Северное Возрождение, однако, как считают большинство исследователей, началось не в Германии или Франции (см. Фонтенбло стиль, школа), а в Нидерландах в живописи братьев фан Эйк, Р. фон дер Вейдена, X. Мемлинга, было продолжено 77. Брейгелем, а затем Дюрером и художниками его круга в Германии. Это движение было стилистически неоднородным. Если в Нидерландах наибольшее развитие получил натурализм и пантеизм, во Франции — сенсуализм, в значительной мере связанный со светским мировоззрением, то в Германии — крайне мистический, изощренный спиритуализм. Именно последнее обстоятельство может объяснить такое необычное и страшное явление, как Изен-геймский алтарь М. Грюневальда. Это произведение с трудом связывается с привычными представлениями о Возрождении.
Г. Вёльфлин писал, что чрезвычайно «углубленная религиозность», приведшая немцев к идее Реформации, повлияла и на особенности стиля их изобразительного искусства. Не случайно многие художники Северного Возрождения часто изображали страдающего Христа с чертами собственного лица. Внезапный кризис и упадок изобразительного искусства в Германии после 1540г. также объясняют иконоборчеством Реформации.
Вторая особенность Северного Возрождения — экспрессивность. Немецкие художники никогда не изображали неподвижные фигуры одну подле другой, как это делали мастера итальянского кватроченто. Красота обнаженного тела и иллюзорная глубина изобразительного пространства мало их волновали. Средоточием выразительности были напряжение пространства, рост природных форм и беспокойное движение складок одежд. Св. Себастьян изображался не на фоне античной колонны в виде прекрасного юноши, невозмутимо стоящего, несмотря на впивающиеся в него стрелы врагов, а как правило, на фоне ветвистого дерева, сливающимся с его искореженным стволом и как бы извивающимся вместе с ним. Отсюда кажущаяся «некрасивость» изображений фигур, особенно обнаженных. Их красота в другом:
в напряжении, острой динамике, экспрессии, воспринимаемой воспитанным на итальянской классике зрением как деформация, «надлом», нарушающий все нормы пластической анатомии, которая мало интересовала северного живописца. Это характерно даже для Дюрера, много занимавшегося, под влиянием итальянцев, пластической анатомией, но на практике всегда деформировавшего свои фигуры. Готическая экспрессия выражалась и в совершенно особом почерке изображения «летящих драпировок», извивающихся струящимися складками самым невероятным образом, будто раздуваемыми невидимым вихрем. Этот «метафизический ветер» пронизывал всю композицию, сообщая ей особую взволнованность и внутреннее напряжение. Говоря словами Вёльфлина, «Юг видел колонну в дереве, а Север — дерево в колонне» . Различия тектонически-нормативного, пластически-осязательного художественного мышления итальянского Классицизма и немецкого экспрессионизма выражались в том, что если для итальянского художника симметрия, идеальные пропорции были «откровением совершенного свободного познания природы», то для немецкого «любая закономерность кажется искусственной» и «всегда сохраняется потребность в своеволии, в нарушении правила... То, что итальянцу кажется ошибкой в рисунке, немец может оценивать как положительное» 2. В доказательство своей теории о метафизическом, иррациональном характере изобразительного искусства Северного Возрождения Г. Вёльфлин приводит слова Тацита: «Германцы поклоняются невидимому» 3.
Другое известное определение стиля Северного Возрождения — «магической реализм».
Искусство Севера, действительно, самым невероятным образом, не только метафизично, но и удивительно конкретно. Так, взамен некоего подобия покрывал, которыми Рафаэль окутывал свои идеальные фигуры, одеяний, которые никто никогда не носил, северяне изображали обычную одежду своего времени, причем с точнейшим образом выписанными деталями. Вневременной идеализации итальянцев художники Северного Возрождения противопоставили точность и прагматизм. Стиль немецких живописцев, графиков и скульпторов выразителен, прост и даже груб. Вместо более привычной нашему глазу и
"Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л.: ОГИЗ, 1934, с. 172. 2 Там же, с. 358. Там же, с. 377.
более легкой для восприятия идеализации и спокойной гармонии — мистическая экзальтация, вместо стилизации под античность — резкая динамика и «жесткость» формы. Этим отчасти, объясняется некоторая трудность понимания изобразительного искусства Северного Возрождения. Иногда его мастера просто шокируют пристрастием к изображению грубого, некрасивого и отталкивающего.
Влияния итальянского Классицизма, если не брать в расчет творчество Дюрера, начали сказываться в работах немецких художников лишь во второй половине XVI в., т. е. в эпоху господства Маньеризма и Барокко. Именно в это время в центре Европы стал формироваться интернациональный «маньеристско-барочный» стиль. Но и к этому стилю северяне всегда примешивали готическую экспрессию и мистику. Наиболее своеобразно это проявлялось в творчестве немецких скульпторов А. Крафта, Т. Рименшнайдера, П. Фишера, ф. Штосса, живописцев X. Бальдунг Грина, Л. Кранаха, М. Пахера, И. Ратгеба.
Эта отличительная особенность искусства Северного Возрождения дала впоследствии основание говорить о нем, как об искусстве «позднеготнческого барокко». Традиция религиозной духовности, спиритуализма, экспрессии и даже определенной неуравновешенности действительно передалась от Готики к Барокко и далее творчеству таких художников Северной Европы, как Рембрандт, в изображении которого обнаженные тела просто некрасивы, но выразительны. Итальянцам же, за исключением, может быть, позднего Мике-ланжело, ближе внешняя физическая красота. Немецкую средневековую Готику, искусство Северного Возрождения и Барокко объединяет иррациональность, мистицизм, динамичность и атектоничность. Характерно, что новая ренессансная живопись и скульптура Германии продолжала органично существовать в пространстве старой готической архитектуры, в то время как в Италии новая архитектура Классицизма естественно «входила» в живопись. Эта особенность давала многим исследователям повод не признавать вообще Северного Возрождения, считать его, вслед за И. Хёйзинга, только «Осенью средневековья» и говорить о непосредственном переходе Готики в Барокко. По утверждению Вёльфлина, «только немец не видит в
этом внутреннего противоречия», поско.ц,. ку для «живописного видения» «экспрес. сия, динамика, ощущение напряжения. пронизывает все изобразительное простран. ство» . В дополнение к этому Э. Кон-Винер писал о том, что, характерное да, эпохи Северного Возрождения стремление к роскоши и усложнению формы, приводило к легкому ассимилированию Готикой чужеродных образцов. Нечто подобное происходило в XVIII столетии со стилем Рококо в его стремлении к экзотике и необычности. «Этим объясняется также и та жадность, с какой набросилась поздняя немецкая Готика на формы итальянского Классицизма, которые она совершенно без всякой связи включила в свою декорацию... Получившаяся смесь... все же сохраняет поразительную целостность. Эта целостность послужила причиной тому, что на произведения так называемого немецкого Ренессанса стали смотреть, как на произведения особенного стиля» 2. Характерными примерами этого «особенного стиля» являются произведения художников дунайской школы и «мягкого стиля» в искусстве Чехии.
В искусстве Северного Возрождения большую роль играли возникшая на границе Фландрии и Франции франко-фламандская школа живописи XIV—XV вв. и парижская школа книжной миниатюры, мастера которой работали для герцогов Бургундского и Беррийского. На искусство Германии сильное влияние оказывало наиболее «готизирующее» из всех нидерландских живописцев искусство Р. фан дер Вей-дена. Важное значение для взаимодействия двух культур: «южной» и «северной» — имели походы Карла VIII и его преемника Людовика XII в Италию в борьбе за Неаполитанское королевство (1494-1504). Так в Северном Возрождении, сначала в нидерландском, а затем во французском, получил развитие романизм.
Великие живописцы Северного Возрождения, прежде всего фан Эйк, открыли для всей Европы, в том числе и для итальянцев, технику масляной живописи. В творчестве немецких мастеров собственно пластика и раскраска деревянных и каменных статуй постепенно обособлялись в
Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л.: ОГИЗ, 1934, с. 64. 2Koн-Bинep Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ, 1936, с. 147.
разные виды искусства: скульптуру и живопись. Именно немцы: А. Дюрер, X. Бур-гкмачр, м- Вольгемут, X. Бехам, У. Граф, д. Кранах, В. Хубер, М. Шонгауер, А. Уир-уфогель создали гравюру на дереве. Германию называли страной гравюры и ремесла. Южно-немецкие города Аугсбург и Нюрнберг в XVI в. стали крупнейшими центрами художественного ремесла и ювелирного искусства (см. немецкое художественное серебро).