Смекни!
smekni.com

Утесов и Райкин - жизнь и творчество (стр. 7 из 7)

А теперь , когда я слушаю пластинки тех лет , я понимаю , какие они были молодцы , какие тонкие и сложные вещи им удавались , и кляну себя , что был безжалостным " . ( Утесов Л." Спасибо , сердце !" ) Значит , и оркестр , по мнению его руководителя , отличался высокими достоинствами .

Но история повторяется . На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б) . Постановление ЦК ВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению " призывало "...отражать в произведениях искусства прежде всего жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед по пути к коммунизму ". И критики сразу набросились на Утесова .

Их недовольство вызывало то , что Утесов выступал с джазом . Некоторе музыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазной культуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эстраде . В одной из статей М.Сокольский писал : " что может быть менее созвучным нашей музыке , нашим советским песням , богатейшему фольклору советских народов , чем ноющий , как больной зуб , или воющий саксофон , оглушительно ревущий изо всех сил тромбон , верещащие трубы или однообразно унылый стук всего семейства ударных инструментов , насильственно вколачивющих в сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы .

Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джаз - оркестрами , а те , кто пытается втискивать ее насильственно в джаз , калечит ее , коверкает ". ( Сокольский М . " О джазе ". - " Советское искусство " 1952 г. 16 февраля )

Подобное выступление было далеко не единичным . И в результате джаз вообще похоронили .

И опять Утесов должен был доказывать очевидное , оправдываться , будучи невиновным . С известной долей раздражения он писал тогда : " Надоели поучения - какая музыка нужна советскому человеку . Нужна всякая хорошая . Советский человек жаден до искусства . Ему подай все : оперу , симфонию , песню , романс и легкую музыку . И нечего скучным людям превращать человеческие радости в " мероприятия " , навязывать народу вкусовщину мрачных чиновников , никогда не поющих , не танцующих , носящих маску глубокомыслия " . ( " Советская музыка " , 1953 г. ,N 11 )

Не прекращались споры , касающиеся театрализации оркестра . Иные считали ее вовсе ненужной . Например , литературовед и писатель В.Шкловский высоко оценив талант Утесова , сказав добрые слова об оркестре , одновременно заметил : " Леониду Утесову лучше отказаться от театрализации песни , обратить внимание на поиски песен . Эстрада должна оставаться эстрадой " . ( Шкловский В. О джазе Утесова . - " Советское искусство " , 1946 г. , 6 ноября )

Сегодня на эти споры можно посмотреть с иронией , но сколько нервов в свое время потратил на них Утесов ! Он даже написал в этой связи такие стихи :

" Леса , луга , долины и поляны .

И через это все мой поезд мчиться .

Гостиницы , вокзалы , рестораны -

И не пора ли мне остановиться ?

И не пора ли мне сказать : " довольно " ?

Я слишком долго по дорогам мчался ,

С людской несправедливостью встречался ,

И было мне обидно , тяжко , больно

под куполом родного небосвода .

Я песни пел - пел сердцем и желаньем ,

Но почему ж любовь ко мне народа

Считается в культуре отставаньем ?

Что дураку горячий сердца пламень ?

Во мне он видит только тему спора .

И надоело мне всю жизнь держать экзамен

На звание высокое - актера . "

Но Утесов не был бы Утесовым , если бы он " остановился " . И четверостишье , в котором не без яда известный поэт - сатирик

Ю.Благов констатировал : "

В его исполненьи " Веселых ребят "

Народ и сейчас вспоминает .

А новые песни едва прозвучат -

И ... след их вдали пропадает " .

Я вижу не сарказм по поводу трудностей , связанных с репертуаром Утесова , а наоборот , как бы того ни хотел автор , выделение творчества Утесова .

В период с 1945 по 1965 год Утесов работал творчески очень интенсивно . Как я понял человек он был не без юмора и с удовольствием мог прочитать о себе лестное но справедливое стихотворение :

" Он человек очаровательный

( знак восклицательный)

Кто петь еще умеет так

( вопросительный знак )

Он музыкант , певец и прочее

( многоточие )

( Масс В. , Червинский М. Утесову - газета " Дом актера " 1947 г. , 23 марта )

Кроме исполнения песен Утесов читал стихи , в том числе и свои . Героем стихов выступал немолодой человек , испытывающий потребность оглянуться на прошлое и посмотреть в будущее .

Программы ставились по дивиртисментному признаку и прежде всего состояли из песен , исполняемых Утесовым . Причем в них все чаще звучали песни из прежнего репертуара , имеющие у слушателей особенный успех .

В 1962 году Союз композиторов РСФСР провел пленум , посвященный легкой музыке , в том числе и джаз . И на этом форуме прозвучало , наконец , что джаз может и должен стать частью отечественной культуры . " Я взволнован , - говорил Утесов , - столько лет ждать и наконец дождаться . Это праздник , праздник , пришедший на нашу эстрадную

улицу ." После того как в 1965 году было отпразновано семидяситилетие ,

Утесов продолжать выступать на эстраде . Сам он считал , что оставаться молодым - это значит уметь сохранять непосредственность , искренность при восприятии жизни . Что главное назначение искусства - " делать людей лучше . Из храма искусства мы должны выходить влюбленными в человечество , верящими в него " ( Утесов Л. Самый добрый волшебник . -

" Советская Россия " , 1965 г. , 6 июня ) Я думаю , что подтверждением итога творчества Л. Утесова может

стать высказывание С.Смоляницкого : " Утесов приблизил песню ко всем и каждому из нас , напомнил живым чувством , обогатил ее интонацию и согрел той теплотой своего голоса , той мягкостью , проникновенностью , от которой щемит сердце .

В биографии нашего поколения было много разлук и дальних дорог : и кто из тех , для кого предвоенные годы были последними классами школы , или первыми курсами институтов , не вспомнит встречу , прощание , день подаренный войной , связанный иногда не прямо , ассоциативно , но все-таки связанный с песней Утесова ? Его голос стал незабываемой лирической приметой времени в судьбе нашего , да и предшествующего нам поколения " . ( Смоляницкий С. Полдень , дорога , память . )


Заключение

Главное, что объединяло Л.Утесова и А.Райкина , это эстрада .

Если говорить о признаках эстрады , то : открытость , праздничность , краткость всегда присутствовали в творчестве этих людей . В своем творчестве Райкин поднимал темы нравственного воспитания человека , обличая и высмеивая извечные пороки - глупость , жадность , приспособленчество , Утесов же - воспевая и прославляя человека труда .

Л.Утесов и А.Райкин были настоящими эстрадниками . Они соединяли в себе и речевые жанры , и песню , и танец , и элементы циркового мастерства .

Без чего не может быть эстрады ? Без взаимодействия артиста со зрителем . Такой контакт всегда находили Утесов и Райкин .

Сейчас уже стало очевидно , что эстрада входит и в театр драматический . Исчезает та самая четвертая стена , которая не давала возможности актеру впрямую говорить со зрителем.

Как и вся наша жизнь , эстрада находится на переломе . Идет поиск новых художественных форм , новых структур .

Лишь удивляешься , как эстраде удалось выжить . Ведь на протяжении семидесяти лет ей приходилось постоянно выполнять несвойственные задачи : обслуживать различные компании , откликаться на постановления партии и правительства , воспевать достижения социализма .

Успех артиста теперь зависит от его таланта , энергии , работоспособности , умения формировать репертуар , чувствовать потребности публики .

Традиции Утесова продолжают развивать сегодняшний " Театр песни " таких , как А.Пугачева , В.Леонтьев , Л.Вайкуле . А рядом с именем А.Райкина имена таких мастеров эстрады , как Е.Петросян , В.Винокур , Е.Шифрин , Р.Карцев .


Список использованной литературы .

1. А.М. Бейлин . Аркадий Райкин . - Л. , Искусство : 1969.

2. Е.П. Гершунин . Рассказываю об эстраде . - Л. , Искусство : 1968.

3. Ю.А. Дмитриев . Леонид Утесов . М. , Искусство : 1982.

4. О. Леонидов . Прошу внимания . " Огонек " , 1942 , N 46

5. Н. Милин . Добрый дар . - В кн. : Мастера эстрады . Л. , Искусство : 1963.

6. Е. Мин . В поисках нового . - " Искусство и жизнь " , 1940 , N 12

7. Певцы советской эстрады . Сборник статей . Сост. Л.Булгак М. , Искусство :1977.

8. А.Райкин . Шутки в сторону . - " Советское искусство ", 1945г. 17 августа .

9. А.Райкин . " Смена " , 1978 , N 15

10. Ж.Садуль . Чарли Чаплин . М. , Искусство . 1981

11. К.С.Станиславский , Собрание сочинений в 8-ми томах , т.5. , Искусство : 1958 .

12. Русская советская эстрада . 1930-1945 . Очерки истории. отв. ред. Е.Ф.Уварова . М. , Искусство , 1976 .

13. Утесов Л.О. Спасибо сердце ! Воспоминания , встречи , раздумья . - М. , Всероссийское театральное общество :1976. 14. Утесов Л.О. С песней по жизни . - М. , Искусство : 1961. 15. Ландсберг Г. " На путях джазовой культуры "- "Рабочий и театр " 1929 ,N 22

16. Хоменко Ю. " Утесовщина " - " За пролетарскую музыку ",1930,N 8

17. Юзовский Ю. " Утесов и Хенкин " - " Вечерняя Москва ",1930,12 января

18. Лабковский Н. " Утесов и ег джаз "- "Вечерняя Москва",1937,19 июля

19. Тур П. " Леонид Утесов ", "Театр" 1965 г. N 7

20. " И тот кто с шуткой " , " Труд " 1968г. 4 авг.

21. Симонов Р. " Утесов " - " Советское искусство "1945, 29 марта

22. Сокольский М. " О джазе "- " Советское искусство " 1952 16 февраля

23. " Советская музыка " , 1953 , N 11

24. " Советское искусство " , 1946 , 6 ноября

25. Утесов Л. " Самый добрый волшебник ".- " Советская Россия " 1965 , 6 июня

26. Смоляницкий С. " Полдень , дорога , память "

27. Городинский В. " Музыкальный фронт СССР " - Музгиз 1933г.

28. " Пролетарский музыкант " . 1929 , N 4