Как всякий большой художник Чаплин стремится отразить особенности эпохи, в которую он живет.
Комическое и трагическое, возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное выступали в его фильмах в качестве эстетических категорий не только противостоящий, но одновременно тысячами нитей взаимопроникающих друг друга. Комическое при этом далеко не всегда означало веселое, и смех часто звучал сквозь слезы и гнев. Комедийный жанр искусства как своеобразная форма оценки художником сущности жизненных явлений имеет множество граней, и Чаплин пользовался этим разнообразием с поистине виртуозным мастерством.
Вот слова Чаплина о самом себе, сказанные задолго до переезда его в Европу: "Я люблю трагедию. Я люблю трагедию потому, что в основе ее всегда есть нечто прекрасное. А для меня прекрасное - самое ценное, что я нахожу в искусстве и жизни. С комедией стоит повозиться, если там найдешь вот это прекрасное, но это так трудно...
Я знаю, что с моего фильма "Пилигрим" публика в Европе уходила растроганная до слез. Особенно в этом отношении меня привлекают русские. Я знаю, что их менее всего притягивает у меня забавное. И это потому, что в Европе меня рассматривают как художника подлинной жизни".
Мы действительно знаем и любим Чаплина как художника подлинной жизни. Мы всегда знали, что в мастерстве этого комического актера есть глубина и мудрость. Мы всегда ценили и любили его высокое искусство. И хотя его уже давно нет в живых, мы до сих пор смеемся и плачем вместе с его героями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.А.Авенариус. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего периода творчества. - М., 1960.
2. Комики мирового экрана. Сборник. - М.: "Искусство", 1966.
3. А.В.Кукарин. Чарльз Чаплин и его фильмы. - М: Издательство "Наука", 1966.
"Знание", 1980.
4. А.В.Куракин. Чарли Чаплин. Издание второе, доработанное и дополненное. - М.: Издательство "Искусство", 1988.