Введение 3
1. Исторический очерк 5
2. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 7
3. Эллинистическая культура. 13
Заключение. 17
Библиографический список. 19
История эллинизма мало привлекало историков идо середины XIX в. она совершенно не была разработана. После великих достижений культуры Афинской рабовладельческой демократии V в., создавшей изумительные, до сих пор пленяющие нас произведения искусства выдающихся гениальных философов, выдающихся государственных деятелей, непревзойденных мастеров художественного слова. Вся последующая история Греции представлялась бледной, малосодержательной, не стоящей внимания.
От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейти к республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель, поразивший воображение не только современников, но и последующие поколения, занимал в истории античности подобающее место. При изучении истории ограничивались констатированием факта, что после его смерти воздвигнутое им грандиозное сооружение рассыпалось.
К тому недостаточность источников и трудность их истолкования и согласования, чрезвычайная сложность политической истории эллинизма отпугивала исследователей. Исследование периода упадка и иссякания творческих сил греческого народа мало привлекала.
У Нибура даже вырвалось пожелание: “..чтобы земля разверзлась и поглотила македонцев.”
Между тем эллинизм- целая эпоха в истории древности. Она занимает три столетия- от 336г. (год воцарения Александра) до 30г. до н. Э. (год завоевания Римом последнего крупного эллинского государства- Египта). Он охватывает почти весь тогдашний цивилизованный мир. Можно сказать, что история эллинизма- это всемирная история того времени. В ней зародилась идея- научные, философские, этические, религиозные, котoрые веками владели миром. Произошли значительные сдвиги в экономике, политических формах, в общественном сознании, в культуре.
По отдельным эллинистическим странам и по отдельным проблемам истории эллинизма написана за последние десятилетия обширные серьезные исследования, но об эллинизме в целом серьезных трудов не появилось. Исключение составляет, пожалуй, представляющая несомненный интерес книга Тарна « The Hellenistic civilization », вышедшая впервые в 1927г.
Что означает «эллинизм»? Для одних он означает новую культуру,
состоящую из греческих и восточных элементов; для других- распространение греческой культуры на страны Востока, для третьих- продолжение, развитие чистой линии все той же более древней цивилизации; для иных- эта та же
греческая цивилизация, но видоизмененная под влиянием новых условий.
Все эти теории содержат долю истины, но ни одна из них не является полной истиной, т. к. являются детальными. Для того, чтобы получить правильную картину, нужно рассмотреть совокупность всех явлений.
Термин «эллинизм» является условием для цивилизации трех веков, в
течении которых греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины, никакое общее определение не может полностью охватить этот
процесс.
Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его своеобразии нельзя без учета того основного факта, что «эллинизм»- этап в
истории античного рабовладельческого общества.
В эпоху «эллинизма» мир изменился и расширился. Греческим языком можно было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Национальность отступает на второй план; общий язык и общее
воспитание содействуют развитию общей культуры. Литература, наука и прежде всего философия связаны в известной мере с более широким миром, чем Греция. Торговля стала международной. «Эллинизм» установил иные формы государства вместо восточной деспотии и эллинского полиса. Но эллинистические монархии на Востоке, Македонская коалиция, Ахейский и Этолийский союзы на Балканах не ликвидировали греческого полиса с его узкими интересами. Конечно, то не были независимые города- государства, но существование их связывало граждан со старыми учредителями полиса.
С другой стороны, и восточная деспотия не была ликвидированы.
Приемники Александра продолжали действовать подобным же образом. Даже в области культуры, где «эллинизм» означает коренной переворот, дело не было доведено до конца; не были поглощены восточные культуры, не была забыта эллинская культура классического периода.
Таким образом, эллинизм можно расценивать как прогрессивный этап в истории античности, но с существенной оговоркой. В его начальный период были созданы новые формы экономической, политической и духовной жизни. Но изменения, совершившиеся во всех областях жизни в эллинистический период, были недостаточно глубоки, причины, приведшие к кризису эллинских государств не были преодолены.
Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-исторического значения. Многое было только намечено, эллинистическая
экономика не создала условий для окончательной переработки классического
наследия, для создания на его основе нового цельного мировоззрения, целостности гармоничной культуры. Противоречия рабовладельческого общества после краткого периода подъема сказались очень быстро и привели к тому, что развитие шло лихорадочными темпами с кратковременными взлетами и длительными периодами упадка; в некоторых областях- философии, литературе- упадок стал хроническим. Но в целом эллиптическая культура- это новая стадия в культурной истории человечества, повлиявшая на весь дальнейший ход ее.
Становится ясной историческая роль эллинизмa как одно из этапов, на которых подтачивалась социально-экономическая ограниченность рабовладельческого общества, создались, хотя в недостаточной степени, предпосылки для более прогрессивного общественно- экономического подъема. Созданная на этой базе эллинистическая культура была принципиально новой, поскольку она, хотя в неполной мере, порвала рамки прежней ограниченности.
Но эллинистическая культура не должна заслонять тех материальных основ, на которых она возникла. Напротив, именно в аспекте общественных отношений становится ясной ее сущность и ее историческая роль.
2. Александр Македонский
Многие элементы возникающего нового, эллинистического общества были уже налицо, когда на мировую арену выступил Александр Македонский, деятельность которого оказала влияние на все области политической, экономической и духовной жизни того времени и с которого принято обычно считать начало эллинизма. Об Александре Македонском написано громадное количество литературы; его деяния, его личность, его судьба уже в древности привлекала живейший интерес историков и философов. Особенно привлекала и привлекает внимание деятельность Александра, как полководца; его походы и данные или крупные сражения продолжают тщательно изучаться с точки зрения военного искусства.
Александр, сын Филиппа II Македонского родился в гекатомбейоне (по македонскому календарю- конец июля) 356г. до н. э. в Пелле. Древнее предание гласит, что он родился в ту ночь, когда Геростат сжег храм Артемиды Эфесской- одно из "семи чудес света", рождение Александра. по легенде должно возместить эту утрату. Мать его Олимпиада была властной женщиной с деспотическими страстями.
Первым воспитателем Александра, и воспитателем суровым, был родственник Олимпиады Леонид. С 343г. воспитателем Александра стал Аристотель, который тогда еще был прославленным философом и ученым, но уже пользовался известностью. Аристотель сумел привить своему питомцу любовь к греческой культуре и понимание ее, интерес к науке. Ахилл и Геракл стали для Александра идеальными образцами, которым он стремился следовать.
Вернувшись в 340г. ко двору отца, юный Александр стал уже принимать участие в политической жизни. В 337г. Филипп отдалил от себя Олимпиаду и обручился с Клеопатрой. В связи с этим произошел разрыв между ним и Александром. Александру пришлось удалится в Иллирию. Вскоре, однако, Александр помирился с отцом. На следующий год Филипп умер. В Македонии престолонаследия в виде перехода власти от отца к сыну не было установлено здесь была возможна конкуренция между различными претендентами. Чтобы утвердится на троне, Александр перебил своих возможных соперников.
Укрепив свои позиции в Греции, Александр весной 335г., чтобы обеспечить свой тыл перед походом в Азию, выступил на север, переправился через Балканы и благодаря умелой и смелой тактике разбил трибаллов. Укрепив северную границу царства , Александр повернул в Иллирию, где было начато восстание. Александру удалось одержать победу. Одержав еще ряд побед Александр все же видел свою миссию не столько в осуществлении как эллинских идей, сколько в том прежде всего, чтобы создать большое Македонское царство, расширить свои владения; а по мере того как он одержал все новые победы, идея мировой державы оттеснила и Македонию на второй план.
В завоеванных и занятых городах Александр восстанавливал демократию и объявлял греческие города свободными и автономными. Завоевания Александра означали такой переворот во взаимоотношениях между победителями и побежденными , какого мир до этого не знал. Не все греческие города в Малой Азии с энтузиазмом встречали Александра и только Тир, Газа, Геликарнас, но и небольшие города оказали ему сопротивление. В процессе завоевания у Александра все больше укреплялась идея мирового господства, и старые панэллинские лозунги утратили свою актуальность, все меньшую роль играли в политике завоевания.
Жестокая расправа с Фивами показала, что с самого начала на первом месте у Александра стало укрепление собственной власти для осуществления планов завоеваний на Востоке.
Мы не знаем тех 70 с лишних городов, которые по словам
Плутарха, построил Александр на Востоке, но Александрия и Ходжент на Востоке, ставший Ленинаканом, Кандагар и Герат существуют и поныне.