В середине октября, то есть тогда, когда был осуществлен проект ,,Зонтики", калифорнийские холмы покрыты высохшей травой, золотящейся под еще жаркими лучами солнца. В Японии же под мягким осенним солнцем холмы окрашены в темно-зеленый цвет. Так что с точки зрения цвета и света две долины заметно отличаются одна от другой. Различная окраска пейзажей, голубой и желтый цвета зонтов, которые будут расставлены под руководством Христо, можно рассматривать в качестве палитры, выбранной художником для этого произведения искусства на открытом воздухе.
Как получить разрешения
Хотя кратковременные крупномасштабные произведения отметили двадцатипятилетие своего появления на свет, принимаясь за разработку очередного проекта, Христо приходится порядком потрудиться, чтобы в каждом конкретном случай получить необходимые авторские права, притом удовлетворяя самым разнообразным требованиям. Для ,,Зонтиков" авторские права приходится получать одновременно в двух различных местах. С учетом различий в образе жизни в Ибараки и Калифорнии легко можно себе представить, что Христо пришлось пойти навстречу весьма несхожим требованиям. Несмотря на то, что в 1969-1970 годах Христо не сумел получить разрешение на осуществление проекта ,,Свернутые дорожки, двухчастный проект" (Парк Уэно, Токио-Парк Сонсбек, Анхем), урок, полученный им тогда, пригодился ему при разработке нынешнего проекта. А положительный опыт с ,,Бегущей изгородью", когда ему пришлось вести переговоры с 59 частными землевладельцами, оказался еще более полезным, так как и для осуществления ,,Зонтиков" ему придется иметь дело с большим числом землевладельцев. Во всяком случае, теперь Христо частично использовал участки, принадлежащие 800 землевладельцам (51 в Калифорнии и около 750 в Ибараки). Эта цифра наглядно показывает, какую массу усилий пришлось приложить Христо для получения авторских прав. Кроме того, как в Ибараки, так и в Калифорнии какое-то количество зонтов будет установлено на государственной или общественной земле и на шоссе. Право на пользование землей спрашивается у компетентных властей: в Японии у коммунальных и провинциальных, а также в Министерстве общественных работ, а в США - у окружных и государственных властей, не говоря уже о дорожном департаменте.
Рисунки
Чередуя работу над проектом и периоды рекогносцировки, Христо приходится иметь дело с адвокатами, бухгалтерами, техниками и разными чиновниками. Но есть одно дело, которое он делает исключительно сам: это создание великолепных предварительных чертежей и рисунков, коллажей и цветных фотографий. За три года работы над проектом ,,Зонтики", Христо выполнил около 150 рисунков. Для него рисование - это процесс, помогающий ему прояснить то, что первоначально возникает как смутная, общая идея. Художник „ищет и находит смысл проекта" в процессе выполнения чертежей и рисунков.
Первые рисунки для „Зонтиков" были схематическим изображением десятка зонтов на фоне воображаемого пейзажа. По мере того, как росло число рисунков, все более четкой и детализированной становилась форма зонтов, рождались новые способы их размещения на местности. Все это обогащало идею, лежащую в основе проекта Христо. Как всякое произведение искусства, проекты Христо не поддаются словесному описанию. Поэтому Христо использует рисунки в качестве инструмента при переговорах о получении авторских прав, ведь ему приходится давать пояснения по поводу произведения, которое еще не существует в реальности. Другая существенная функция рисунков, без которых невозможно осуществление какого-либо проекта вообще - помочь художнику получить необходимые денежные средства. По оценкам Христо, „Зонтики" стоят 8 миллионов долларов и заметно превысили стоимость всех его предыдущих работ. Тем не менее, как и прежде Христо не примет средств финансирования проекта или дарений ни от кого - все затраты на осуществление „Зонтиков" будут покрываться из фондов, полученных от продажи оригинальных произведений Христо. Для него продажа рисунков и его предыдущих работ - единственное средство добывания денег, необходимых на проект, с тем, чтобы сохранить творческую свободу и избежать всякой опасности контроля извне. Не следует, однако, забывать, что рисунки, как они ни детализированы, не составляют раз и навсегда разработанную схему размещения зонтов на местности или их точную форму. Как ни важны образы зонтов, их истинное положение на местности будет решаться в каждом конкретном случае с землевладельцами, а элементы окружающей среды должны соответствовать четким техническим и функциональным требованиям в соответствии с исследованиями, которые будут проведены на образцах. Так что рисунки отражают всего лишь один из вариантов проекта, а не конкретный план действий.
Источники: худ. Перевод с двух сайтов Интернета и статья из журнала «домус»