взору наблюдателя с различной высоты и под различными углами зрения. Во вторую очередь такие долины не должны быть местом паломничества туристов; и, в-третьих, эти долины должны характеризоваться равномерным размещением искусственных и природных элементов.
Христо начал поиски места для ,,Зонтиков" в Японии в апреле 1985 года. В предшествовавшие восемь наездов в Японию Христо изучал преимущественно городскую среду, а подходящие для осуществления своего замысла места находил, созерцая пролетающие за окном скоростного поезда окрестности или же на фотографиях. Поиск нужного места помог ему прежде всего освоиться с сельским пейзажем и и с тем, как в Японии используется земля. Прежде чем сделать окончательный выбор, Христо совершил три поездки по Японии, проехав на автомобиле 9000 километров, чтобы побывать в местах, на которые ему указывали друзья или же в тех, которые он обнаружил, изучив множество географических карт. Во всех поездках Христо сопровождала его жена и сотрудница Жан-Клод, а также Генри Скотт Стоукс, отвечающий за японскую часть проекта. Достигнув интересующего его места Христо продолжал свое путешествие пешком. Но бывало так, что просидев за рулем автомобиля несколько часов прежде чем добраться до нужного адреса, он, убедившись, что место не удовлетворяло его требованиям, не оставался там и десяти минут. Зону, выбранную в конце концов для „Зонтиков" в Японии и представляющую собой участок 18-километровой длины и включающая в себя часть территории общин Хитачи-Ота,Хитачи и Сатоми во внутренней части провинции Ибараки Христо обнаружил во время второй своей поездки в эту страну в апреле 1986 года, проводя рекогносцировку в одном районе, подсказанном ему другом Хидео Каидо. Обследование местности в Калифорнии проводилось в июле 1986 года, после второй поездки Христо в Японию. На этот раз его и его жену Жан-Клод сопровождал Томас Гоулден, отвечающий за американскую часть проекта. И тот и другой уже хорошо знали типы калифорнийского пейзажа, поскольку исколесили этот штат на автомобиле вдоль и поперек, проехав тысячи километров в 1973 году в поисках места для „Бегущей изгороди" и на начальной стадии работы над проектом ,,Зонтики" пришли к заключению, что американскую часть проекта нужно привязать к южной Калифорнии. Христо выбрал участок длиной в 25 километров на границе графств Керн и Лос Анджелес во время первой калифорнийской вылазки, когда он проехал 5000 километров. Любопытно сопоставить отдельные характеристики пейзажей, на которых остановил свой выбор Христо, хотя в том и другом случае речь идет о долинах в сельской местности, напоминающих в разрезе латинскую пятерку, с обычными для таких мест признаками - это две так называемых „внутренние" долины в США и Японии. Тем не менее они весьма отличаются одна от другой. Визуально долина в Ибараки кажется сужающейся, а в Калифорнии - расширяющейся. Как в Ибараки, так и в Калифорнии в этих долинах пролегают государственные шоссе. В Ибараки это шоссе 349, та его часть, где разрешено движение в два ряда со скоростью от 30 до 50 километров в час, а в Калифорнии речь идет о интерфедеральном шоссе, настоящей супер-автостраде с интенсивнейшим движением. По тому и другому участку проходят еще несколько второстепенных дорог, но тому, кто захочет полюбоваться осуществляемым проектом, придется пользоваться дорогами государственными. Поэтому при установке зонтов в Ибараки Христо пришлось принять в расчет или пешеходов, следующих по обочинам шоссе, или же довольно медленно едущих автомобилистов. В Калифорнии же Христо было поломать голову над тем, как воспримут его произведение владельцы автомашин, мчащиеся по дороге со скоростью 90 километров в час. Эстетическая реорганизация пейзажа, замысленная и спроектированная Христо в расчете на восприятие ведущего на большой скорости автомобиль человека уходит корнями к тому времени, когда художник был студентом в Болгарии: ,,Учась в академии, я во время уик-эндов работал с другими студентами на участках, примыкающих к железной дороге, по которой идут поезда ,,Восточный экспресс". Мы преобразовывали пейзаж для пассажиров западных поездов. Мы показывали крестьянам, как лучше расположить сельхозмашины, комбайны и палисадники. " Этот юношеский опыт в деле преобразования обычного пейзажа в пейзаж для проезжей ,,публики" вновь возрождается в этом временном крупномасштабном произведении Христо.