Смекни!
smekni.com

Утесов и Райкин - жизнь и творчество (стр. 6 из 7)

На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность . Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрады таких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю. Утесовщина . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . )

В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможность его развития в советских условиях , перед концертами выступал с " рефератами " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр , жизнерадостен , что он порожден эпохой индустриализации . Ну как-то надо было защищать джаз !? А главное Утесов не прекращал работы , создавал новые программы , и успех его ансамбля увеличивался .

А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье " Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что " ... современная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю в котлету , что же касается подъемности джазовой музыки , то это подъемность типа наркотика , заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( " Пролетарский музыкант " . 1929 г. N 4)

Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого не случайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране , писал : " Как не существует единого западного искусства , так нет и единого западного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло , смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки , группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( Ландсберг Г. На путях джазовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 )

В то же время джаз , как экзотическая новинка , начал все чаще звучать в фешенебельных ресторанах , посещаемых буржуазной публикой , и , естественно , приспосабливался к ее вкусам . Утесов естественно воспользовался этим фактом , решив доказать , что его джаз решительно отвергает принципы буржуазной культуры , что его джаз избирает собственную дорогу и служит советскому зрителю .

В программе " Джаз на повороте " ( 1930 г. ) , был придуман такой ход : первое отделение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честно играл боевики " У камина " Рэя Нобла , " Штормовая погода " Гарольда Арлена , " Несколько тех дней " Шелтона Брукса . Зато второе отделение гордо именовалось " Джаз в СССР " , и тут уж оркестр , в белых брюках и темно голубых джемперах с эмблемой " ТД " , сполнял рапсодию на темы песен народов СССР Дунаевского , Джазовую сюиту Животова .

Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова . Газеты писали : " Теа-джаз - машина бодрости ... Буквально вентилируешь усталые мозги , получив порцию утесовского Теа-джаза . Учащенный ритм и темп сооответствует бурным стремительным темпом нашей жизни".

Следующей программой был " Музыкальный магазин " ( 1932 г. ). Утесов говорил так : " Лучшее , что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего существования , - это синтетическое представление " Музыкальный магазин " . Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей .

По поводу " Музыкального магазина " критик писал : " Еще недавно джаз Утесова это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковыми улыбками ... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров " . ( Юзовский Ю." Утесов и Хенкин" . - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв. )

На одном из представлений " Музыкального магазина " побывал заместитель председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Б.З. Шумяцкий . Представление ему очень понравилось , и он предложил перенести " Музыкальный магазин " на экран .

Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинно всенародную популярность . В те годы не было эстрадного коллектива имеющего такую известность , как утесовский .

Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертной деятельности .

Некоторые программы , например " Песни моей Родины " ( 1937 ) , " Два корабля " ( 1938 ) , были составлены из народных песен и произведений советских композиторов . Переход Утесова к концертным программам не остался незамеченным , когда он выступал в парке ЦДКА , критик писал : " Музыкальный коллектив Утесова прошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза " к " Музыкальному магазину " и затем к джаз-оркестру , с жизнерадостной , полнокровной массовой песней ." ( Лабковский Н." Утесов и его джаз" . - " Вечерняя Москва " 1937 г. , 19июля )

Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональной эстраде массовой песни .

Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви . О любви на эстраде всегда пели и поют много и охотно . У Утесова своя " аранжировка " темы . У него всегда серьезное отношение к чувству любви , почти обожествление его .

Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье , а о драматизме этого чувства . И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегда достойно и мужественно . Они никогда не демонстрируют своей страсти , не похваляются любовью .

У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность : едва ли не в каждой , даже там , где поется о любви счастливой , чувствуется тоска по идеалу , по той совершенной любви , которой никому не дано достичь , но к которой постоянно стремится душа . Может быть , это и делает их такими проникновенными . Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил оперным певцам : " все должно быть выражено голосом так , чтобы , даже когда поешь по радио , было понятно , что ты в это время делаешь ". Эти слова можно впрямую отнести к творчеству Леонида Утесова : слушаешь пластинку и видишь , о чем он поет .

Его творчество всегда отличали обаяние , юмор , он умел сразу расположить к себе аудиторию .

Утесов всегда умел подбодрить . Во время войны это особенно было нужно . Его песни помогали выживать .

Ежедневно , интенсивно шли репетиции , разучивались новые песни : " В землянке " , " Одессит Мишка " , " Темная ночь " и другие .

Утесов рассказывал , что когда он пел :

" Ты одессит , Мишка ,

А это значит, что не страшны тебе

Ни горе , ни беда .

Ведь ты моряк , Мишка ,

А моряки не плачут

И не теряют бодрость духа никогда , "

- он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что он артист , и подбадривал не только Мишку , но и самого себя .

Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка морской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушки выскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , с автоматом на груди и протянул Утесову руку :

- С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов" .

" Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многих фронтах , однако выступить на всех боевых участках , обслужить всех тыловиков было невозможно , и Утесову предложили сняться в фильме " Концерт фронту " . Вместе с ним снимались : М.Царев , О.Лепешинская , Л.Русланова , К.Шульженко , И.Козловский , и другие артисты . Кстати , конферировал А.Райкин .

Пожалуй , никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своего творчества , как в годы войны .

С репертуаром у Утесова всегда было трудно , хорошая песня вещь дефицитная . Нокак раз в военные годы хороших песен появилось больше , чем в предыдущие , да и в последующие годы .

О чем бы ни пел Утесов , все исходило из его сердца , а потому и находило путь к сердцам слушателей . Вероятно , это и есть талант .

Рядом с лирикой у Утесова всегда соседствует юмор , но все равно лирически окрашенный .

В беседе с корреспондентом Утесов утверждал : " Чем больше у человека развито чувство юмора , тем для меня он человечнее ... Человек с развитым чувством юмора , это мое глубокое убеждение , не может быть деспотичным , подлым " . (" И тот , кто с шуткой" . - " Труд " , 1968 г. 4 авг. )

Сам Утесов говорит : " Когда я умру , этак лет через сто , - к сожалению , случится , - позовите к моей могиле оркестр . Если я не вскочу из гроба , значит , я действительно умер " . ( И тот , кто с шуткой .- " Труд ".1968 г. 4 авг. )

Совсем незадолго до окончания войны , режиссер Р.Симонов в статье , посвященной Утесову писал : " У Утесова редкое сочетание талантов музыканта и драматического актера , что позволяет обогащать содержание песни , делать его более глубоким . В каждой своей песне он не только исполнитель , но и автор , такой же , как композитор и поэт . Можно подчас удивляться большой эмоциональной подвижности артиста , способности его в каждой новой песне перевоплощаться , создавать образы : лирические , комические , сатирические , драматические , трагические . Вспомним хотя бы его последнюю джаз-сюиту " Салют " ( 1944 г. ) : от песен горя и гнева - до песен сатирических и победных . И хотя больше всего говорят об утесовском юморе , но иногда , слушая драматическую по теме песню в исполнении этого артиста , действительно затрудняешься сказать , какая тема ему ближе - комическая или драматическая ?

Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр , но интерпретирует мелодию , проникается ее содержанием , умеет жестом , мимической игрой заразить своим настроением зрительный зал , помогает ему проникнуть в самую глубину содержания мелодии . Мы не видим его лица , когда он дирижирует оркестром , иполняющим " Марш Гастелло " , но как проясняет героическое звучание этого марша патетический , драматический жест Утесова - дирижера ! " ( Симонов Р." Утесов" . - " Советское искусство " , 1945 г. , 29 марта )

Успех Утесов и его оркестр имели большой , авторитет коллектива и его руководителя , установившийся во время войны , не снижался . В 1947 году Утесову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств .

Казалось , что в первые послевоенные годы положение Утесова и его оркестра было стабильным . Везде их хвалили , не хватало билетов на концерты . Утесов находился в поре творческой зрелости . Что же касается оркестра , то о нем сам руководитель через несколько лет писал так : музыканты " любили свое дело и не жалели на него сил . Я это знал и все от них требовал , требовал , и мне все казалось мало , я всегда был не доволен . Я чувствовал , что они могут лучше - и именно в силу этой любви . И после каждого концерта я придирался к малейшему их промаху и сердился на них .