Смекни!
smekni.com

Хеппенинг (стр. 2 из 2)

6

Значительную роль в становлении авангардной музыки сыграл другой ученик Мессиана - немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен (родился в 1928 г.). Он много работал с электронной музыкой. Например, произведение "Пение отроков" (1956 г.) предназначено для пяти магнитофонов, а в вокальной пьесе "Спираль" (1969 г.) "живое" пение певца соединено с шумами радиоприёмника. Под влиянием восточных музыкальных традиций композитор пришёл к мысли, что музыка должна быть построена на импровизации, которая введёт слушателя в состояние абсолютного покоя и сосредоточенности на "чистой" жизни звука (т. е. в состояние, близкое к медитации). Давая исполнителю полную свободу, Штокхаузен порой вообще не пишет нотного текста. Так, партитура сочинения "Семь дней" (1968 г.) содержит только словесные указания типа: "Возьми аккорд", "Держи аккорд", "Ни о чём не думай" и т. п. Любопытным экспериментом стал цикл "Свет", длящийся семь вечеров. Каждая часть носит название одного из дней недели и представляет собой сценическое действо с элементами оперы, балета и хеппенинга (персонажи имитируют игру на разных инструментах, не издавая при этом ни звука).

ХЕППЕНИНГ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Около 1960 года США сформировали первое и наиболее важное течение: абстракционный экспрессионизм или живопись действия ("action painting"). В это же время в Германии образовалось движение Fluxus. Его основоположник Й. Мачунас выдвинул лозунг: "искусство - игра". После этого последовало образование поп-искусства в Америке. Позже - гиперреализма. Около 70х годов открываются новые течения искусства: хеппенинг, перформанс. Таким образом, уже в 70-ые годы искусство разрушило все границы и искусством можно было смело назвать всё, что происходит. Однако сушествует и иное мнение. То новое, что появляется в искусстве в 60–70-е гг. XX в., представляет собой продукты распада, элементы деконструкции классической изобразительной системы, приобретающие автономный характер и используемые для создания различных визуальных форм игровой деятельности. Другие изначально не связаны с изобразительным искусством: хеппенинг, перформанс, имеют свою собственную – отличную от изобразительной деятельности – генеалогию, восходят к ритуальным, обрядовым действиям. Магия, колдовство, танец и т.п. имеют такие же глубокие корни, как изготовление графических, живописных, скульптурных образов и знаков, но при этом они разведены у истоков.

7

ХЕППЕНИНГ В РОССИИ

Публичное появление хеппининга в России, возможно началось со следующего события: Владимир Уфлянд (именно он составил книжки, сопроводив их эссе и стихами, посвященными памяти поэтов - своими и Льва Лосева) пишет: "1 декабря 1951 года на лекцию в аудиторию филфака Ленинградского государственного университета имени А.А.Жданова пришли три студента в рубахах навыпуск и, записав лекцию гусиными перьями, приготовили из хлеба, кваса и лука тюрю и стали есть деревянными ложками, распевая "Лучинушку". Этот первый и единственный в сталинской фараониии хеппенинг проходил с успехом, пока один по-большевистски крепко закаленный студент не вышел из оцепенения и не завопил: "Это же троцкистско-бухаринская провокация!". Двое из этих студентов были Юрий Михайлов и Михаил Красильников (о нем речь впереди). За "хеппенинг" молодых людей исключили из комсомола и университета, но не посадили. По словам Уфлян! да, "Юрий Михайлов вместе с Михаилом Красильниковым исповедовали тогда русский футуризм скорее каменско-асеевского, нежели хлебниковско-крученыховского толка".

Хеппенинг: необычное мероприятие, имеющее оттенок сенсационности и потому интересное для средств массовой информации.

Несколько вырезок из репортажей о празднике русского искусства:

- На другом полюсе фестиваля были традиции - да-да, пресловутые "Очи черные" с "Барыней", но какие! Ансамбль песни и пляски Северного флота предложил ошалевшей публике чертову смесь из "Яблочка", гопака, чечетки, присядки, церковных хоралов, советской песни и высококлассного джаза. Ансамбль народных инструментов "Серпантин" из Ярославля давал концерты симфонического уровня.

- Праздник русского искусства закончился императорским ужином в отеле "Негреско": пианист Николай Саввиди играл Рахманинова и Скрябина, подавали "царскую закуску", "киевские котлеты" и гурьевскую кашу на сладкое. Вдова знаменитого французского художника Жака Куртанса Изабель объявила о присуждении приза Courtens d'Or за 2002 год фильму Николая Лебедева "Звезда". Эту премию, учрежденную на фестивале четыре года назад, уже получили Инна Чурикова, Андрей Разенков и Никита Михалков.

- Так праздники духа и бренного тела, как жизнь-игра, сплелись на этом фестивале, образовав шальной хеппенинг, куда публика входила как в приключение - озираясь и ожидая сюрпризов. Финал прошел на ура, пресса

8

соревновалась в количестве восторженных определений: "великолепно", "восхитительно", "виртуозно". Французская пресса просто не знает, что ни эту виртуозную "Барыню", ни восхитительные гармони-домры, ни эти великолепные традиции древней и глубокой культуры в самой России узреть уже почти невозможно. Приходится ехать в Ниццу.

Интерес представляют театры хепенинги.

"Тень", напомню, создана на стыке театра и графики. Это театр, где сюжетом сделали сам процесс творчества, театр-хеппенинг: зритель зачарованно следит за тем, куда понесет шальную руку художника. В "Метаморфозах" на теневом экране из "точки-точки-запятой" может явиться что угодно - публика разгадывает каждый новый виток как ребус и почти всегда ошибается в предположениях: это театр, где мистификация стала законом жизни. Придя на "Лебединое озеро", попадаешь на хулиганское оперное действо, причем до спектакля его авторы скучающе, как говорят с непонятливым, просвещали меня насчет того, что Чайковский вначале написал лебединую оперу и только потом сварганил балет. Этот трюк они повторяют с каждым, включая публику. Многие охотно верят, другие еще охотнее включаются в игру. Спектакли "Тени" - сложная смесь театров кукольного, теневого, эстрадного и детского для взрослых. Обстановка там семейная и необязательная, все напоминает игру в картонный театр-коробочку, где главный маг и волшебник - собственное воображение. Игра и жизнь сплелись воедино.

Импровизацию подхватил питерский Формальный театр - лидер нашего театрального авангарда, тоже известный Европе, Новой Зеландии, Южной Америке, Зимбабве и немногим избранным в России. В зале оперного типа этот театр - как рыба килька на берегу: традиционный для него хеппенинг - путешествие зрителя сквозь предметный мир лестниц-фойе к всегда неожиданному сценическому пространству, медленное погружение в игру - здесь невозможен. Но замешенный на импровизации, Формальный немедленно меняет условия игры, играючи берет языковой барьер - и зал аплодирует стоя.

"Школа для дураков" - визуальные вариации на темы писателя-эмигранта Саши Соколова, в сущности новый и, кажется, универсально пригодный театральный метод. Никто не думает об идеях и "посланиях": здесь высший смысл - игра как некий гул сюрреалистической жизни и ее квинтэссенция. Два актера дуэтом играют мальчика с раздвоенным сознанием как некий сон о прошлом, где опять-таки все возможно, все зыбко и неказисто, как усы у Джоконды. В самом воздухе спектакля, в том, что зовется стилем, зашифрована советская эпоха приблизительно так, как

9

в гоголевском "Ревизоре" - эпоха досоветская; обе эпохи оказываются едины и неделимы.

Различные акции носят хеппенинговый характер. Акции галереи «Риджина», где кошки выступают в роли собаки Баскервилей; попугаи, посаженные в клетки в виде букв «С-О-Б-А-К-И» - симулякры последних; перформантс «Пятачок раздаёт подарки» сулит натуралистическое зрелище всех этапов превращения хрюкающего кабанчика в куски парной свинины.

Нудистские манифестации «Грачи прилетели».

Эксгибиционистские акции на вышке бассейна «Мрсква» «артиста - провокатора» А. Бренера.

Хеппенинги «Бесконечное пускание слюней»; «Непрерывное стояние в воде и гыканье».

Очевидна творческая неоднородность такого рода поисков, их эпигонский характер и издержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая новая эпоха рождала, с одной стороны, становление и выделение новых видов искусства, их трансформацию, углубление, расширение выразительных средств, языка искусства, а с другой — их слияние, взаимодействие и взаимовлияние. В переходные этапы активизировался поиск новых средств, нащупывание новых путей развития искусства. Сопутствующее развитию культуры развитие техники также обогащало искусство, определенным образом воздействуя на выразительные возможности искусства. Так, усовершенствование строительной техники способствовало переходу от романского стиля к готике в архитектуре; появление проекционного фонаря породило такие новые виды искусства как кино, фотография. Примеры можно продолжать. Таким переломным, переходным этапом был рубеж XIX — XX вв., когда художественное творчество обогатило свой язык, расширило возможности каждого отдельного вида искусства, сформировало новые формы синтеза искусств. Нечто подобное наблюдается столетие спустя. Современная эпоха в развитии культуры отличается всеми чертами переходности.

Технообразы, виртуальная реальность, транссентиментализм – это те художественно – эстэтитеские феномены, которые подтвердили в 90 – ые годы некоторые из высказывающихся раннее гипотез о возможной

10

эволюции постмодернизма в 21 веке, о возникновении нового этапа в искусстве и эстетике – постпостмодернизма.

11

Список используемой литературы:

1) Надежда Маньковская «Эстетика постмодернизма»; издательство «Алетейя», СПб 2000год.

1

ПЛАН

1. Эпоха постмодернизма.

2. Понятие хепенинга.

3. Хепенинг и театр.

4. Хепенинг и музыка.

5. Хепенинг и изобразительное искусство

6. Хепенинг в России.

7. Заключение.

Санкт – Петербургский институт машиностроения

Кафедра философии и социологии

Реферат на тему:

«ХЕППЕНИНГ»

Группа №1440

Студент

Гусак Е. В.

Санкт – Петербург

2004 год.