Смекни!
smekni.com

Тенденции символизма в творчестве Врубеля (стр. 6 из 7)

На эти декоративные панно повлиял в какой-то степени модерн.

Модернизм с одной стороны поддерживает молодые дарования, с другой стороны – воскрешает забытое прошлое: возбуждает интерес к памятникам русской живописи XVIII века, возобновляют культ немецких романтиков, Гёте, Данте, возбуждает интерес к Софоклу, занимаются постановкой на сцене Эвринида, возобновляют старинный театр. Так и в этих декоративных панно возобновляется интерес к старине, это мы видим в содержании. Изменился строй и порядок мыслей о моральных ценностях. Вместе с этим изменением был выдвинут вопрос о творческом отношении к жизни: прежде творческий рост личности связывался с религиозным отношением к жизни; но сама религия утратила способность соприкасаться с жизнью. Сущность религиозного восприятия жизни перешла в область художественного творчества[19].

Влечение к русскому сказочному фольклору, к национальным истокам возникло в те годы не у одного Врубеля. Вся деятельность художников абрамцевского круга направлялась на возрождение русской национальной старины. Эта волна начинала подниматься ещё в 80е годы, начинался отлив талантов от проблем сегодняшнего дня, которые казались погружённые в глубины души, глубины истории, глубины фантазии.

Вся русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме Демона, как противоположный полюс. В Демоне всё на пределе напряжения, всё драматично, а здесь мягко. Трагедия интеллекта, потерявшего почву, ту самую сырую землю, на которой крепко стоит Микула Селянович. Демона терзают неразрешимые вопросы о смысле бытия; персонажи народного эпоса ими не задаются.

Врубель вникал в первоисточники. Создавая, например «Богатыря», он вживался в мир былинных сказаний. Его полотно написано почти одновременно с «Богатырями» Васнецова. В сравнении с врубелевским витязем васнецовские богатыри кажутся легковесными, и несколько прозаическими. Врубель стремился ближе подойти к стилистике фольклора. Он создал своего богатыря – Илью Муромца огромным, восседающем на коне.

Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами: «Царевна - лебедь» и «Пан». Обе написаны на переломе веков – «Пан» в 1899ом, «Царевна - Лебедь» в 1900 году.

«Царевну - Лебедь» не все считают шедевром, но «Пан» единодушно признаётся вершинной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты.

«Пана» Врубель написал за два – три дня. Толчком послужило чтение рассказа А. Франса «Святой Сатир». И свою картину художник сначала назвал «Сатир», а после переименовал в «Пана».

Картины созданные Врубелем в пятилетие 1896-1900 годов, позволяют сделать наблюдение над особенностями его стиля и художественного мышления. К произведениям на темы сказочного эпоса примыкают ещё две картины, написанные в том же 1900 году, что и «Царевна - Лебедь», - «Сирень» и «К ночи».

Врубель в своих картинах поднимает образы над повседневностью, над обыденным духом жизни. А в картинах «К ночи» и «Сирень» больше, чем в других произведениях художника отразилось живое ощущение природы полные настроения. А в таких картинах как «Пан», «Царевна - лебедь», «Богатырь» врубелевский метод достижения в произведении сплавленного единства реализма и фантастичности, претворения натуры в художественный символ как бы приоткрывается и становится доступным.

е) Символизм поздних работ М. Врубеля.

В 1904 году Врубель снова взялся за работу. Он закончил большой портрет пастелью Н.И. Забелы на фоне берёзовой рощи. Сколько раз он писал рисовал Забелу, но ни одна работа не повторилась. И в этот раз он сделал совсем новое и прекрасное. На портрете с берёзками она вне возраста, вне времени, как будто это портрет её души. Недоступно, ускользающие выражение лица с чертами слегка размытыми, взглядом как бы затуманенным, с тенью слабой улыбки.

Самые тонкие соцветия, какие только знала его палитра, художник приберёг для этого портрета: серо–зеленый фон с длинными вертикалями берёз, сгущающейся к низу до тёмно-зелёного, сизо- голубая кофточка, напоминающий мутную синеву воды, светящиеся бледность лица, сильный акцент розовых цветов на шляпе.

Потом Врубель написал ещё один портрет жены пастелью, известный под названием «После концерта». Здесь она изображена отдыхающей на кушетке. Картина эта незакончена, едва намечено лицо и не дописана левая часть композиции.

Техника поздних работ Врубеля кажется непостижимой. В портрете жены у камина – воздушность сквозных тканей и тление догорающих углей. В карандашном портрете Усольцева – искристые переливы и вспышки золочёной басмы. В «Жемчужной раковине» мы видим игру перламутра.

Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужина»является маленьким чудом искусства. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы разлитое волшебство.

Вникая в строение раковины, художник понял, что её отливы зависят от фактуры, - где-то поверхность совершенно гладкая , где-то шероховатая, перистая, слоистая. Структура «Жемчужины» передана градациями тёмного и светлого; если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому.

Врубель сделал массу рисунков раковины углём и карандашом, прежде чем написать её в цвете. Написана она в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого. После возникли царевны, как возникали все фантастические образы Врубеля рождаясь из созерцания природных форм. В композиции фигуры царевен оказались необходимыми – вписываясь в овал раковины, они акцентируют нижнюю горизонталь и дают композиции опору, устойчивость. Фигуры у Врубеля в духе модерна, сами они не из лучших у художника, их игривая изысканность поз мельчит замысел. Но при всём этом «Жемчужина» - одно из последних произведений – остаётся неподдельной жемчужиной творчества Врубеля. Он этой картиной раскрывал природный родник своих вдохновений. Врубель ещё в этом году сделал два автопортрета. В своих манерах он стал как-то строже. Эта строгость – настороженность и напряженность отразились в поздних автопортретах.

В последние месяцы перед новым приступом заболевания Врубель отдавая себе ясный отчёт в нависшей над ним беде. Но он продолжал работать, его интеллект не угас.

В это время у него возникает новая доминирующая тема – тема Пророка.

Впервые иллюстрацию к «Пророку» Врубель сделал ещё в 1898 году. Затем «Демон» всецело поглотил Врубеля и тема Пророка возобновилась в его творчестве только через несколько лет, после болезни.

В дальнейших вариантах темы, снова появляется пророк, но теперь художник отходит от канонического, библейского типа и придаёт ему сходство с собой, что очевидно в рисунках. «Голова прока» и в композиции «Шестикрылый Серафим». И ангел стал другой – хотя по типу близок «Ангелу смерти», но смотрит сострадательно, а прикосновение его руки действительно легко, как сон. Всё лично пережитое слилось для Врубеля в теме Пророка. Она претворилась в тему трагической миссии художника.

Знавшие Врубеля вспоминают, что в последние годы томило сознание какой-то вины, которую надлежало искупить. Во время болезни раскаяние принимало болезненные формы – он простаивал на ногах целыми ночами, хотел покарать себя, отказавшись от пищи. Но и в его навязчивых идеях символически преображаются реальные обстоятельства жизни, в данном случае – реальные угрызения совести. Условно говоря, Врубель сознавал себя недостойным пророком, отклонившимся от великой миссии, корил себя за неучастие в пересоздание жизни. Именно это мучило больше всего Врубеля – подтверждается это в его воззрениях на искусство, назревавшим ещё во время работы над «Поверженным Демоном».

Работа над «Пророком» продолжалась до последней черты, даже тогда, когда зрение уже отказывало. Последний вариант темы Врубель назвал «Видение Иезекиля». Здесь фигура ангела и профиль Иезекиля едва различимы в хаотическом нагромождении линий, штрихов и пятен. Художник в это время почти ослеп. Глубокое, пронзительное сострадание мы видим во взоре ангела. Этот набросок был сделан из последних сил рукою полубезумного и полуслепого мастера.

III. Заключительная часть.

Творчество Врубеля требует последовательного исследования. При всей идейной сложности, запутанности мировоззрения Врубеля его сознанию присуща определённая цельность и единство. Творчество Врубеля было классическим, если понимать под классикой убедительность, основательность художественного произведения. Врубель был классичнее всех других художников этой эпохи. Суть в том, что он идеально выражал свою мысль.

Нельзя иначе выразить общее мнение о творчестве этого замечательного художника, его высокая художественная культура, трудолюбие, не стареет и высоко ценится советскими художниками и зрителями.

Романтико-символические образы возникали у Врубеля на основании его собственных переживаний и в попытках выплеснуть на полотно потребность прекрасного, которое он не находил в действительности. Творчество М. Врубеля призывает нас бороться с серостью и будничностью. Культура конца XIX века оказала своё влияние на творчество Врубеля. Он также обращался к общечеловеческим культурно – историческим образам: эпосу, мифу, сказке, мировой поэзии, как материалу для творчества. В творчестве художника слились традиции большого искусства: великое наследие русского национального эпоса, поэзии, музыки и театра.

Романтизм в его художественно – символическом выражении возник в России в пору расцвета освободительных идей и развивался во время назревающей революции. Эстетика символизма и неоромантика в творчестве художников, поэтов была освещена высокими гуманистическими идеалами истины, добра и красоты. Переплетение неореализма и символизма в искусстве Врубеля было особенно плодотворным в его произведениях в результате органичной духовно – творческой переработки, переосмысления легенд, былин, сказок в новые мифы, живописные сказки – символы. Не случайно в жизни Врубеля музыка и театр занимали много места. Они проникли в его сознание. Символисты называли музыку высшим искусством.