Смекни!
smekni.com

Экслибрис (стр. 3 из 8)

Русский книжный знак возник под влиянием нескольких причин:1) к началу XVIII века была достаточно развитие традиция владельческих надписей на книгах. С другой стороны, со второй половины XVI в России существовал суперэкслибрис. Таким образом, к моменту появления первого русского книжного знака русские культурные люди пользовались владельческими знаками и сочетали их с украшениями книги. Так же бесспорной причина возникновения бумажного книжного знака является влияние западноевропейской культуры. Количество иностранцев, служивших в России и составляющих здесь свои библиотеки и украшавшие их книжными знаками, как, например, лейб-медик Петра Роберт Арескин.

Двадцатый век – золотой век расцвета экслибрисного жанра в России

Труды мироискуссников – новое дыхание экслибриса

В XX веке начинается период резкого подъёма в русском искусстве книжного знака. На базе хорошо развитого у нас книжного и журнального дела выросли кадры виртуозных графиков, в основном объединённых вокруг журнала “Мир искусства”. Многие выдающиеся художники внесли в эту область графического искусства свою лепту: В. Васнецов, М. Врубель, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Г. Нарбут, А. Отроумова-Лебедева, Е. Кругликава, Д. Митрохин, С. Чехонин.

Конечно, внутренние противоречия, свойственные идейно-эстетической программе “ Мира искусства” не могли не сказаться и на экслибрисе, создаваемыми членами этого объединения.

Они выразились, например, в таких чертах, как откровенное стилизаторство или изощрённость орнаментики, которые под час уводят художника от конкретного изображения жизни. Однако, бесспорное изящество формы графических миниатюр, доведённое до совершенства качества декоративности и композиционной стройности, в полной мере проявлялись в экслибрисах талантливых и энергичных энтузиастов искусств книги, подняли этот жанр книжной графики до настоящих художественных высот. Можно без преувеличения говорить об экслибрисах мироискуссников, как о гениальной эпохе в истории русского книжного знака. Разработка новых, ранее не известных мотивов, полных глубокого пережитого, как правило, интимного содержания (К.А.Сомов, М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа). Мастерство стилизации, умение в большинстве случаев увязать экслибрис с отныне уже свободно трактуемым у нас внегеральдическим изобразительным мотивом – вот типичные черты изощрённости графиков мироискусснеческого знака. Есть и отрицательное мнение на этот счет: “ не смотря на его несомненную связь с классическим искусством России и Европы, вследствие индивидуалистических тенденций художников “Мира Искусства”, влияние на них модного в то время декаданского стиля было значительно и в основном их творчество было упадочническим”.[4]

Каждому из их знаков были присущи качества высокой графической культуры, стройность композиции, гибкость и изящество рисунка, филигранная ажурность деталей, книжность облика. В любом мироискуссническом экслибрисе есть аромат и индивидуальность графического почерка их автора, кусочек души их творца.

Благодаря отличной в те годы технике репродуцирования, экслибрис мироискуссников смогли в тиражах и с фотомеханического клише сохранить значительную часть обаяния оригинала. Мироискуссники делали экслибрисы и друг для друга, по заказам ценителей утонченной графики, коллекционеров аристократических изданий, желающих украсить свои книги незаурядным графическим изображением, отсюда преобладание более крупных их форм, подробных, “подарочных” по форме и размерам над заказными, более лаконичными. Это привело с одной стороны к ряду стилистических достижений в отношении выразительных возможностей экслибриса, а с другой – усложнило форму многих мироискусснических знаков повествовательными, не характерными для экслибриса моментами форму, броской, четкой, афористической как Э.А.Бенуа, ранние книжные знаки А.П.Остроумовой – Лебединской, Д.М.Митрохина).

Графики “Мира искусства” разработали свою форму книжного знака: решенного композиционно как виньетка (Бенуа А.Н., И.Я.Билибин) или нечто среднее между тем и другим. В знаках первого рода набор изобразительных символов чаще всего не велик и выражает кабинетный гедонизм их создателей и владельцев. “Нежнейшая” стилизация под 18 век Сомова (фантастические арабески из дев, роз, книжек). Само изображение книги часто вплетено в композицию такого знака не просто как орнаментальная деталь, но как милый сердцу намёк на атмосферу искусства и поэзии, окружающей художника или поклонника изящного.

Так же с конца 19 века интересоваться книжными знаками и охотно их использовать стали крупные художники: М.А.Врубель – автор книжного знака для московского художника и коллекционера И.С.Остроухова – работы отличны от мироискусснических суровостью своего облика., В.М.Васнецов так же делал знаки для него. Крупнейшие графики В.В.Мате, экслибрисы Билибина – мастер иллюстрации и книжного оформления. Его экслибрисы исполнены в характерной для него манере декоративного и жестковатого журнального рисунка. Г.И.Нарбут – изобилует графическими находками, игра точных, выверенных линий и силуэтов, полное сдержанной силы искусство, афористическая содержательность книжного знака. Ранние экслибрисы Кустодиева Б.М.- типичные мироискусснические полузаставки-полуиллюстрации на грани повествования.

В.Д.Замирайло – фантазии и графическая выдумка, вдохновенно стилизованных знаках. Он стремился к объединению символики мотива с образностью самих букв. Этот список экслибрисов “Мира искусства” и художников, близких им по творчеству можно ещё долго продолжать, но и приведённого достаточно, чтобы увидеть, как смело эти графики раздвинули узкие, условные прежде рамки изобразительных средств и символов. Эти экслибрисы поставили отчетливую веху в истории развития всего книжного знака: отныне была окончательно найдена новая форма экслибриса. Критерии художника – находчивость и простота художественных приёмов, заскорузлые геральдические правила и избитые подражания модному западному экслибрису 1880-18890 годов трудами мироискуссников были заменены приемами графического красноречия, изменениями метко охарактеризовывающие личность владельца средствами искусства.

Это классическая пора расцвета ассоциативного книжного знака. Тематическое разнообразие мироискусснического экслибриса позволило ему сделаться подобием миниатюрного зеркала личных судеб и настроений определённой группы общества этой эпохи. Гедонические мотивы переплетаются с художественными и музейными, декоративными, сцены народной жизни со сказочными сюжетами, пейзажи “настроения” с натюрмортами, в которых отразился быт эпохи: здесь личное и общественное было тесно связано и одно выражало себя через другое.

Как следствие революционных настроений того времени остались экслибрисы Л.И.Жевержеева, работы Д.И.Митрохина – впервые в книжных знаках был включен мотив, который резко обличал самодержавие - двуглавый орёл, терзающий книги – намёк на безжалостную царскую цензуру.

1920-30 годы – новые мастера, новые открытия в экслибрисе

Подлинный расцвет для экслибриса наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. Всестороннее обновление жизни, культурная революция в стране, неудержимая тяга миллионов людей к знаниям, громадные тиражи книг – всё это не могло не привести к бурному взлёту книжной графики и, в частности, экслибриса. Многообразные сферы борьбы народа за построение нового общества нашли своё отражение в темах и сюжетах книжных знаков, созданных после октября. Эпоха 1920 годов связана с иными именами и новыми общественными условиями. Послереволюционный расцвет русского ксилографического экслибриса в основном связан с Москвой, к которой тяготели периферийные художественные центры: Казань, Саратов, Вологда, Киев. Новая эпоха – время бурных двадцатых нуждаются в новой, скорой на подъём, многотиражной графике. Главная причина широкого распространения гравированных печатных форм – большая общественная потребность в тиражной графике. Художники неминуемо должны были потянуться к гравюре, которая в отличии от фотомеханического клише, была оригинальной, а не репродукционной техникой. Став по большей части ксилографической, графики 1920 годов неизбежно должна была коснуться традиции русских старопечатных книг, а так же традиций лубка, связанного с плоскостным выражением объёмных форм и иных форм народного искусства. Ксилографии предназначено было –сыграть особую роль уже потому, что она более чем любая другая графическая техника олицетворяла неразрывное единство изображаемого объёмного мира с плоскостью листа, открывающем перед мастером бесконечные возможности для творчества. Эпоха рабского прозябания гравюры на дереве в роли вспомогательной репродукционной техники живописи или обычного перового рисунка – позади. Отныне ксилография прочно сохранила за собой главенствующую роль в графике: она даёт возможность донести в десятках тысячах тиражных оттисков обаяние авторского обаяния. Экслибрисы1920 годов в этой технике почти все близки к утилитарным размерам: около 7:5 сантиметров. Мастера экслибриса этих лет умели естественно объединять символистическое изображение с главной, текстовой частью знака. И текст не доминировал и не подавлялся изображением, а составлял с ним единую крепкую комбинацию. Старая тематика получила новую жизнь в графических работах В.Фалилеева, И.Павлова, В.Масютина. В те годы в экслибрисе утверждаются, чтобы позже найти более глубокое и многогранное отражение не только советская эмблематика, но и тематика.