В 1980 году у Брынзен найден сарматский могильник с различными предметами: стеклянными, медными и пастовыми бусами, бронзовым зеркальцем, серьгой, пряслицами для веретен и разной формы сосудами, сделанными на гончарном круге.
В III — IV веках нашей эры на землях междуречья жили племена черняховской культуры. Известны сотни поселений и десятки могильников, но полностью отсутствуют городища. Это — признак мирной жизни и отсутствия угрозы извне.
Раскопки некрополей у Будешт, Данчен, Бравичен и в других местах, а также ряда поселений дали сотни целых разных по форме сосудов темно-серого цвета, моделированных на гончарном круге. Изящен кувшин, найденный у Бравичен. Кроме керамики, в захоронениях обнаружены подвески из морских раковин, бусы из различного материала, зеркала, орудия из кости и железа, стеклянные сосуды для благовоний. Красивы Черняховские кубки. Не оставляют равнодушными и костяные сборные гребни.
Еще одно интересное открытие помогли сделать брынзенские раскопки. Долгое время ученые считали, что трипольцы не знали металлургии меди. Однако крупный кусок медного шлака и обломок литейного тигля, найденные на среднетрипольском поселении, говорят о другом — медь обрабатывали на месте.
О высокоразвитом интеллекте трипольцев свидетельствуют фишки с головками животных и людей (атрибут сложной игры), найденные на разных поселениях. Верили трипольцы в загробную жизнь. Судя по захоронениям Выхватинского могильника, тела усопших посыпались красной охрой. Рядом с умершими ставили сосуды с пищей, орудия труда, женские статуэтки. Последние занимают особое место в коллекциях трипольской пластики. Интересны статуэтка из Старых Каракушан, изображающая усопшую богиню, статуэтки сидячей великой богини-матери из Брынзен и обожествленного вождя из Русен.
Так была прочитана одна из страниц древнейшей истории благодатного края. Сквозь тьму веков дошедшие до нас предметы повседневной жизни рассказали о том, как трипольцы добывали здесь пищу, хранили продукты и обогревали жилища, чем заполняли свой досуг, во что верили.
О дружеских связях трипольцев с соседями свидетельствуют многие археологические находки. Так, в одном из жилищ у Брынзен найден сосуд, принадлежавший культуре воронковидных кубков. На раскопках поселений у Костешт на Чугуре, Мерешовки на Днестре встречается керамика культур, существовавших в Трансильвании.
В середине третьего тысячелетия до нашей эры продвижение племен иных культур обусловило отход основной части трипольского населения в Причерноморские степи. В наш край проникают племена культур эпохи бронзы — ямной, шаровидных амфор, сабатиновской, срубной, что подтверждают археологические находки. На смену оседлому образу жизни, занятиям земледелием и животноводством приходит кочевое скотоводство.
Много тысяч курганов оставили племена эпохи бронзы и раннежелезного века на возвышенностях, в широких поймах рек Молдавии. У села Лозово найден богатый клад бронзового оружия и орудий труда. Здесь и листовидные кинжалы, серпы, навершие жезла, топоры-кельты. У Варваровки представители культуры Ноуа оставили изделия из бронзы: серпы, топоры-кельты, навершие, два браслета, две серьги.
... Пути археологических открытий поистине неисповедимы. Долгие годы ученые не находили подтверждения словам отца истории Геродота о том, что в Северном Причерноморье кроме фракийцев и скифов жили киммерийцы. И вдруг—такая неожиданность. В одном из южных сел республики археолог Е. В. Яровой увидел... киммерийский бронзовый котел,в котором гасили известь. Владельцы бесценной вещи рассказали,что лет восемь назад ее подарил им приятель-бульдозерист.Он обнаружил сосуд во время земляных работ. Так появился в коллекции Музея археологии и этнографииАкадемии наук МССР киммерийский бронзовый котел.
При раскопках курганов на юге Молдавии обнаружены другие
предметы того времени.
Не менее интересна история скифских находок. Лет десять назад трактористы, распахивая курган неподалеку от села Бутор, извлекли из земли каменное изваяние и привезли его в школу. Дети сообщили ученым. Каков же был восторг археологов, когда они, приехав, увидели во дворе школы верхнюю половину скифской «бабы» — каменного изваяния бородатого скифа. В правой руке он держал ритон — кубок из турьего рога, левая рука покоилась на рукояти акинака — короткого меча.
При последующих раскопках курганов были найдены вторая половина изваяния, а также золотые серьги античной работы, греческие чернолаковые сосуды, амфоры для вина.
Раскопав скифский курган у села Балабан, археологи обнаружили в нем захороненную женщину-воина с оружием. У изголовья лежали прекрасные золотые серьги в виде головок животных.
В 1981 году под Дубоссарами было найдено уникальное изделие скифского времени — массивная золотая гривна с головками львов, между ними — перемычка, на которой две уточки, повернутые головами друг к другу. Золотые украшения античной работы были обнаружены и в другом кургане.
В первом тысячелетии до нашей эры основное население края составляли северофракийские племена. Как свидетельствуют археологические раскопки поселений и могильников у Шолданешт на реке Черной, у Гидигича под Кишиневом, у Селиште близ Оргеева и в других местах, фракийцы были не только скотоводами и земледельцами, но и неустрашимыми воинами.
Красивы фракийские сосуды. Они часто украшены каннелюрами и оттисками шнура или насечками. Своеобразны черпаки, оружие.
В конце первого тысячелетия до нашей эры на землях Молдавии уже проживали племена гето-даков, относящиеся к позднефракийцам северо-восточной ветви. Их поселения и городища, обнаруженные в разных местах Молдавии, занимали, как правило, участки на легкообороняемых мысах. В основном городища имели подтреугольную форму. Но были и кольцевые городища — у Олишкан, Матеуц.
Он был мастером на все руки, человек древнекаменного века. Из кремня, кости, дерева изготавливал свои орудия. С нуклеусов (ядрищ) скалывал отщепы, из которых оформлял скребла, ножи, остроконечники, листовидные наконечники. Рукоятками для них служили куски рогов оленя. С помощью мотыгообразных орудий из бивней мамонта он копал хозяйственные ямы, устраивал землянки. Из шкур животных шил одежду и обувь. В минуты, свободные от собирательства съедобных растений и охоты на пещерного медведя, мамонта, бизона и множество других животных, пытался рассказать наскальными рисунками о том, что поражало его воображение. Такие рисунки во множестве найдены на стенах и потолках пещер в Италии, Франции, Испании. Известны они и в нашей стране — в Каповой пещере на Урале.
В Молдавии, в пещере у села Брынзены Единецкого района, обнаружено уникальное украшение — подвеска, вырезанная из куска бивня мамонта. Древний ювелир придал ей форму, напоминающую современный сверхзвуковой самолет. Два ряда точек по бокам подвески имеют сходство с иллюминаторами на сигарообразном корпусе лайнера. Брынзенская находка — еще одно свидетельство того, как давно появилась в человеке тяга к прекрасному.
Прошли тысячелетия. Не без участия человека изменилась фауна нашего края: исчезли мамонты, бизоны, северный олень, дикая лошадь. Холодный период сменился потеплением. К седьмому тысячелетию до нашей эры человек перешел к оседлости, занялся земледелием и скотоводством. В этот период в Молдавии жили племена буго-днестровской культуры. Следы их поселений обнаружены на Днестре под Сороками, у села Сакаровка и в других местах. Тысячи мелких орудий из кремня и кости, первые настоящие мотыги, зернотерки, найденные здесь, помогли узнать многое из жизни племен новокаменного века.
Эти племена выращивали пленчатые виды пшеницы, ячмень, бобовые (интересно, что древнейшее свидетельство существования окультуренной сливы относится тоже к этому времени), содержали домашних животных — крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, собак, были и искусными рыболовами. На днестровских поселениях обнаружены большие скопления костей вырезубов, крупных сомов и осетровых весом до двухсот килограммов.
К началу пятого тысячелетия до нашей эры появились первые сосуды, вылепленные из глины. Они украшены углубленными узорами или имеют хорошо заглаженную поверхность.
К концу пятого тысячелетия до нашей эры на Днестровско-Прутские земли проникли из Центральной Европы носители культуры линейно-ленточной керамики. Они оставилипосле себя колодкообразные топоры-тесла и горшки шаровидной формы с залощенной до блеска поверхностью, на которуюбыл нанесен нотный орнамент. Поселения этих племенобнаружены на реке Реут во Флорештском районе,на реках Большой и Средний Чулук в Лазовском районе и неподалеку
от Кишинева, у села Новые Русешты.
В конце пятого — начале четвертого тысячелетия до нашей эры в результате ассимиляции буго-днестровских племен, племен культуры линейно-ленточной керамики, а также племен культуры Боян, проникших на эти земли с Нижнего Дуная, зарождается новая жизнеспособная культура — трипольская. Просуществовала она полтора тысячелетия и достигла за это время высокого развития, каждая ступень которого характеризовалась особыми чертами.
Трипольцы были прекрасными строителями. Они сооружали не только землянки, но и наземные двух- и трехэтажные дома. Возводили их из дерева и глины. Если поселения располагались на мысах с крутыми склонами, трипольцы сначала сооружали террасы, а затем уже строили на них дома.
Кроме орудий из кремня, кости, рога, трипольские племена знали изделия из меди. Они получали ее от своих балканских соседей — племен культуры Гумельница. Мотыгами и ралами из оленьего рога трипольцы обрабатывали большие участки земли, на которой выращивали пленчатые и голозерные виды пшеницы и ячменя, просо, бобовые, виноград, абрикос, сливу. Водился у них крупный и мелкий рогатый скот, были и домашние лошади. На охоту трипольцы ходили с собаками.