Чтобы выявить вклад русского народа в мировую культуру, нужно провести еще много исследовательской и, что очень важно, просветительской работы. «Необходимо избавиться от предубеждений, мешающих признать Андрея Рублева таким же великим художником, как Рафаэль.»[5] Сейчас, когда изучение древнерусского искусства несколько недооценивается, нельзя не радоваться тому, что Эрмитаж включил русскую культуру в свою программу. Где же, как не в Эрмитаже, может быть наглядно показано и национальное своеобразие русского искусства и его место в мировом искусстве?
Очень важным является то, что музей не стоит на месте – он постоянно совершенствует, расширяет свои экспозиции. В прошлом он был школой западноевропейского вкуса. Теперь он стал музеем евразийского мира. Не за горами время, когда потребуется включить в его программу и огромный мир Африки, чтобы познакомить зрителей с искусством негров и народов Африки. Ведь отсутствие знаний о культуре не означает отсутствия самой культуры.
Повышает мировую значимость Эрмитажа и его просветительская работа. Ежегодно более 3-х с половиной миллионов посетителей музея знакомятся с высокими достижениями духовной культуры человечества, получая радость от общения с творениями мастеров прошлого. Занятия для детей, экскурсии для взрослых, группы для иностранцев, лекции, читаемые в лекториях музея, на предприятиях Санкт-Петербурга, в других городах и даже странах, помогают людям приобщиться к миру прекрасного.
Пропаганда искусства в музее – это не только отдача накопленных ценностей, раздача их страждущим искусства. Это общение музея с тем, что в мире самое живое, - с человеком.
Очень важно , какими глазами посетители Эрмитажа смотрят на его богатства. Это должны быть глаза не любопытствующие, а глаза знающие. Наверное, исходя из этого, можно сформулировать основную цель существования музея, - помочь людям вступить в мир искусства не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе была совершена попытка охватить такие аспекты темы, как история и настоящее существование Эрмитажа. Работа лишь обозначила вехи и штрихи в богатом и многозначном мире музея. Однако, даже это позволяет нам с полным правом сделать вывод о том, что наряду с крупнейшими музеями мира, Эрмитаж в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляет собой явление общечеловеческой значимости.
Эрмитаж – это не музей, вернее, это не просто музей. Это сама история, сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском масштабе. «Музей – это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения.»[6]
На вопрос, сколько времени понадобится для ознакомления с коллекциями музея, можно ответить так: - на это понадобится вся жизнь, потому что каждая новая встреча даже с уже знакомым памятником всегда открывает в нем нечто новое, незнакомое. Таково свойство настоящего, истинного искусства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории искусств, М, 1979.
2. Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж, Л, 1983
3. Шапиро Ю. Эрмитаж. По выставкам и залам, Л, 1983
4. Шапиро Ю. По Эрмитажу без экскурсовода., Л, 1970
5. Молдавский Д. Мы идем по Эрмитажу, Л, 1970.
6. Суслов А. Эрмитаж, Л, 1927
7. Эрмитаж. История и архитектура зданий, Л, 1974
8. Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа, Л, 1973
9. Персианова О.М. Сокровища мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа, Л, 1964.
10. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917), Л, 1985.
[1] Воронихина Л.Н. «Государственный Эрмитаж», Л, Искусство, 1985 г. С.5
[2] Шапиро Ю, Эрмитаж и его шедевры, Л, 1973, стр.4.
[3] Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа, Л, 1973, стр.9.
[4] Персианова О.М. Сокровищница мирового искусства, Л, 1964, стр. 16.
[5] Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории искусств, М., 1979
[6] Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре., стр 188.