Реферат
Тема: Художественная культура стран западной Европы времён средневековья.
Ученика 9 «Г» класса
Средней школы № 23
г. Борисова
Марголина Ильи.
1999г.
1. Культура западноевропейских стран времён средневековья.
Франция. Интересы феодалов определяли господствующее направление в средневековом искусстве и прежде всего в архитектуре. Со второй половины XII столетия в Северной Франции появилась архитектура нового, так называемого готического стиля (XII – XIV вв.). Соборы готического стиля воздвигались главным образом в городах, т. е. На территории, ограниченной городскими стенами. Необходимость предельной экономии места в сочетании со стремлением к грандиозности во многом определяли конструкцию и формы готических зданий. Характернейшей чертой готического собора являлись столбы, состоявшие из пучка высоких и стройных колонн, на которые опирались рёбра (невюры) стрельчатых арок, перекрещивающихся на очень большой высоте. Всё здание, таким образом, состояло из строительных ячеек (травей) ограниченных четырьмя внутренними пучками колонн и имевших особые, выступавшие снаружи здания столбы (контрфорсы), которые через связующие полуарки принимали на себя значительную часть тяжести свода. Поэтому готические соборы в отличие от соборов романского стиля на нуждались в тяжёлых и толстых стенах. Здания стали менее массивными. В стенах появились огромные окна со стёклами, разукрашенными яркой живописью по стеклу (виражи). Многочисленные статуи, каменная резьба и орнаменты с растительными мотивами придавали готическим зданиям ещё большую динамичность. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе и в других городах.
При помощи великолепных готических храмов церковь стремилась внушить народным массам идеи о недосягаемой высоте божества, а также католической церкви, как его представительнице на земле, и о ничтожности самого человека. Однако готическая архитектура не может рассматриваться лишь сточки зрения того, насколько удачно она отвечала интересам католической церкви. Готические соборы свидетельствуют о громадном трудовом вкусе и выдающимся художественном вкусе многочисленных поколений городских ремесленников. Соборы свидетельствуют и о возросшем техническом мастерстве горожан, непосредственно связанном с общим ростом производительных сил во Франции. Уважение, которое испытывали современники по отношению к архитекторам из ремесленных цехов, возводивших готические соборы, нашло своё отражение и в том, что ряд имён этих архитекторов сохранился до нашего времени и в том числе имя Виллара из Оннекура, который оставил после себя целый альбом чертежей и рисунков, представляющих чрезвычайно большой интерес.
Англия. В XI – XIII вв. широкое распространение в Англии получило народное искусство жонглеров. В англо-саксонских рукописях, относящихся ещё к Х веку, встречаются изображения жонглёров ловко подбрасывающих шары и ножи, играющих на смычковом инструменте подобном скрипке. Жонглёры в Англии, так же как и в других странах, являлись бродячими актёрами, разыгрывавшими разные сценки, и в то же время фокусниками, рассказчиками и певцами, обрабатывавшими произведения устного народного творчества и исполнявшими их под аккомпанемент музыкальных инструментов. В этом отношении жонглеры были преемниками англо-саксонских певцов музыкантов, так называемых глеоманов и скопов.
Английский язык, развивавшийся постепенно из ряда мастных диалектов включил в свой состав некоторое количество французских слов и выражений, но сохранил свой грамматический строй и собственную лексическую основу. В отличие от распространенной в XII – XIII вв. в придворных кругах рыцарской, так называемой куртуазной литературы, литературы на северофранцузском или на провансальском языке, народные поэтические произведения создавались на общенародном английском языке. К числу её лучших образцов относятся исторические баллады, особенно многочисленные песни и баллады о Робин Гуде, которые восходят к XIII – XIV вв.
Высокого уровня развития достигло в XI – XIII вв. искусство оформления книг. Особенно яркими красками, богатством орнамента и тонкостью письма отличались миниатюры Винчестерской школы.
Развитие архитектуры было отмечено появлением в XI – XII вв. ряда монументальных сооружений в романском стиле (соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче и др.), из которых Оксфордский собор был построен ещё до нормандского завоевания. Элементы готики (собор в Дареме) появились в Англии уже в конце ХII в. Соборы в Чичестере и Линкольне, строительство которых началось ещё в XI веке были закончены как готические постройки.
Готические сооружения в Англии отличались большей протяжённостью зданий в глубину и меньшей высотой, чем на континенте Европы. Соборные башни (колокольни) и башни замков занимают в английской готике более самостоятельное место по отношению к основной части здания, чем в готических постройках других европейских стран. Для английской готики характерно также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образующее декоративные, так называемые веерные узоры. Наиболее яркими образцами английской готики XIII века являются соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери, Питерборо и др., а также Вестминстерское аббатство в Лондоне.
Германия. Культура Германии XII – XIII вв. не была единой и однородной. Она отражала идеологию различных классов феодального общества. Важнейшим памятником культуры господствующего класса в это время является сохранившаяся в составленных в Австрии около 1200 г. списках « Песнь о Нибелунгах ». В основе « Песни о Нибелунгах » лежит литературная обработка народных сказаний о событиях, связанных с нашествием гуннов на Бургундское королевство в начале V вв. Главный герой Зигфрид – знатный и благовоспитанный рыцарь, влюбившийся в сестру бургундского короля Гунтера – красавицу Кримхильду. В поэме важную роль играет конфликт между личными достоинствами Зигфрида и его положением в феодальной иерархии. В целом «Песнь о Нибелунгах» в значительно большей степени отражает быт германского рыцарства XII в., чем бургундского племени начала V в.
Кроме «Песни о Нибелунгах», идеология рыцарства нашла своё отношение и в стихотворных романах, наиболее популярным из которых является роман немецкого поэта Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде, представляющей творческую переработку аналогичной темы французской рыцарской поэзии. Роман интересен тем, что Готфрид изображает в нём чисто земную любовь и тем самым стремится освободить рыцарскую поэзию от господства церковного мировоззрения.
Наряду с романом возникла и рыцарская лирическая поэзия (миннезанг). Её представители – меннезангеры («певцы высокой любви») сами исполняли свои произведения, которые затем заучивались наизусть остальными певцами, переезжавшими из замка в замок. Крупнейшими творцами миннезингера в Германии были Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1160 – 1230), а так же Гартман фон дер Ауэ и Вольфрам фон Эшенбах.
В XIII в. в Германии распространилась готическая архитектура. Однако переход от романского стиля к готике совершался в Германии значительно медленней, чем во Франции, и этим объясняется наличие большого числя сооружений, построенных в так называемом «переходном стиле». В Германии, как и в других странах западной Европы, был принят разработанный во Франции тип большого двухбашенного кафедрального собора из тёсанного камня (Кёльнский собор (середина XIII в.), и др.). Но внешний вид некоторых других соборов в Германии, где не было достаточного количества камня, пригодного для строительства, в употребление вошел кирпич. Строительство церкви в Любеке положило начало так называемой «кирпичной готике», широко распространённой в ряде северных стран Европы.
Италия. Экономическая и политическая раздробленность средневековой Италии наложила свой отпечаток на развитие итальянской народности, и на её культуру. В конце XII – начале XIII в. между население двух важнейших центров Италии: Сицилийского королевства на юге и Тосканы в средней Италии – имелись ещё большие отличия в языке и в культуре. Культурное развитие различных районов Италии шло по-разному. Наибольшего расцвета итальянская культура в XI – XIII вв. достигла в крупнейших городах (Флоренции, Венеции и др.). Однако в течение длительного времени она оставалась культурой отдельных городов-государств, не превращаясь в обще-итальянскую.
В Италии с её развитой городской жизнью, очень рано появились такие идеологические явления, которые были тесно связаны с хозяйственными с хозяйственными и политическимипотребностями бюргерства и городской патрицианской верхушки. Так, уже в конце XI в. в Италии получила распространение так называемая «рецепция римского права», то есть возрождение норм римского права, регламентировавшего отношения простых товаропроизводителей между собой, и приспособление этих норм к экономике и политической жизни средневековой Италии. Раннее развитие товаро-денежных отношений, ремесла и ростовщичества в Италии, а также связанный с этим переход земельной собственности из одних рук в другие порождали заинтересованность патрициата и бюргерства в таком юридическом оформлении всевозможных сделок с движимостью и недвижимостью, которое выходило за ограниченные рамки раннефеодального право, покоившего на господстве натурального хозяйства.
Особенностью сицилийской культуры было то, что в ней скрещивались греческие, арабские и норманские влияния. К тому же сицилийская культура приобрела ярко выраженный аристократический отпечаток. Философы и учёные (медики, астрологи), а также поэты и архитекторы, группировавшиеся при сицилийском дворе Фридриха II Гогенштауфена, обслуживали главным образом этот двор и потребности местных феодалов (баронов). Подражая во многом провансальским трубадурам, поэты Южной Италии, писавшие на итальянском языке создали своё литературное направление оказавшее влияние и на североитальянскую поэзию конца XIII – начало XIV в.