В творениях Христо и Жан-Клод сельский и городской пейзажи олицетворены через палитру вдохновения художников. От массивного, недавно сооруженного «Обернутого Рейхстага» до вызывающей дрожь «Бегущей изгороди» в Калифорнии, которые до сих пор отражаются в умах многих. Творения этой пары не только временно изменили облик пейзажей, но и изменили лицо всего искусства навсегда.
Искусство Христо и Жан-Клод надо пережить. Фотографии и документальные съемки существуют, но ничто не может передать действа, когда пейзаж, трансформируемый светлой «Бегущей изгородью» мягко опускается в океан или когда приходится закидывать голову, чтобы увидеть башню высотой 140 футов «Обернутого Рейхстага», созданного из алюминия и перевязанного веревкой. Те, кто никогда не видел подобные чудеса 20 века, в следующие 5 лет могут обнаружить, что Центральный парк превратился в осеннее удовольствие для пешеходов.
Христо и Жан-Клод называют себя художниками окружающей среды, художниками, которые используют как сельскохозяйственные, так и городские средства для создания временных произведений искусств. После 14-дневной выставки их работы демонтируются. Огромное количество используемого материала перерабатывается и земля сохраняется в своем первоначальном состоянии. «Мы создаем временные произведения искусства радости и красоты» - говорит Жан-Клод – «Мы делаем их для нашего удовольствия и для удовольствия наших поклонников». Художники не принимают комиссионных или какого-либо спонсорства.
«Мы не принимаем добровольцев. Все, кто работает с нами (кроме моей мамы) оплачиваются,» - продолжает она – «Мы хотим работать в полной свободе. Чтобы сохранить эту абсолютную свободу, мы не можем быть в долгу ни у кого-либо. Мы работаем не связанными» - говорит Жан-Клод, наслаждаясь иронией законченной мысли.
Индивидуальные аспекты искусства Христо могут быть связаны с любым числом творческих предшественников, все же в целом его работа действительно уникальна. Все же любая единственная отправная точка должна быть оставлена позади для того, чтобы полностью оценить беспрецедентные достижения Христо.
Одна из точек зрения, с которой можно рассматривать искусство Христо, это - использование ткани как средства для преобразования и открытия, которое является возможно резко непривычным. Обертывание или окружение знакомых объектов тканью как бы занавешивает их от знакомых представлений, делает их такими, какими человек меньше всего ожидает их увидеть, это подрывают наше удобное представление о привычном и создает ощущение незнакомого. Эта замена предсказуемого на незнакомое - один из ключевых моментов их работы. Благодаря обертыванию, драпированию и скрывающему действию ткани объект не распадается на части. Визуально обертывание объекта показывает его общие формы. Объемы и формы как бы объединяются, в то время как ранее мешал целый лес деталей.
Существующий культурный контекст, связанный с объектом и его окружением, может служить началом для анализа с неожиданной стороны, когда этот объект завернут. Обертывание Рейхстага подняло несколько политических и исторических проблем, включая неудавшиеся ранние попытки в парламентской системе правительства. С демонтированием стены и воссоединением Германии, Обернутый Рейхстаг служит своего рода чистой доской, на которой могут быть изложены многие вопросы не только немецкими людьми или Европейским Экономическим Сообществом, но и действительно полным миром.
Конечная реализация проекта Христо и Жан-Клод - не только установка материальной части. Проект не закончен, пока установка не удалена, и участок не возвращен к его "нормальному" состоянию. Но все же это прежнее состояние было навсегда изменено установкой. В то время как ткани, веревки, кабели и другие материалы, используемых в установке уже убраны и участок возвращен к состоянию предустановки, вопросы, поднятые усилиями Христо, остаются среди всех тех, кто был занят проектом. Этот процесс переоценки продолжается намного позже проекта, который возможно уже закончен. Это создание явления повторного рассмотрения, спровоцированного работой, которая является временной, является возможно самым большим достижением Христо.
«Обернутый Рейхстаг» дорогого серебряного материала был обмотан 51 футом голубой полупропиленовой веревки. Ранние работы Христо датируются 1958 годом, временем, когда он приехал в Париж. Его «Связанная бутылка» и «Связанная консервная банка» именно такие – маленькие ежедневные предметы, которые приобрели беспокойство и таинственность после акта связывания их.
Хотя монументальные работы, которые затем последовали, были известны в течение десятилетий под одним именем Христо, но сотрудничество началось с 1961г. В этом году Христо и Жан-Клод создали свою первую работу «Портовый сверток» в Колонье, Германия.
После тех лет, когда они выступали как один художник (он) и один менеджер (она), пара вышла в свет три года назад как два художника и откорректировала характер всей своей работы.
Почему это заняло столько времени? «Тогда мы так хотели», - отвечает Жан-Клод. «Мы были не такими взрослыми и умными как сегодня. У нас не было смелости сказать правду. И потом, достаточно сложно было для болгарского эмигранта быть принятым в Нью-Йорке, а двум художникам было бы еще тяжелее» .
С общественной жизнью более трех лет, эти ранее спорные и подозрительные творцы теперь выглядят так же значительно в искусстве пейзажей сегодня, как и мириад их масштабных проектов. Если «Обернутый Рейхстаг», реализованный в 1995г. после инкубационного периода в 25 лет, теперь уже миф, рассмотрим несколько других вещей, которые только что были созданы этой парой.
Их «Железный занавес» – стена из нефтяных бочонков. Воздвигнут на Ру Висконти в Париже в 1962г. В 1966 они создали огромный воздушный тюк, который назвали «Пакет объемом 42,390 куб. фута» в Центре искусств Уолкера в Миниаполисе и в 1968г. они успешно перевязали зал искусств Берне в Швейцарии. Перевязанный Музей Современного искусства, Чикаго, датируется 1969г. и этим же годом – «Связанный берег, Маленький залив, 1 миллионом квадратных футов» в Сиднее, Австралия.
«Занавес долины», Гранд Хогбэк, Ройал, Колорадо – Создание пейзажа Скалистых Гор с использованием 200 000 кв. футов нейлонового полиамидного материала и 100 000 фунтов стального кабеля было реализовано в 1972г. А ставшая мифической «Бегущая изгородь» Сонома и Марин графства реализовано в 1976г. 18 футов высотой, 24,5 миль длиной и было потрачено 2 млн. кв. футов нейлона, 90 миль стального кабеля и 2 050 стальных столбов. Очень причудливые «Окруженные острова» Бискайский залив, Майами, Флорида были закончены в 1983г. и было использовано 6,5 млн. кв. футов розового плетеного полипропиленового материала.
В 1985 создан «Связанный Понт Неф, Париж». В 1991 – «Зонтики» Япония – США, сооруженные из 1340 голубых зонтов в Ибраки, Япония и 1760 желтых зонтов в Калифорнии.
Планирование упомянутых сооружений занимало годы. Значительная деятельность, которая предшествует установке – такая же огромная часть специфической работы, как и фактическая установка. Потребовалось двадцать четыре года, прежде чем Рейхстаг мог быть обернут; семь лет, чтобы организовать Зонтики; десять лет, чтобы планировать Обернутый Понт Неф, и три года для Окруженных Островов в Бискайском заливе.
Многочисленные документы фиксировали замечательную последовательность зонирования, общественные форумы, парламентские дебаты, общественные и частные встречи, юридические постановления, пресс-конференции, испытания материалов, рисунки, коллажи, выставки, такое же огромное усилие и взаимодействие, как и требуемое для фактических сооружений.
Это объясняет то, почему каждая стадия в действиях правильно упомянута как "проект", и даты каждой части начинаются с проектной идеи и кончаются демонтажом.
В настоящее время Христо занят в двух проектах: Ворота, Проект для Центрального Парка, Нью-Йорк(с 1979 - в продвижении) и По Реке, Проект для Арканзанской Реки, Колорадо (с 1992 - в продвижении).
Как будто судьбе было угодно, чтобы они разделили жизнь. Христо и Жан-Клод родились в один день: 13 мая 1935г. Христо Явашев родился в Габрово, Болгария в семье промышленников. С 1935 по 1956 он обучался в академии искусств в Софии. До того как приехать в Париж, он обучался семестр в Вене. Жан-Клод де Гиллебон родилась на Касабланке, в семье французских военных. Обучаясь во Франции и Швейцарии, она получила степень бакалавра по латыни и философии в Университете Туниса в 1952г.
Эта пара встретилась в Париже в 1958г. и их первой совместной работой был сын Кирилл, рожденный в !960г., публикующийся в настоящее время поэт. Годом позже они открыли свою первую временную работу и запланировали их первый «Проект Связанных общественных зданий». Семья основала постоянную резиденцию в Нью-Йорке в 1965г.
Христо в Центральном Парке
Теперь, живя в Нью-Йорке 32 года, их первый публичный проект движется к реализации. Была и работа поменьше – «Запасной фронт», установленный в галерее Лое Касрелли в 1965г. «Ворота» будут невероятной временной структурой с вовлеченными пешеходами.
«Нью-Йорк – наш дом,» - говорит Христо сегодня. «Мы приехали сюда в 1964г. Нью-Йорк – один из тех городов, где много ходят по улицам. Мы попытались создать структуру, которая бы запечатлела акт прогулки. Единственное место, где люди в Манхеттене могут погулять для удовольствия – это в парке. Самое необычное и сюрреалистическое место в Нью-Йорке – Центральный парк».
В отличие от других парков с реками, озёрами и др., Христо подчёркивает что Центральный парк – рукотворит оазис окружённый массивными зданиями. Пейзаж парка был спроектирован Фредериком Ло Олмстедом и Кальвертом Воксом и создан с элементами ностальгии по Викторианству. Разработчики предлагали костюмированных артистов для выражения прошлого, чтобы живописный план был законченным.
«Люди входят в Центральный Парк очень церемонно. Он окружён каменной стеной со многими входами, называемыми воротами, по именам дизайнеров. Есть ворота детей, ворота Иммигрантов, Ворота Художников – у всех есть имена» - говорит Христо. ««Ворота» это церемониальный проект, праздничный проект. Мы приглашаем людей прогуляться через «Ворота»».