Гойя прямо входил не только в художественную культуру, но и в саму жизнь• нашего столетия. Илья Эрвибург вспоминал, какое действие оказывали творения Гойи во время испанской гражданской войны 1936—1939 годов; их (в том числе знаменитый диптих 1814 г.) эвакуировали тогда из осажденного франкистами Мадрида, и вот что произошло по прибытии в Валенсию: «В большой полутемной комнате рабочие вскрывали ящики. Я увидел знакомые полотна без пышных рам. В скудном свете декабрьского дня они были по-новому прекрасны. Потом рабочие вынули большое полотно Гойи «Расстрел крестьян» (речь идет о «Расстреле мадридских повстанцев»). Гений превозмог время. Невольно мы вспомнили Севилью, Бадахос, Толедо, История смешалась с жизнью. Муки художника — с муками крестьян Арагона иди Эстремадуры, расстрелянных фашистами. Старый рабочий поглядел на картину и вдруг (антифашистским приветствием) поднял кулак. Кому салютовал он? Гению Гойи? Павшим в бою товарищам? Или, может быть, самому искусству?»
Именно этими словами словами мне хотелось бы закончить свою курсовую работу, потому как они, как никакие иные суждения, выражают силу трагического дарования Гойи .
1. Батикль Ж. Гойя. Легенда и жизнь. – М.: Астрель, 2002
2. Визари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5 т. – М.: Искусство, 1994
3. Колпинский Ю.Ф. Франсиско Гойя – М., 1962г.
4. Никитюк О.Д. Франсиско Гойя - М., 1962г.
5. Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи – М.: Искусство, 1986
6. Ромм А. Г. Франсиско Гойя – М.-Л.: 1948
7. Сидоров А. А. Гойя - М.: Искусство, 1936
8. Фейхтвангер Л. Гойя, или тяжкий путь познания – М.: Правда, 1982
9. Шикель Р. Мир Гойи. 1746 – 1828г. – М.: Терра, 1998
10. Шнайдер М. Ф. Франсиско Гойя – М.: Искусство, 1988
11. Э.Д.Д. “Искусство” т.2 – М.: Аванта+, 2000.
[1]Батикль Ж. Гойя. Легенда и жизнь. – М.: Астрель, 2002
[2]Фейхтвангер Л. Гойя, или тяжкий путь познания – М.: Правда, 1982
[3]Фейхтвангер Л. Гойя, или тяжкий путь познания – М.: Правда, 1982