Большого мастерства достигли они в изготовлении керамики. У ранних трипольцев она нарядна, украшена сложным, имеющим определенное смысловое содержание рисунком. Орнамент углубленный; часто состоит из поясов с квадратами, вырезанными в шахматном порядке, в сочетании с проглаженными линиями, спиралями, точками. Особенно красива керамика, украшенная пальцево-ногтевыми защипами. Излюбленный элемент орнамента—каннелюры, покрывающие горло и тулово сосудов.
Не могут не вызвать интереса статуэтки великой богини-матери с гипертрофированными бедрами и рогатые креслица с чертами быка — рогатого небесного божества. Такие находки встречаются при раскопках раннетрипольских поселений повсеместно. По представлению древних, великая богиня-мать и солнечный небесный бык были в браке, от которого и произошли все земные блага. Не от этих ли
древнейших верований берет начало прелестный миф о похищении Европы Зевсом?
Раннетрипольские «поселения известны по всей Молдавии, кроме южной ее части. Есть они на Днестре — у Солончен, Голеркан; на Реуте и его притоках — у Путинешт, Александрова, Флорешт, Рогожан; на Пруте и его притоках — у Ларги, Перерыты, Скулян, Унген; близ Кишинева — у Данчен, Новых Русешт, Бардара.
Особой известностью пользуется поселение у села Карбуна Кутузовского района. Здесь был найден уникальный клад. Он состоял из топоров, браслетов, плоских женских фигурок и бус из меди. Трипольцы украшали себя также бусами из клыков оленя, горного хрусталя и красного кварцита, залежи которого известны лишь в Малой Азии. Вызывает удивление тот факт, что они владели искусством сверления пород, уступающих по твердости лишь алмазу. Найдено в этом кладе и множество нашивок из средиземноморских раковин. Эти находки свидетельствуют о тесных связях ранних трипольцев со Средиземноморьем и Балканами.
Высокого уровня достигла трипсльская культура на среднем этапе своего развития, что подтверждается раскопками трипольских поселений. У Старых Куконешт сохранились остатки домов с массивными межэтажными перекрытиями из глины, нанесенной на деревянные настилы.
В этот период появляются новые приемы орнаментирования керамики. Углубленный узор уже сочетается с расписным, нанесенным черной, красной и белой краской.
Обжигая сосуды в печах с доступом кислорода, гончары добиваются оранжевого цвета, тогда как изделия ранних трипольцев темно-серые или черные.
Особенно красивы сосуды с крышками, найденные археологами у Дуруитор и Старых Радулян. Взгляните на них — и вы залюбуетесь волнистой лентой или спиралью, которая отождествлялась нашим далеким предком с образом доброго ужа, хранителя небесной влаги — дождя.
Те же элементы присутствуют и на бомбовидном сосуде, найденном в Старых Радулянах. Прекрасным вкусом обладал мастер, создавший изящный кубок, на оранжевом фоне которого выделяется черная роспись. Не могут не вызвать восхищения и сосуды конца среднего Триполья, найденные у села Брынзены.
Есть у трипольцев и свои загадки. На среднетрипольских поселениях встречаются тысячи так называемых сосудов-биноклей без дна. Для чего создавали их древние гончары? Пока лишь ясно, что изделия эти не утилитарного назначения. Видимо, они связаны с культом парной семьи и обрядами-заклинаниями о благополучии и долголетии.
На трипольских поселениях, в частности у села Брынзены, обнаружены и культовые сооружения. На полу первого этажа постройки предметы быта фактически отсутствовали. На втором этаже находился круглый алтарь из глины, над которым впоследствии был сооружен крестообразный жертвенник.
В Молдавии открыто много поселений позднего Триполья — времени наивысшего расцвета трипольской культуры. Как правило, они располагались на высоких точках рельефа. Так, у села Брынзены сохранились остатки жилищ, которые трипольцы сооружали на поверхности голых куполообразных скал — толтр.
Большой интерес представляют печи трипольцев, вылепленные из глины ленточным способом, близким к тому, каким формовались сосуды. Печи самые разные: простые, сложные с пристроенной камерой — накопителем тепла, на помосте с подпечной нишей, с углублением для хранения огня. В жилище у села Варваровка на Реуте, в нише под одной из печей, найдено 27 сосудов с крышками.
В раскопках у Брынзен, Варваровки, Старых Бадражей, на реке Чугур у Костешт обнаружены сотни орудий из кремня — стрелы, ножи, боевые клевцы и молоты из оленьего рога, костяные кинжалы.
Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольцы овладели технологией обжига керамики и в двухъярусных печах, создали новые формы керамических изделий, новые элементы орнамента, навеянного их верованиями. На керамике этого периода часто встречаются целые повествовательные сцены. Так, на сосуде, найденном у села Варваровка, орнамент состоит из овалов — символов великой богини-матери, лент с зубцами — знаками вспаханной земли. Под горлом сосуда изображены полуовалы — небесные тучи, несущие влагу. На широкой свободной полосе — олень, две собаки и две лошади. На других сосудах изображены собаки, преследующие косуль или зайцев.
Интересна роспись брынзено-костештской керамики. Круги превращаются в овалы — женские символы. На поле помещены силуэты танцующих богинь в платьях битреугольной формы, лента из ромбов — символ засеянного поля. Встречается даже силуэт быка. Знаки быка — в виде W, М или V; фигуры танцующих богинь в овале дополняют рисунок другого сосуда.
Изображены на сосудах и заклинательные сцены благополучия — богиня и корова с подпущенным теленком, богиня с древом жизни и дикими животными, лучник, охотящийся на косулю.
Чувства прекрасного не были лишены и мастера, изготовлявшие изделия из меди. Это подтверждает брынзенская находка — двухлезвийный топор-скипетр, которому придан облик птицы с хохолком.
Ковры.
Особое место в молдавском народном декоративном искусстве занимает ковер — один из древних видов художественных текстильных изделий.
Архивные данные, дневники путешественников XVI— XVIII веков свидетельствуют о широком распространении ковроделия в Молдавии. Но, к сожалению, до нас дошли только некоторые фрагменты ковров, изготовленных примерно в середине XVIII века. Временем расцвета ковроделия в Молдавии считается конец XVIII — начало XIX века. Ковры этого периода отличаются высоким мастерством исполнения, гармонией цветовой гаммы, разнообразием орнаментов.С незапамятных времен шерстяные домотканые ковры в доме молдаванина выполняли не только утилитарную, но и декоративную функцию. Дело в том, что традиционная мебель молдавского крестьянина состояла обычно из длинных деревянных лавок, расставленных вдоль стен, стола и дощатой кровати. Главными украшениями дома были ковры и полотенца. Длинные лавки устилались коврами, на пол стелили дорожки, а на кровати и сундуки — ковровые покрывала.
Для молдавских ковров характерны геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы орнаментов. Причем растительный и геометрический орнаменты наиболее распространены. Среди растительных мотивов часто встречаются изображения деревьев, кустов, вазонов с цветами, букетов, веток, гирлянд.
На старинных коврах изображение вазонов с цветами характеризуется тонким ажурным рисунком. Рисунок вазона и букета считается типичным для молдавского ковра конца XIX — начала XX века. Интересна традиционная форма стилизованной гирлянды из виноградной лозы и гроздьев. До настоящего времени в орнаменте молдавского ковра сохранился и ряд геометрических фигур, которые встречались на старинных коврах. Это ромбы, квадраты, крестообразные фигурки. В разных комбинациях форм и цветов они создают прекрасные орнаменты. Часто растения, фигурки людей и животных, различные предметы быта сильно стилизованы.
Спокойная цветовая гамма, ограниченная семью-восемью цветами — важная характерная черта молдавского ковра. Пряжу окрашивали растительными красителями в домашних условиях. Методы изготовления таких красителей и способы крашения вырабатывались столетиями и передавались из поколения в поколение.Молдавские ковры бывают с четырехсторонней, двухсторонней каймой и вообще без каймы. Одна из ярких отличительных особенностей молдавских ковров с каймой заключается в том, что рисунок каймы не согласуется с главным рисунком поля. Они разные по цвету, но это не мешает создавать цельную композицию, которая основывается не на сходстве, а на контрасте мотивов и цветовой гаммы орнаментов.
Принцип построения молдавского коврового орнамента основан на чередовании нескольких одинаковых по форме, но различных по цвету мотивов.
В конце XIX — начале XX века господствующее положение почти во всех областях народного молдавского декоративно-прикладного искусства занимает растительный орнамент. Под влиянием натуралистических рисунков фабричных тканей и массовой печатной продукции в домашнее ковроделие внедрялась натуралистическая тенденция в передаче растительных мотивов. В результате несколько снизилась художественная ценность и потерялось неповторимое своеобразие коврового орнамента.
Наряду с прежними, прекрасными по рисунку и цвету шерстяными коврами, в конце XIX века стали появляться ковры на конопляной, льняной и даже хлопчатобумажной основе с узорами, лишенными тонкого вкуса и фантазии. Крестьяне начали окрашивать пряжу анилиновыми красителями в слишком яркие, порой даже резкие цвета. Преобладали ярко-розовые, красно-фиолетовые, ярко-зеленые цвета. Фон стал черным, в то время как у ковров XVIII — первой половины XIX века фон был чаще всего мягких розовых, коричневых, голубых или зеленых тонов.