С городом Саратовым связана группа из трёх экслибрисов, исполненная Фаворским в 1926 году. Приволжскому городу мы обязаны толчком к созданию двух настоящих шедевров. Такой вид экслибриса стоило бы назвать профессиональным, так как в первую очередь он пытается дать пластический образ профессии его владельца. Профессиональный момент научных занятий историка Екатерины Николаевны Кушевой выражен художником в изображении ватаги кочевников, стремительно мчавшихся, а динамичность этого фона контрастно подчёркивает плоскость сосредоточенной женской фигуры, перелистывающей древнюю летопись.
Экслибрис археолога Анны Николаевны Кушевой предоставил Фаворскому лишний случай показать исключительной умение развертывать и в мельчайших размерах композицию почти монументальную. Есть что-то фресковое в этой широко раскинутой равнине со спящим на переднем плане скифом, которого женщина осторожно старается разбудить. И какой поэзией вообще овеяна вся эта серебрящаяся гравюра.
Третьему саратовскому экслибрису трудно соперничать с двумя предыдущими. Молодой инженер, даровитый саратовский музыкант Рафаил Ильич Рабинович в 1918 году трагически погиб во времена гражданской революции. Брат подарил это собрание нот Московской консерватории с обязательным условием, – чтобы на каждой из книг был экслибрис работы Фаворского. Первый эскиз вылился очень удачно, и центр его составлял рояль, на который опиралось ружьё, увенчанное веткой. Но, оказалось, что убитый Рафаил не был пианистом, а был виолончелистом. Последовал целый ряд других композиций, но свежести и непосредственности первого восстановить уже не удалось.
Два женских экслибриса, где Фаворский ещё больше расширил арсенал своих замыслов – Кире Николаевне Папа-Афанасопуло любовь к книге и науке нарисована в виде надёжного ковчега среди потопа жизненных невзгод.
Татьяне Сергеевне Модестовой дорого воспоминание Сергиева посада и бывшей Троицкой лавры, в экслибрисе воссоздан мотив старого местного лубка. В гравюрном отношении этом последнем и единственно чисто пейзажном экслибрисе Фаворского заметен какой-то возврат к сочным густым тонам его более ранних гравюр.
Заключение
Графическая миниатюра – неотьемлемая часть мирового искусства
Есть область изобразительного искусства, которую не минул почти, что ни один серьёзный гравюр – ни Альбрехт Дюрер, ни Франциско Гойя, ни русские мастера – Сомов, Остроумова-Лебедева, Фаворский. А меж тем, эта область гравюры, оставаясь малоизвестной широкой публике, высоко ценима знатоками и коллекционерами. Это – экслибрис, небольшая гравюра, личный знак собственника книги. Экслибрис отнюдь не предназначается для широкого распространения. Их путь короток – от гравюра к заказчику.
Экслибрис прошел долгий путь. Они либо придавали личную характеристику владельца библиотеки и тогда в композицию включалось его портретное изображение, либо определяли его вкусы и склонности. Содержание экслибриса можно относить и к библиотеке и к её составу. Книжный знак может иметь так же геральдический характер. Очень часто гравюру приходилось учитывать прямые пожелания и указания заказчика.
Форма книжного знака привлекательна для гравюра тем, что на очень небольшой плоскости нужно разместить порой довольно сложную композицию и остроумно составить замысловатую аллегорию.
Имя Фаворского в первую очередь связано с гравюрой на дереве и с книжными иллюстрациями. Фаворский – художник книги. Один из тех мастеров, которые подняли технику ксилографии после трёхсотлетнего её упадка на уровень большого искусства. Он был главной фигурой в классическом направлении русской послереволюционной гравюры. Он старался воплотить основную идею знака “строго и беспристрастно”, помня о главном его значении – характеризовать самого владельца. Учения Фаворского наследовались по- разному: одни больше стремились подражать манере мастера, другие старались воспринять сам его принцип его художественной системы. Его ученики – Г.А.Ечиистов, М.И. Поляков, М.И.Пискарев, Л.А.Суворов, Г.А.Кравцов.
В работах Фаворского поражаешься, насколько содержательной может быть форма, насколько выразительной и гибкой становится сама гравюрная техника, какими высокими и значительными оказываются маленькие бумажные листочки гравюр. Он сравнивал книгу с архитектурой: он всегда стремился строить организм книги, как здание, пространственно и завершено. Он относился к книге не только как к месту помещения своих гравюр, но и как к вещи, которую нужно сделать эстетически завершенной и утилитарно оправданной. К каждому элементу и частности, равно как и к целому, в знаках Фаворского проявлена огромная уважительность, бережливость, как к драгоценности, соразмерной, взвешенной, трогательно любимой. Более пятидесяти лет длилась творческая деятельность Фаворского. Все знаки, кроме двух последних, сделаны им в первую половину этого пятидесятилетия. Можно лишь сожалеть, что во второй половине жизни он создал мало экслибрисов. Экслибрисы его экспонировались на отечественных и зарубежных выставках: “Русский книжный знак” – Казань, 1923, Ленинград 1925 год, “Московский экслибрис 26”, “Художественный экслибрис 1917-27 годов” - Ленинград и многие другие. Таких произведений, как книжные знаки Фаворского, было бы достаточно любому художнику для бессмертия, но по отношению к тому, что создано Фаворским за всю жизнь, его экслибрисы, это серьёзные шутки гения, большие произведения малого размера, вызывающие восторг и восхищение.
Экслибрисы Владимира Андреевича Фаворского, с именами владельцев, указанием дат исполнения и художественным сюжетом.
Бахульский Алексей (Варшава)
(4-гр., 97: 72).
Владелец экслибриса у стола, взор его обращен к предметам, определяющих его профессию. Надпись: “Ex libris Ksego Bachuulskiego “
Подпись: “WF 22”
Исполнен в 1922 году
Белобородов Л.Я.
(51:73)
Книги, чернильница и лупа. Надпись: “Из книг Л.Я.Белобородова”
Исполнен в 1925 год.
Вольф Вильгельм Юльевич (Москва)
(4-гр.,57:46)
Мужская фигура в кресле и рядом книги. Надпись:”Ex libris Вильгельма Юльевича Вольфа”
Исполнено в 1910 году.
Государственное издательство
(40:51)
Из поддерживаемой рукой книги возникают – рабочий с книгой, дерево, молния, инструменты. Надпись: “ Библиотека государственного издательства”
Исполнен в 1923 году.
Проект не представлен на конкурсе.
Гунст Е.А.
( 51:34)
Так как его библиотека состояла из немецкой, французской и русской литературы, то экслибрис изображает сцену встречи Данте с Беатриче в чистилище.
Исполнен в 1955 году.
6.Дервиз Т. и Разумовский С.
(23:34)
Венок из цветов, внутри надпись: “Из книг Разумовского С.)
Исполнен в 1959 году.
7.Книжная лавка писателей (Москва)
(4-гр., 44:74)
Интерьер книжной лавки. Надпись: “Из книг книжной лавки писателей”
Подпись: “WF”
Исполнен в 1921 году.
8.Кожебаткин Александр Мелетиевич (Москва)
(4-гр., 45:39)
Парусная ладья и путеводная звезда Альцион. Надпись: “А.К.”
Исполнен в 1920 году.
9. Кушева Анна Николаевна (Саратов)
(45:65)
Широко раскинутая равнина со спящим на переднем плане скифом, которого женщина осторожно старается разбудить.
Подпись: “Из книг Анны Кушевой”
“Подпись: “WF”
Исполнен в 1926 году.
10. Кушева Екатерина Николаевна (Саратов)
(34:58)
Ватага кочевников, стремительно мчавшихся, а динамичность этого фона контрастно подчёркивает плоскость сосредоточенной женской фигуры, перелистывающей древнюю летопись. Надпись: “Из книг Екатерины Ку8шевой”
“Подпись: “WF”
Исполнен в 1926 году.
11.Модестова Татьяна Сергеевна (Москва)
(34:65)
Сказочный пейзаж на старинной художественной картинке. Надпись:”Из книг Татьяны Модестовой”
(“Подпись: “WF”
Исполнен в 1928 году.
12. Московская государственная консерватория (Москва)
(57:91)
Цветы и смычок. Надпись:”Из нот Московской государственной консерватории”
(“Подпись: “WF”
Исполнен в 1926 году.
13.Памфилов Виктор Гаврилович (Саратов)
(4-гр., 48:40)
Чаша и знак Меркурия. Надпись:” Ex libris Victoris Panamatoril”
(“Подпись: “WF”
Исполнен в 1922 году.
14. Папа-Афаносопуло Кира Николаевна (Саратов)
(39:58)
Надёжный ковчег среди потопа жизненных невзгод. Надпись: “ Из книг Киры Папа-Афаносопуло”
“Подпись: “WF”
Исполнен в 1927 году.
15. Полонский Вячеслав Павлович.
(4-гр., 64:54) “Вечный жид”. Надпись: “ Из книг Полонского Вячеслава”
Исполнен в 1922 году.
16. Пятин Сергей Георгиевич (Москва)
(63:58)
Производственный мотив с мостом, элеватором и аэропланом. Надпись: “Из книг Пятина”