Смекни!
smekni.com

Художественные стилевые направления в искусстве (стр. 17 из 36)

Своеобразное преломление испытал стиль Рококо за пределами Франции. В Венеции расцвело так называемое «вене­цианское рококо». Роскошь венецианско­го стиля соединилась с утонченностью культуры XVIII столетия в живописи С. Риччи и Дж.-Б. Тьеполо. Их нежные жел­то-голубые краски звучали в пейзажах Каналетто и Гварди. Однако венециан­ское сеттеченто (от итал. settecento — семисотые годы) представляло, скорее, не Рококо, а соединение элементов Барокко, которое продолжало господствовать в Италии, с особенностями венецианской школы живописи и лишь своей пластичес­кой культурой, тонкостью формы ассоци­ировалось с французским Рококо. В Гер­мании стиль Рококо нашел наиболее пол­ное выражение в искусстве майссенского фарфора, в творчестве дрезденских худо­жников (см. саксонское искусство) и в так называемом фридерианском рококо. Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и тонкой, миниатюрной ро­списью был одним из главных художест­венных открытий эпохи Рококо. Он был просто создан для этого стиля. Во Фран­ции большой популярностью пользовались изделия севрского фарфора, а также ори­гинальная орнаментика руанских фаянсов.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. М.;Л.: Изд. АН СССР, 19SO-195!, т. 6, с. 10.


КЛАССИЦИЗМ, КЛАССИЦИСТИЧЕС­КИЙ СТИЛЬ (нем. Klassizismus от лат. classicus — см. классика, классическое ис­кусство). В отличие от классики, класси­цизм — не качественное, а функциональ­ное понятие, оно выражает определенную тенденцию художественного мышления, ос­нованную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логич­ности художественного образа, т. е. на ра­ционально-идеализирующем архетипе мыш­ления. Подобный идеал наиболее ярко про­явил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной классики. Поэтому в боль­шинстве случаев преобладание на опреде­ленном этапе развития классицистического мышления означает ориентацию на формы античного искусства. По словам П. Мура­това, «способность возрождаться вообще свойственна античному миру», что не раз повторялось в истории 2. Это говорит о том, что обращение к античности — W

А. Бенуа размышляет... М.: Сов. художник, 1968, с. 119, 130.

2 Муратов П. Образы Италии. М.: Республика. 1994, с. 223.

ддъ, а внешний и не всегда обязательный (Визнак искусства Классицизма. Неизмен-

щ природа Классицизма не в его фор-jjOE, а в бессмертии классики, в ее способ­ности сохранения души и смысла для (рювека, когда сами формы древнего язы-эдского искусства уже умерли и актуально белее не существуют. Классицизм обра­щен в будущее, в не в прошлое, и в этом заключается его художественно-историчес­кий смысл. Основой классицистического кировоззрения является онтологическое, f.f, вневременное, понимание красоты, убе-адение в том, что Красота вечна и ее щсоны действуют объективно. Класси-щрм — это естественное и закономерное дня определенных этапов художественного развития человека стремление найти точку опоры в меняющемся мире, обрести уве­ренность в будущем, спокойствие, эмоцио­нальную уравновешенность в системе ра­ционального художественного мышления, юных и завершенных в себе представлени-ие(~ о пространстве и времени, строгих, замкнутых, размеренных, проверенных классикой формах. Поэтому Классицизм не локализуется в какой-либо одной исто­рической эпохе, художественном направле­нии, течении, стиле или национальной шко­ле искусства. Он встречается постоянно в самых разнообразных формах, в различ­ные периоды и в разных странах.

,. Классицистические тенденции возника­ли .еще в искусстве Древнего Египта (см. Саисское Возрождение), в эллинистическую эпоху как своеобразный академизм (см. неоаттическая школа). Классицизм есть осознание своего родства с классикой. На этой традиции, по существу, выросло все европейское искусство: древнеримское, ви­зантийское, романское, хотя программно Wo .было сформулировано только в эпоху Итальянского Возрождения. В дальнейшем классицистическая традиция претерпевала Различные метаморфозы. Во Франции клас­сицистическое движение не прерывалось °Т раннего Ренессанса через так называе­мую вторую школу Фонтенбло (см. Фон­тенбло стиль, школа) к «Большому стилю»

—юдовика XIV, охватившего значитель-"ую часть XVII столетия, Неоклассицизму второй половины XVIII в., вплоть до вКадемического и салонного классицизма XIX-XX вв. В России Классицизм господ-Чвовал в искусстве второй половины

"Ш в. (см. екатерининский классицизм),

начале XIX в. (см. александровский клас­сицизм; русский классицизм; русский (пе­тербургский) ампир; московский класси­цизм; «московский ампир»), в конце XIXtg;

начале XX вв. (см. Модерн; русский не­оклассицизм).

Исторически сложилось так, что одним и тем же словом «классицизм» стали на­зывать широкий круг разнообразных явле­ний. Как метод мышления Классицизм бо­лее других нормативен, рационален и систематичен. Не случайно только в Клас­сицизме существует система правил и за­конченная теория художественного творче­ства. Художники классицистического на­правления, начиная с эпохи Итальянского Возрождения, имели просто-таки непре-одалимую страсть к написанию теоретиче­ских трактатов. Трактаты об искусстве писали Леонардо да Винчи, Л.-Б. Альберти, А. Дюрер, С. Серлио, А. Палладио, Дж. Винъола. Характерно, что мастера Ба­рокко в поисках теоретического обоснова­ния своей работы искали его также в классицистической теории. Кроме разроз­ненных высказываний и отдельных мнений художников, ни Барокко, ни Рококо, ни иные художественные стили и направления не выдвинули своей теории. Когда роман­тики начала XIX столетия попытались сформулировать свои творческие принци­пы, они снова обратились к теории Клас­сицизма, (сравн. пассеизм). В. Татаркевич в «Истории эстетики» формулирует основ­ные принципы искусства Классицизма, ссы­лаясь на теоретика эпохи Итальянского Возрождения Л.-Б. Альберти, который, в свою очередь, выдвинул их на основе изу­чения античного искусства:

«I. Красота является объективным ка­чеством, свойственным реальным предме­там, а не их переживанию человеком.

2. Красота заключается в порядке, пра­вильном размещении частей и установле­нии пропорций...

3. Красота воспринимается глазами, но

оценивается разумом...

4. Красота... является законом в при­роде, но целью в искусстве... поэтому искусство способно превосходить ее.

5. Искусство должно обладать рацио­нальной дисциплиной, поскольку оно поль­зуется наукой.

6. План или рисунок являются наибо­лее существенными для зрительного искус­ства...


7. Искусство способно обращаться к важным темам и приспосабливать свои формы к соответствующему содержанию...

8. Великие возможности искусства бы­ли осуществлены античностью. С точки зрения порядка, меры, рациональности и красоты ее творения совершеннее природы и потому могут служить образцами для всех следующих поколений».

В 1956 г. Г. фон Грюнебаум выдвинул четыре составные части «Классицизма как направления в культуре»:

1. Прошлая (или чуждая) фаза разви­тия культуры признается полной и совер­шенной реализацией человеческих возмож­ностей.

2. Эта реализация усваивается как за­конное наследие или достояние.

3. Допускается, что облик настоящего может быть изменен по образцу прошлого (или чуждого) идеала.

4. Чаяния, характерные для прошлой или же чужой культуры, принимаются как образцовые и обязательные для настояще­го.

При этом автором подчеркивалось, что нормативно-насильственная сторона клас­сицистических установок рано или поздно «способствует скорому признанию тщетно­сти своих усилий, что постоянно угрожает энтузиазму любого поклонника классициз­ма» 2. Показательно, что Классицизм про­являлся наиболее сильно в переломные фазы развития искусства. Отсюда его функ­ции: стабилизация уже достигнутого, ка­нонизация художественных форм и «само­стилизация». Здесь Классицизм смыкается с декадансом, эпигонством, но сохраняя, более творческий характер, как правило, не переходит свои границы. Еще во II-III вв. н. э. власти отдаленных эллинистичес­ких провинций, следя за лояльностью сво­их подданных, поощряли их «к самоото­ждествлению с греко-римской традицией» и «эллинское наследие считали одним из благ, дарованных императорским правле­нием» 3 <см. Греческое Возрождение). Ха­рактерно, что само слово «классический», возникшее в это же время, служило для

Tatarkiewicz W. History of aesthet­ics. The Hague — Paris-Warszawa, 1974, p. 330. 2Гpюнeбayм Г. фон. О понятии и значении классицизма в культуре.— В кн: Основ­ные черты арабо-мусулычанской культуры. М.; Нау­ка, 1981, с. 192. Там же, с. 193.

обозначения качества литературного ств. ля, «classic!» называли образцовых, поду. чивших государственную поддержку писа­телей, a «proletarii» — плохих. Античны» классицизм в восточных, азиатских регио. нах становился государственной охрани. тельной политикой в области культуру Аналогичной была роль августовского, цдц римского, классицизма. Точно так же в VIII-X вв. классицизм Каролингского и Оттоновского Возрождения способствовал стабилизации достигнутого уровня культу­ры. Именно в то время была сочинена легенда о происхождении франков от тро. янского царя Франкуса. Стабилизирующую роль сыграл в истории искусства Класси­цизм Византийского, или Македонского, Возрождения. Классицизм оказался наибо­лее подходящим для выражения граждан­ских идеалов «свободы, равенства, братст­ва» эпохи Просвещения и французской революции. Он получил название «рево­люционного классицизма»; в то время го­ворили, что греки были зеркалом, в кото­ром отражались революционные идеалы красоты, свободы и естественности. Одна­ко все тот же Классицизм послужил эсте­тической основой гегемонистских претен­зий императора Наполеона (см. Ампир). В начале XIX столетия влияние Классицизма было неоднозначным. С одной стороны, он переродился в «стиль империи», с дру­гой, в наиболее ортодоксальных проявле­ниях,— смыкался с салонным академиз­мом. Третье, наиболее живое течение, стало основой романтического движения. Немец­кие романтики, поклонники Оссиана, изо­брели «нордический эллинизм». Гёльдер-лин, а вслед за ним многие молодые не­мецкие живописцы К. Бпехен, К. Вагнер, И. Даль, К. Г. Карус, Р. Кюммер, К. Д. Фри­дрих видели себя «только на фоне гречес­кого ландшафта». Но характерно, что и здесь классицизм был тут же поставлен на службу государства (см. прусский элли­низм; «штауфеновский ренессанс»).