Орнамент ковра отражает вкус создателя, его понимание сущности природных явлений, представление о красоте окружающего мира.
Народ дал самые разные названия ковровым орнаментам: короница кодрулуй (венок кодр), букету л (букет), георгинэ (георгина), кэприоара (косуля), жеменеле (близнецы), жуний (юноши), кукошеий (петушки) и др.
Мотивы ковровых орнаментов не представляют собой некие застывшие формы, они изменяются и развиваются в тесной связи с материальной и духовной жизнью народа. Процесс создания художественных форм длителен и органически целостен. Новое не может полностью вытеснить многовековые традиции. Создавая новые формы, народное искусство всегда сохраняет старые.
Богатые традиции ковроделия с интересом изучают, заботливо хранят и с успехом продолжают современные мастера Объединения народных художественных промыслов, в которое входят ковровые фабрики Кишинева, Комрата, Оргеева, Чадыр-Лунги и другие.Вышивка и кружева.
Вышивка — один из видов украшения тканей — у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.
В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с большим мастерством и художественным вкусом не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и другие бытовые и обрядовые изделия.
Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широкая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения характеризуют вышивку молдавской национальной одежды.
О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII — начала XX века.
Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются вышитые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда — на спине и по нижнему краю.
Расположение орнаментальных композиций на народной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.
Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки—алтица—всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица — плотная, почти ковровая вышивка, лежит квадратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полосами расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.
Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волнообразных, ломаных линий и геометрических фигур, которые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орнамент, созданный той или иной вышивальщицей, отличается неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей...
С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были символами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих народов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распространение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображениями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.
Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.
В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX — начале XX века — яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.
Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка... Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамента.
В конце XIX — начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печатной продукции, отмечается тенденция к натуралистическому изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заменяют шелковыми.
Орнамент молдавской вышивки отличается небольшим количеством цветов. Довольно редко встречаются орнаменты, вышитые нитями пяти-шести цветов. Очень красиво сочетание ярких цветов (красный, золотистый, синий) с черным. В этнографической коллекции Государственного Историко-краеведческого музея МССР хранятся женские блузки, вышитые нитями только одного цвета — красными, черными или синими.
В последнее десятилетие сфера распространения вышивки несколько сузилась. Тем не менее и в наши дни многие с большим мастерством вышивают женские блузки и мужские рубахи.
Наряду с вышивками большой интерес представляют и кружева, которыми украшали одежду, полотенца, скатерти, покрывала, наволочки. Иногда женщины вязали из белых хлопчатобумажных ниток скатерти, занавеси, салфетки и др.Узоры кружев обычно изображают растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы, геометрический характер которых продиктован во многом техникой исполнения. Не забыты и геометрические мотивы, которые образуют прекрасные орнаментальные композиции.
Разнообразны названия орнаментов кружев: букеций (букеты), нучий (орехи), флоаря-арцарулуй (цветок клена), лилиякул (сирень), поама (виноград), пэунул ши пэуница (павлины), кукошеий (петушки), кэлуций (лошадки), пептенеле (гребень), скэунашеле (стульчики) и др.
Коллекции вышивок и кружев, хранящиеся в музеях республики, являются настоящим сокровищем культуры молдавского народа.
Керамика.
Молдавское народное гончарное искусство — одно из наиболее древних. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок на территории Молдавии керамические сосуды, фигурки людей и животных, относящиеся к трипольской культуре (4—3 тысячелетия до н. э.)
В историко-краеведческих музеях республики можно увидеть бытовые и декоративные керамические изделия XIV—XVI, а также последующих веков.
Большинство керамических изделий изготовляли на гончарном круге, украшали орнаментом, покрывали глазурью и обжигали в специальных печах. Посуда, предназначенная для домашнего обихода, как правило, вовсе не покрывалась глазурью или покрывалась лишь частично.
Старинные керамические изделия удивляют мастерством исполнения, изящной простотой форм, скромным украшением. Орнамент, состоящий чаще всего из самых простых линий, точек, кругов, мастера располагали так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть форму керамического изделия.
Высоким мастерством исполнения отличаются керамические изделия и начала XIX века. Миски, тарелки, кувшины украшали обычно геометрическим и растительным орнаментом. Очень редко встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты.
С любовью гончары украшали кувшины лепными цветами, фруктами, птицами, фигурками людей.
На кувшинах типа бурлуй орнамент более сложный. Центральный узор на плечиках составляют различные сочетания элементов геометрического, растительного и зооморфного характера. Часто встречаются стилизованные птицы, а также древо жизни. На молдавской керамике очень часто знак солнца изображали в виде спиралей, розеток, кругов.Большой интерес вызывают глиняные игрушки конца XIX — начала XX века: свистки, копилки в виде фигурок лошадей, всадников, петушков, реже собачек, лисиц. Самыми распространенными игрушками были фигурки коня и всадника. Обычно игрушки украшали геометрическим орнаментом и покрывали глазурью. Краски чаще всего яркие.
Современная молдавская керамика впитала многие традиционные национальные черты. Сохранились не только форма некоторых изделий, цветовая гамма, орнамент, но и техника их изготовления.
В настоящее время в Молдавии существуют несколько центров, где еще живет древний промысел — гончарное дело. Это села Годжинешты Каларашского района, Юрче-ны Ниспоренского района, Чинишеуцы Резинского района, Цыганешты Страшенского района. Причем характер орнаментов, цветовая гамма и выделка гончарных изделий в каждом селе отличаются неповторимым своеобразием.
В Чинишеуцах и Годжинештах керамические изделия изготовляют из красной и черной глины, а в Цыганештах и Юрченах — в основном из красной.
Орнамент на черной керамике обычно очень скромен и как бы образует гирлянду на плечиках сосудов из блестящих лощеных волнообразных линий, кругов или полукругов. Цвет не используется.
Цветовая гамма изделий из красной керамики состоит из зеленого, коричневого, желтого и реже — голубого цветов. Молдавской керамике вообще присуща полихромия орнамента.