Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..1
Основнаячасть
Анализработ ……………..……………………………………………………….…3
Мнения……………..…………………………………………………………………7
ШишкинИ.И. ……………..………………………………………………………..…8
Заключение……………..……………………………………………………………….…15
Используемаялитература………………………………………………………………16
Введение
Известныйрусский художникИван ИвановичШишкин любилизображатьна своих картинахдремучие первозданныелеса, показыватьих дикость,свободу и красоту.Что ни леснойпейзаж, «тосвой мятежцветов и звуков».Красота дикоголеса - высокийи прекрасныйдар. В своемвеличии с неймогут сравнитьсяразве что толькогоры.
Для раннихработ мастера(«Вид на островеВалааме», 1858,Киевский музейрусского искусства;«Рубка леса»,1867, Третьяковскаягалерея) характернанекотораядробность форм;придерживаясьтрадиционногодля романтизма«кулисного»построениякартины, четкоразмечая планы,он не достигаетеще убедительногоединства образа.В таких картинах,как «Полдень.В окрестностяхМосквы» (1869), этоединство предстаетуже очевиднойреальностью,прежде всегоза счет тонкойкомпозиционнойи свето-воздушно-колористическойкоординациизон неба и земли,почвы (последнююШишкин чувствовалособеннопроникновенно,в этом отношениине имея себеравных в русскомпейзажномискусстве).
В 1870-егг. мастер входитв пору безусловнойтворческойзрелости, окоторой свидетельствуюткартины «Сосновыйбор. Мачтовыйлес в Вятскойгубернии»(1872) и «Рожь» (1878;Третьяковскаягалерея). Обычноизбегая зыбких,переходныхсостоянийприроды, художникфиксирует еевысший летнийрасцвет, достигаявпечатляющеготональногоединства именноза счет яркого,полуденного,летнего света,определяющеговсю колористическуюшкалу. Монументально-романтическийобраз Природыс большой буквынеизменноприсутствуетв картинах.Новые же, реалистическиевеяния, проступаютв том проникновенномвнимании, скоторым выписываютсяприметы конкретнойчасти земли,уголка лесаили поля, конкретногодерева.
С особойохотой художникпишет породысамые мощныеи крепкие типадубов и сосенв стадии зрелости,старости и,наконец, смерти.КлассическиепроизведенияШишкина такие,как «Рожь» или«Среди долиныровныя...» (1883, Киевскиймузей русскогоискусства),«Лесные дали»(1884, Третьяковскаягалерея) воспринимаютсякак обобщенные,эпическиеобразы России.Художникуодинаковоудаются и далевыевиды, и лесные«интерьеры»(«Сосны, освещенныесолнцем», 1886; «Утров сосновомлесу» где медвединаписаны К.А. Савицким,1889). Самостоятельнуюценность имеютего рисункии этюды, представляющиесобой детализованныйдневник природнойжизни.
Основнаячасть
Анализработ
"Рубкалеса" (1867)
С
тройныесосны в левойчасти картинытактично окрашенысветом угасающегодня. Излюбленныйхудожникомпредметныйплан с папоротниками,сочной травой,сырой землей,разорваннойкорневищами,контрастирующийс торжественными гулким лесом- все это внушаетчувство упоениякрасотой материальнойжизни природы,энергиейпроизрастаниялеса. Композиционноепостроениекартины лишеностатичности- вертикалилеса пересекаются,разрезаютсяпо диагоналиручьем, поваленнымиелями и наклоненнымиосинами и березами.«Полдень»(1869)
Две третиверхней частикартины занимаетнебо, в которомклубятся пронизанныесветом солнцаоблака, толькочто пролившиедождь на поспевающуюзолотую ниву,на дорогу, покоторой навстречузрителю идетгруппа крестьян,на село, виднеющеесявдали, – тамсады, колокольняхрама, блестящийизгиб реки,потом еще далии леса... А на первомплане – любовновыписанныецветы. На этойкартине возникаеттема будущегополотна – тоже золото благодатноуродившегосяхлеба, рассеченноепроселочнойдорогой ("Рожь")."Этот лирическийпейзаж, – пишетВ. Манин, – редкийв творчествехудожника,ставит его вряды зачинателейнациональногопейзажа"
В картине"Полдень. ВокрестностяхМосквы" прозвучалатема, охватившаяне только творчествоШишкина, но изначительнуючасть русскойпейзажнойживописи.
«В леснойглуши»
Пространственностроя композицию(где-то в глубине,среди чахлыхдеревьев виденслабый солнечныйпросвет) отзатененногопереднегоплана, он даетвозможностьощутить сыростьвоздуха, влажностьмхов и валежника,проникнутьсяэтой атмосферой,словно оставляязрителя наединес гнетущейглухоманью.
«Рожь»(1878)
С
пелаярожь, наполняющаякартину золотымотливом, с шумящими,колышущимисяот ветра колосьями,бесконечнымморем разлиласьвокруг. Будтобы из-под ногзрителя убегаетвперед, извиваясьи прячась застеной ржи,полевая тропа.Мотив дороги,как бы символизирующийу художниковобличительногонаправлениятрудный и скорбныйпуть народа,приобретаету Шишкина совершенноиное, радостноезвучание. Этосветлая, "гостеприимная"дорога, зовущаяи манящая вдаль.ЖизнеутверждающеепроизведениеШишкина созвучномироощущениюнарода, связывающегос могуществоми богатствомприроды представлениео "счастии,довольствечеловеческойжизни". Недаромна одном изэскизов художникамы находимтакую запись:"Раздолье,простор, угодье.Рожь. БожияБлагодать.Русское богатство".В этой болеепоздней авторскойремарке раскрываетсясуть созданногообраза.
Благодать– вот ключевоеслово к характеристикеэтой картины."Внешне реалистическаякартина "Рожь",– пишет В. Манин,– в историикоторой безсомнения лежалнатурный прототип,вызывала желаниесимволизироватькак образ вцелом, так иотдельные егодетали. Именнопо этой внутреннескрытой причинеритмическаяорганизациякартины звучитсимфонией:торжественныеупругие стволысосен рисовалисьантичной колоннадой,налитое поле– символомблагополучия.
«Средидолины ровныя»(1883)
Внем сочетаютсявеличие и задушевнаялирика. Названиемкартины сталистроки изстихотворенияА. Ф. Мерзлякова,известные какнародная песня.Но картина неявляется иллюстрациейстихов. Ощущениерусского раздольярождает образныйстрой самогополотна. Что-торадостное ивместе с темзадумчивоеесть в широкораспахнувшейсястепи (именнотакое ощущениевызывает свободная,незамкнутаякомпозициякартины), вчередованииосвещенныхи затемнённыхпространств,в засохшихстеблях, словностелющихсяпод ноги путнику,в величественномдубе, возвышающемсясреди равнин.
«Туманноеутро» (1885) и «Сосны,освещенныесолнцем» (1886)
В этихкартинах привлекаетне стольколинейная композиция,сколько гармониясветотени ицвета.
«Сосны,освещенныесолнцем» (1886)
О
дноиз лучших созданиймастера. Этюд,написанныйс натуры, выглядиткак вполнезаконченная,строго продуманнаяв своей композициикартина. Все- и стволы деревьев,и молодая хвоя,и сухая землякустикамирастущих наней трав - нарисованои выписано вэтюде самымтщательнымобразом.«Утро всосновом лесу»(1889)
В
подлиннике,да и на хорошейрепродукции,видно, с какимнепостижимыммастерствомнаписан возникающийв глубине бораутренний светс не рассеявшимсяеще легкимтуманом и нежнымзолотом восходящегосолнца. Картинадышит свежестью.А если присмотретьсясо вниманием,особенно косвещеннымверхним частямдеревьев, токакое разнообразиеувидишь тамв цвете и формахизображенного!«Зима»(1890)
На рубежевосьмидесятых- девяностыхгодов Шишкинобратился ксравнительноредкой для неготеме зимнегооцепененияприроды и написалбольшую картину"Зима", поставивв ней труднуюзадачу передачичуть заметныхрефлексов ипочти монохромнойживописи. Всесковано морозоми погруженов тень. Тольков глубине лучсолнца осветилполянку, слегкаокрасив ее врозоватый тон.От этого снег,толстым слоемлежащий наземле, на ветвяхсосен кажетсяеще голубее.Лишь темнеющиена его фонемощные стволыогромных деревьевда птица наветке привносятощущение жизни.
«Корабельнаяроща» (1898)
В основуэтого пейзажалегли натурныеэтюды, выполненныеШишкиным вродных прикамскихлесах, где оннашел свойидеал - синтезгармонии ивеличия. Но впроизведениивоплощено ито глубочайшеезнание русскойприроды, котороебыло накопленомастером започти полувековуютворческуюжизнь. Эскиз-вариант,хранящийсяв ГосударственномРусском музее,имеет авторскуюнадпись: "КорабельнаяАфонасовскаяроща близ Елабуги".То, что художник,создавая картину,основывалсяна живых, конкретныхвпечатлениях,сообщает ейособую убедительность.
Причемдостоверностьобраза сочетаетсяздесь с широкимобобщениеми типизацией.
В центревыделены освещенныесолнцем мощныестволы вековыхсосен. Густыекроны бросаютна них тень.Вдали - пронизанноетеплым светом,словно манящеек себе пространствобора. Срезаярамой верхушкидеревьев (прием,часто встречающийсяу Шишкина), онусиливаетвпечатлениеогромностидеревьев, которымсловно не хватаетместа на полотне.Великолепныестройные сосныданы во всейсвоей пластическойкрасоте. Ихчешуйчатаякора написанас использованиеммногих цветов.
Мнения
Вот чтопишет в 1898 годукритик Б. Успенский:"Шишкин –великорусскийталант попреимуществу,талант уравновешенный,спокойный и,так сказать,сознательный.Он не толькочувствует, нои изучает. Вглядитесьв любое произведениеШишкина, и выбудете пораженыизумительнымзнанием каждогодерева, каждойтравки, каждойморщины коры,изгиба ветвей...Но это не холодноеизучение, вкотором упрекаютвеликорусов.Без искреннейлюбви нельзядойти до такоготочного знания:наскучило иприелось бы.Нет, Шишкин жилсвоими деревьямик травами". Этумысль в нашидни развиваетВ. Манин: "Егоизобразительноеизъяснение– прямое инепосредственное– нельзя считатьлишенным своейфилософии,своего волненияи восторга,своей подпочвы"
АдрианПрахов писало Шишкине в1873 году: "Он какистый сын дебрейРусского Северавлюблен в этунепроходимуюсуровую глушь,в эти сосны иели, тянущиесядо небес, в глухиедикие залежиисполинскихдерев, поверженныхстрашнымистихийнымибурями; он влюбленво все своеобразиекаждого дерева,каждого куста,каждой травки,и, как любимыйсын, дорожащийкаждою морщиноюна лице матери,он с сыновнейпреданностью,со всей суровостьюглубокой искреннейлюбви передаетв этой дорогойему стихиилесов все допоследнеймелочи, – с уменьемистинно классическим"
«Шишкин-человек-школа»- сказал о немКрамской иоказался прав.Более того, воткакая оценкабыла дана емув альбоме «Сторусских деятелейискусства»,изданном вПариже: «РольШишкина в историиразвития глазарусских пейзажистовогромна и совершенноисключительна.Он очень крупныйи оригинальныйум, он создалцелую школу,он заставилсмотреть по-новомуцелое поколениехудожников.Он первый вдумалсяв глубину пейзажа,для него каждоедерево и дажекаждый листстали целыммиром. Шишкинбыл первыманатомом природы,который показалее скелет истроение. Шишкин- не вершинаискусства, ата основа, безкоторой нельзяидти дальше».Вот почемуШишкину не даноустареть, и этоподтверждаютвысказываниео нем современныххудожников.«С тех пор, какя взялась закисть, я не знаюшколы лучше,чем обучениеу полотен Шишкина»(Л.Бродская).«Зовет и манитменя лес. И всюсвою жизнь ямечтая писатьлес так же, какмог писать лишьвеликий русскийхудожник, мойземляк И.И.Шишкин.Сосновый лесочень трудендля кисти, ведьнадо сделатьтак, чтобы хвоячувствовалась,чтобы ею «пахло»в комнате, гдевисит картина.Не скрою, моякартина «Сосновыйбор. Дорога наКаму» (1953г.) навеянатворчествомШишкина (К.Е.Максимов).
ШишкинИ.И.
В сокровищницерусского искусстваИвану ИвановичуШишкину принадлежитодно из самыхпочетных мест.С его именемсвязана историяотечественногопейзажа второйполовины XIXстолетия.Произведениявыдающегосямастера, лучшиеиз которыхстали классикойнациональнойживописи, обрелиогромнуюпопулярность.
Средимастеров старшегопоколения И.И. Шишкин представлялсвоим искусствомявление исключительное,какого не зналив области пейзажнойживописи предыдущиеэпохи. Подобномногим русскимхудожникам,он от природыобладал огромнымталантом самородка.Никто до Шишкинас такой ошеломляющейоткрытостьюи с такой обезоруживающейсокровенностьюне поведалзрителю о своейлюбви к родномукраю, к неброскойпрелести севернойприроды.
Богатствои разнообразиерастительныхформ увлекаетШишкина. Неотрывноштудируя натуру,в которой всеему казалосьинтересным,будь то старыйпень, коряга,сухое дерево.Художник постояннорисовал вподмосковномлесу - в Сокольниках,изучая формурастений, проникаяв анатомиюприроды и делаяэто с огромнымувлечением.Приблизитьсяк природе былоего главнойцелью уже в тупору. Нарядус растительностью,он старательноизображалтелеги, сараи,лодки или, например,идущую крестьянкус котомкой заспиной. Рисунокс самого началастал для неговажнейшимсредствомизучения натуры.
В АкадемиихудожествШишкин быстровыделился средиучениковподготовленностьюи блестящимиспособностями.Шишкина влеклажажда художественногоисследованияприроды. Онсосредоточилвнимание нафрагментахприроды, в связис чем, тщательноосматривал,прощупывал,изучал каждыйстебель, стволдерева, трепещущуюлиству на ветках,воспрянувшиетравы и мягкиемхи Воодушевлениеестествоиспытателяруководилокистью художника.Таким образомбыл открытцелый мир ранееневедомыхпредметов,поэтическихвдохновенийи восторгов.Художник открывалобширный мирнепримечательныхсоставляющихприроды, ранеене внесенныхв оборот искусства.
Произведениямолодого Шишкина,созданные вгоды ученияв Академии,отмеченыромантическимичертами, однакото было скорееданью господствующейтрадиции. Унего все явственнеепроступалотрезвое, спокойно-вдумчивоеотношение кприроде. Онподходил к нейне только какхудожник, увлеченныйкрасотой, нои как исследователь,изучающий ееформы.
Подлиннойшколой дляШишкина сталВалаам, служившийместом летнейработы на натуреакадемическимученикам-пейзажистам.Шишкин былувлечен дикой,девственнойприродой живописногои суровогоархипелагаВалаамскихостровов с егогранитнымискалами, вековымисоснами и елями.Уже первыепроведенныездесь месяцыявились длянего серьезнойпрактикой внатурной работе,способствовавшейзакреплениюи совершенствованиюпрофессиональныхзнаний, большемупостижениюжизни природыв многообразиии взаимосвязирастительныхформ.
Этюд "Соснана Валааме"- один из восьмиудостоенныхв 1858 году серебряноймедали - даетпредставлениеоб увлеченности,с которой художникподходит кизображениюнатуры.
Тщательновыписываявысокую, стройную,красивую посвоему контурусосну, Шишкинв ряде характерныхдеталей передаетсуровостьокружающейместности. Однаиз этих деталей- прислонившийсяк сосне старыйпокосившийсякрест - создаетопределенныйэлегическийнастрой.
В самойнатуре, Шишкинищет такиемотивы, которыепозволили быраскрыть еев объективнойзначимости,и стараетсявоспроизвестиих на уровнекартиннойзавершенности,о чем со всейнаглядностьюможно судитьпо другомуэтюду той жесерии - "Вид наострове Валааме"(1858). Условностьи некотораядекоративностьцветовогорешения соседствуютздесь с тщательнойпроработкойдеталей, с темпристальнымвсматриваниемв натуру, котороестанет отличительнойчертой всегодальнейшеготворчествамастера. Художникувлечен нетолько красотойоткрывшегосяперед ним вида,но и разнообразиемприродных форм.Их он стремилсяпередать какможно конкретнее.Этот суховатыйпо живописи,но свидетельствующийо хорошем владениирисунком этюдлег в основуконкурснойкартины Шишкина"Вид на островеВалааме. МестностьКукко".
ОкончивАкадемию сБольшой золотоймедалью в 1860 году,Шишкин получаетправо на поездкуза границу вкачестве пенсионера.
Егопуть к стилевойособенностисвоего творчествабыл далеко непростым, посколькув формированииего как пейзажистаеще сказываласьпрочная связьс Академиейи ее эстетическимипринципами.Внешне онапродолжаласохранятьсяи после возвращенияШишкина из-заграницы, кудаон уехал в 1862 годукак пенсионерАкадемии. Проявляясьглавным образомв его успешныхвыступленияхна академическойвыставке 1865 годас картиной "Видв окрестностяхДюссельдорфа"(ГосударственныйРусский музей)и позже, в 1867 году,с той же работойна ПарижскойВсемирнойвыставке, аспустя годснова на академическойвыставке, Шишкинвнешне оказываетсяна виду академическогоначальстваи даже награждаетсяорденом СтаниславаIII степени.
Номастерство,накопленноев Академии иза границей,мало ориентировалохудожника навыбор дальнейшегособственногопути, выбор темболее ответственныйдля Шишкинаи его самобытноготаланта нетолько передсамим собой,но и ближайшимитоварищами,чувствовавшимив нем пейзажиста,идущего поновой дороге.Сближение счленами Артелии особенно сИ. Н. Крамскимтакже моглоблаготворносказыватьсяна назревшихпоисках творческойперестройки.
Положение,в котором оказалсяШишкин во второйполовине шестидесятыхгодов по возвращениииз-за границы,можно былонаблюдать ив творческойжизни другихпейзажистов.Сознание важностиновых задачопережаловозможностиих решения.Сама эпоха 60-хгодов выдвигалаперед искусствоми художникомпринципиальноновые важныезадачи, а жизньна каждом шагуоткрывала передним богатый,сложный мирявлений, которыетребоваликоренной ломкиусловных иобедненныхприемов академическойсистемы живописи,лишенной живогоотношения кприроде и чувствахудожественнойправды.
Первыеприметы внутреннегонедовольствасвоим положением,а возможно, исложившимсяживописнымметодом проявилисьу Шишкина весьманаглядно ужев следующемгоду по возвращениииз-за границы.Лето 1866 года онпроводит вМоскве и работаетв Братцевевместе с Л. Л.Каменевым, еготоварищем поМосковскомуУчилищу живописии ваяния. Совместнаяработа с пейзажистоммосковскойшколы, искреннеувлеченныммотивами равнинногорусского ландшафта,не проходитбесследно.Кроме дошедшихдо нас светлыхшишкинскихрисунков сподписью "Братцево",свободных отскованностиего академическойманеры, главным,конечно, былиисполнявшиесяим живописныеэтюды, в одномиз которых ибыл запечатленмотив зреющегоржаного поляи дороги, послужившийвпоследствии,в 1869 году основойдля картины"Полдень. ВокрестностяхМосквы" (ГосударственнаяТретьяковскаягалерея), сзолотистымиполями спеющейржи, конкретновписаннымидальними планами,дорогой, идущейиз глубины, ивысоким, распростертымнад землейнебом со светлымикучевыми облаками.Наличие картиныни в коей мерене умаляетсамостоятельнойхудожественнойценности исполненногона натуре этюдас особенноудавшейсяживописью небас серебристымипо краям облаками,освещеннымииз глубинысолнцем.
Представляятипичныйсреднерусскийравнинныйпейзаж, картинавместе с темявляет своимсодержаниеми образно выраженнуючерез пейзажтему народнойжизни. Завершаясобой шестидесятыегоды и путьперестройки,она одновременностановитсяи заявкой набудущее творчествохудожника,правда, в большейчасти посвященноемотивам лесногопейзажа, но всуществе своейобразностиблизкого всетой же здоровойнародной основе.
В 1867 годухудожник сноваотправилсяна легендарныйВалаам. На ВалаамШишкин поехалсовместно ссемнадцатилетнимФедором Васильевым,которого опекали обучал живописи.
Эпопеярусского леса,неизбежнойи существеннойпринадлежностирусской природы,началась втворчествеШишкина, посуществу, скартины "Рубкалеса" (1867).
Для определения"лица" пейзажаШишкин предпочелхвойный лес,наиболее характерныйдля северныхобластей России.Шишкин стремилсяк изображениюлеса "ученымобразом", чтобыугадываласьпорода деревьев.Но в этой, казалосьбы, протокольнойфиксации содержаласьсвоя поэзиябесконечногосвоеобразияжизни дерева.
В семидесятыхгодах Шишкинвсе серьезнееувлекаетсяофортом. Техникаглубокой печати,позволяющаясвободно рисоватьбез каких-либофизическихусилий, оказаласьему особенноблизка - он могсохранитьсвободную иживую манерулинейно-штриховогорисунка. В товремя как многиехудожникииспользовалиофорт длярепродуцированиясвоих картин,для Шишкинаискусствоофорта сталосамостоятельнойи важной областьютворчества.Стилистическиблизкие егоживописнымпроизведениям,сочные эстампыхудожникаотличаютсявыразительностьюобразного строяи удивительнойтонкостьюисполнения.
Шишкинвыпускал эстампыто отдельнымилистами, тоцелыми сериями,которые онобъединял вальбомы, пользовавшиесябольшим успехом.Мастер смелоэкспериментировал.Он не тольковычеркивалрисунок иглой,но и рисовална доске краской,клал новыетени, подчасдополнительнопротравливалготовое изображение,усиливал илиослаблялинтенсивностьвсего офортаили отдельныхмест. Нередкоон дорабатывалпечатную формусухой иглой,нанося рисунокна металлическуюдоску дажепосле травленияи дополняяизображениеновыми деталями.Известно большоеколичествосделанныххудожникомпробных оттисков.
Ужеодин из раннихофортов Шишкина"Ручей в лесу"(1870) свидетельствуето прочностипрофессиональногофундаментагравера, закоторым стоитнапряженнаятворческаяработа. Многодельный,сложный помотиву, этотофорт напоминаетте рисункипером и тушью,которые Шишкинисполнял вшестидесятыегоды. Но по сравнениюс ними, при всейизмельченностиштрихов, онлишен какой-либозасушенности,в нем большечувствуетсякрасота чеканныхлиний, богачесветотеневыеконтрасты.
В некоторыхпроизведенияххудожник достигаетвысокого поэтическогообобщения присохранениивсе той жетщательностив передачедеталей. Длясемидесятыхгодов такойкартиной стала"Рожь" (1878).
Картиной"Рожь" завершаютсяв семидесятыхгодах завоеванияШишкина - пейзажистаэпическогосклада. В контекстерусской пейзажнойживописи второйполовины XIX векакартина имеетзначение этапногопроизведения,лучше всеговыразившегов тот периодпуть передвижническогопейзажа, в которомконкретныйнациональныйобраз русскойприроды приобрелособую социальнуюзначимость.Назревшая вискусствекритическогореализма проблемаутвержденияположительныхидеалов нашлав этом жанренаиболее полноерешение в картине"Рожь".
В 80-е годыШишкин создаетмного картин,в сюжетах которыхон по-прежнемуобращаетсяпреимущественнок жизни русскоголеса, русскихлугов и полей,впрочем, затрагиваяи такие мотивы,как морскоепобережьеБалтики. Основныечерты его искусствасохраняютсяи теперь, нохудожник отнюдьне остаетсянеподвижнона творческихпозициях,выработанныхк концу семидесятыхгодов. Такиеполотна, как"Ручей в лесу(На косогоре")(1880), "Заповедник.Сосновый бор"(1881), "Сосновыйлес" (1885), "В сосновомлесу" (1887) и другиепо характерублизки работампредшествующегодесятилетия.Однако трактованыони с большейживописнойсвободой. Влучших пейзажахШишкина этоговремени находятотражение общиедля русскогоизобразительногоискусстватенденции,преломляемыеим по-своему.Художник сувлечениемработает надширокими поразмаху, эпическимипо своему строюкартинами,воспевающимипросторы роднойземли. Теперьвсе ощутимееего стремлениек передачесостоянияприроды, экспрессииобразов, чистотепалитры. Вомногих произведениях,прослеживаяцветовые исветовые градации,он используетпринципы тональнойживописи.
Серьезноевнимание уделяетШишкин фактурномурешению произведений,умело, сочетаяподмалевокс применениемлессировкии корпусныхкрасок, разнообразямазки, которыенаносятсяразличнымикистями. Моделировкаформы становитсяу него предельноточной и уверенной.
Успехив колорите былидостигнутыШишкиным, преждевсего и в наибольшейстепени в этюдах,в процессепрямого общенияс природой. Неслучайно друзьяШишкина,художники-передвижники,находили егоэтюды не менееинтересными,чем картины,а подчас дажеболее свежимии колоритными.Между тем помимо"Сосен, освещенныхсолнцем", исочного поживописи, чрезвычайновыразительногопейзажа "Дубы.Вечер", многиепревосходныеэтюды Шишкиналучшей порыего творчествапочти не упоминаютсяв искусствоведческойлитературе.К ним относятся"Уголок заросшегосада. Сныть-трава"(1884), "Лес (Шмецкблиз Нарвы)","У береговФинского залива(Удриас близНарвы)" (оба1888 г.), "На песчаномгрунте. Мери-Ховипо финляндскойжелезной дороге","Молодые сосенкиу песчаногообрыва. Мери-Ховипо финляндскойжелезной дороге"(1890) и целый ряддругих. Все ониотличаютсяобостреннымчувством формыи фактуры предметов,тонкой градациейблизлежащихоттенков цвета,свободой имногообразиемживописныхприемов присохранениистрогого,реалистическиточного рисунка.Кстати, последнеесо всей наглядностьювыявляет исследованиепроизведенийШишкина винфракрасномсвете. Лежащийв основе работхудожникачеткий рисунокявляется существеннымпризнаком,дающим возможностьотличить подлинныепроизведениямастера.
Многочисленныеэтюды Шишкина,над которымион особенноувлеченнотрудился в порутворческогорасцвета,свидетельствуюто его чуткостик тенденциямразвития русскогоискусствапоследнихдесятилетийXIX века, когдаусиливаетсяинтерес к работамэтюдного характеракак особойживописнойформе.
В восьмидесятые-девяностыегоды художникавсе чаще привлекаютизменчивыесостоянияприроды, быстропроходящиемоменты. Благодаряинтересу ксветовоздушнойсреде, к колоритуему теперьбольше, чемраньше, удаютсятакого родапроизведения.Пример тому- поэтичная помотиву и гармоничнаяпо живописикартина "Туманноеутро" (1885). Какнередко бывалоу художника,увлекший егомотив он варьируетв несколькихпроизведениях.В 1888 году Шишкиннаписал "Туманв сосновомлесу" и тогдаже, видимо, этюд"Крестовскийостров в тумане",в 1889 году - "Утров сосновомлесу" и "Туман",в 1890 году - снова"Туман" и, наконец,"Туманное утро".
Средивсех произведенийхудожниканаиболее широкойизвестностьюпользуетсякартина "Утров сосновомлесу". Замыселее подсказалШишкину К. А.Савицкий, ноне исключенавозможность,что толчкомк появлениюэтого полотнапослужил пейзаж1888 года "Туманв сосновомлесу", написанный,по всей вероятности,как и "Бурелом",после поездкив вологодскиелеса. Видимо,"Туман в сосновомлесу", с успехомэкспонировавшийсяна передвижнойвыставке вМоскве (нынев частном собраниив Чехословакии)породил у Шишкинаи Савицкогообоюдное желаниенаписать сходныйпо мотиву пейзажс включениемв него своеобразнойжанровой сценкис резвящимисямедведями. Ведьлейтмотивомпрославленнойкартины 1889 годакак раз и являетсятуман в сосновомлесу. Судя поописанию оказавшегосяв Чехословакиипейзажа, заднийплан его с участкомгустого лесанапоминаетдальний видисполненногомаслом эскизакартины "Утров сосновомлесу", принадлежащегоГосударственнойТретьяковскойгалерее. И этолишний разподтверждаетвозможностьвзаимосвязиобеих картин.Видимо, по эскизуШишкина (тоесть так, какони были задуманыпейзажистом),Савицкий инаписал медведейв самой картине.Эти медведис некоторымиразличиямив позах и вколичестве(сначала ихбыло два) фигурируютво всех подготовительныхнабросках иэскизах Шишкина.А их было немало.В одном толькоГосударственномРусском музеехранятся семькарандашныхэскизов-вариантов.Медведи получилисьу Савицкогостоль удачно,что он дажерасписалсявместе с Шишкинымна картине.Однако приобретшийее П. М. Третьяковснял подпись,решив утвердитьза этой картинойтолько авторствоШишкина. Ведьв ней "начинаяот замысла икончая исполнением,все говорито манере живописи,о творческомметоде, свойственныхименно Шишкину".
Занимательныйжанровый мотив,введенный вкартину, вомногом способствовалее популярности,но истиннойценностьюпроизведенияявилось прекрасновыраженноесостояниеприроды. Этоне просто глухойсосновый лес,а именно утров лесу с егоеще не рассеявшимсятуманом, с легкопорозовевшимивершинамигромадныхсосен, холоднымитенями в чащах.Чувствуетсяглубина оврага,глушь. Присутствиемедвежьегосемейства,расположившегосяна краю этогооврага, порождаету зрителя ощущениеотдаленностии глухостидикого леса.
В концежизни художникрассуждал передучениками оне понятых ещетаинствахприроды, о будущемрасцвете пейзажнойживописи вРоссии, ибо,как он считал,"Россия - странапейзажа".
Так складываласьмонолитнаяконцепциятворчестваШишкина, снискавшаяему, в силу своейцельности иорганичности,столь широкоепризнание.Неразделимостьсамого предметатворчествахудожника иего искусствабросалась вглаза современникам.Его называли"леснымбогатырем-художником","царем леса",и в самом делекульт дерева,леса был присущШишкину в высшейстепени. Онвидел в нембесконечноеразнообразиеформ, воплощениебессмертияприроды, материализациючувства Родины.Не было в русскомискусствехудожника,который бы зналпейзаж столь"ученым образом"(Крамской). Крамскимточно отмеченасама сущностьтворческогометода Шишкина,метода, в которомфункциихудожественно-познавательные,эстетическиеестественносочеталисьс функциями"естествоиспытательскими",научно-исследовательскими.Правда, такоесочетание немогло не привестик известнымиздержкам ипотерям, к которым,прежде всегоотноситсянедостаточнаяразработанностьколорита вхудожественнойсистеме живописца.Но у Шишкинасам пафос познания,благодаряименно своеймощи, целенаправленностии объективнойистинности,приобреталнередко богатыеобразные потенциии нес немалоеэмоциональноенапряжение.Его стремлениеобъектировать,очистить отвсего личногои потому случайногосвое восприятиеприроды приводилок тому, что картиныШишкина воспринималиськак программныесвидетельствапринципиальнойличной позициихудожника, иони не оставлялизрителя равнодушным.
Как откровенияновой русскойпейзажнойживописи,противостоящеймертвому догматизмуакадемическойшколы, быливоспринятыкартины Шишкина,показанныена первых выставкахпередвижников."Сосновый бор"(1872)-это "портрет"доскональноизученногоприкамскоголеса, где выроссам художник.Портрет, глубокоправдивый какв общей формуле,так и в мелкихчастностях,портрет торжественныйпо своему строю,требующийизвестнойзрительскойдистанции ив то же времяоткровенноличный по отношениюк объекту. ПрихарактеристикепроизведенийШишкина выявляетсяих нерасторжимаяхудожественнаяцелостность,в них одно качествоне существуетбез другого.Так, в его полотнахне выглядятдиссонансамини порхающиебабочки на фонемогучего корабельноголеса, ни медведи,взирающие свожделениемна дерево сульем в сосновомбору, или полевыецветы, пестрящиезолотое морержи и написанныес благоговейнымвниманием.
Этоживой единыймир природыво всей возможнойдля изображенияполноте еговоплощений.Шишкин стремилсявыявить, запечатлетьустойчивыеценности пейзажа.Он создавалобразы, в которыхприрода выражаласебя почти вабсолютнойстепени. Величественныйстрой егопроизведений,производный,прежде всегоот самого объекта,во многом базируетсяи на постоянномсоотнесениималого и огромного,эфемерногои вечного.
В полотнахживописцакрасноречивовыражены коренныекачества русскогопейзажа с характернымдля него сочетаниеммогучих вертикалейи горизонталей,спокойной гармонией массземли и неба.Сфера художественноговоплощенияприобретает,таким образом,учитываяреалистическидостовернуюизобразительнуюманеру, почтисимволическийстатус. ОбразРодины прочитываетсяв картине "Рожь"(1878), где, кажется,мир сведен доосновных"первоэлементов"бытия (плодоносящаяземля, небо, ееобъемлющее,и человек) ивместе с темдан исчерпывающеполно. В полотне"Среди долиныровныя..." прекрасени героиченвеликан-дуб,концентрирующийв себе растительнуюмощь земли. Онсвободноассоциируетсяс вечным "древомжизни", старымдубом князяАндрея Волконскогоиз "Войны имира" или сосвоим прототипомиз популярнойпесни. Такаяподвижностьграниц образапроисходитне от его нечеткости,а, скорее, оттой же благодатной"элементарности",дающей возможностьтрактоватьобраз какреалистическийсимвол.
У Шишкинане было стремленияк самодовлеющейпейзажности,его не увлекаладикая, первобытнаякрасота природы- в картинаххудожника онавсегда соприкасаетсяс миром людей,миром живыхсуществ, о которомнапоминаютто мотив дороги,то срубленноедерево, то фигуралесного сторожаи т. д. Может быть,это было уступкойчрезмернойаналитическойзаостренностиметода художника,пытавшегосятакими традиционнымивнешними средствами"оживить" пейзаж,тем более чтоцветовомуисполнениюполотен отводилось,как правило,последнее местопосле тщательнойграфическойи тональнойпроработкиформ. Несмотряна известныеуспехи Шишкинав области колорита,передачисветовоздушнойсреды (а ониочевидны втаких картинах,как "Полдень",1868; "Среди долиныровныя...", 1883; "Лесныедали", 1884; "Сосны,освещенныесолнцем"*, 1886), этиценности лежаливне возможностейего творческогометода и былидаже необязательнымидля его художественнойконцепциипейзажа-"памятника",пейзажа-"монумента".Потому, вероятно,там, где он былсвободен отэтих задач - вчистой графике,гравюре, художникдостигал болееубедительныхрезультатов.Его многочисленныеофорты отличалисьвиртуозныммастерствоми пользовалисьогромным успехом.МастерствоШишкина, дажеи доведенноедо степенивиртуозности,никогда невходило впротиворечиес художественнойправдой. Одиннеизвестныйрецензент-современникточно сказалпо поводу еговыставки: "Шишкинтщательно снамерениемизбегает всего,что способноискусственновозвышатьестественнуюпоэтичностьсюжета". А "сюжетом"его искусствабыл образ Родины,русской природы,которую онвоплотил всвоих произведенияхполной могучихсил, неувядающейи облагораживающейкрасоты.
Заключение
ШишкинИ.И. был талантливымживописцемXIX века. Он былувлечен своейработой и доконца своейжизни не отступилот новых введенийв области живописи.Порой он отходилот единой системысоздания картин,чему учили вакадемии, ноон создавалзамечательныешедевры, многиеиз которыххранятся вРоссии, Чехословакии,Белоруссии. Благодаря ему,мы можем посмотретьна леса с темвосхищением,которого в нашевремя уже невстретишь. Ондемонстрируетмастерствокисти, показываязрителю своичувства, переживания.Шишкин былупоен красотойрусских земель,о чем он самговорил прижизни.
Используемаялитература:
И.И.Шишкин.Переписка.Дневник. Современникио художнике.Л., 1978
И.И.Шишкин(альбом). М., 1996
ДмитриенкоА.Ф., КузнецоваЭ.В., ПетроваО.Ф., ФедороваН.А. «50 краткихбиографиймастеров русскогоискусства».Ленинград, 1971г.
НовоуспенскийН. Н. «И. И. Шишкин:Альбом-проспект». Ленинград,1982.
МанинВ.С. «Иван Шишкин».Москва, 1996
Материалыстатей:
А.Ф.Дмитриенко
В.А.Федоров «ШИШКИНИван Иванович»
ВикторАфанасьев«Русское богатство»
М.Н.Соколов «ШишкинИ.И.: Творчество»
ИнститутДеловой Карьеры
Факультетприкладнойинформатикии компьютерногодизайна
Рефератпо историиискусств
Тема:Шишкин ИванИванович
Студент АндрияхинА.А.
(Ф.И.О)
Москва 2004 г.