Введение
До сих пор единого мнения о том, что такое экслибрис нет. “Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” - [1] вот то определение, которое можно найти в любом книговедческом словаре, но так ли все просто, так ли быстро и внезапно возник экслибрис, так ли быстро превратилась в маленькая картинка в большое искусство, кто помог экслибрису стать достойным другим видам гравюры, кто усовершенствовал его, делал новые открытия и достижения? Ведь на это всё ушла не одна сотня лет. Чтобы разобраться подробнее, нужно обратиться к истории, и не только старой, но и поздней, так как особо заметные перемены экслибрис претерпел в конце XIX-XX веках. Наименование “экслибрис” произошло от латинских слов “еx libris”. Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: ”из книг”. Экслибрис –книжный знак –это особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги. Текст определяет принадлежность книги непосредственно; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным. Текст “ по теории” в библиотековедческих целях всегда желателен и чем подробнее, тем лучше. Экслибрис занял в современной графике заметное место как самостоятельное произведение графики. Он всё чаще появляется на больших художественных выставках во многих городах – Санкт-Петербурге, Вологде, Воронеже, Тамбове, Кемерово, Вильнюсе, Риге, Талине, Красноярске, Якутске – специальные выставки экслибриса. Работы современных графиков – экслибристов стали всё чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Чехии, Венгрии, Германии. Факт открытия подобных выставок вполне правомерен. Он отражает совершенно объективное и исторически обусловленное явление – необычайно быстро растущий интерес к книге, книжной графике, книжной культуре и малым формам графики вообще. А ведь книжная графика и графика малых форм принадлежит к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю, видов изобразительного искусства.
Экслибрис ныне своеобразный жанр книжной графики, имеет славную историю, продолжающуюся уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития. Стилистическая эволюция, как это отмечают исследователи, тесно связана с характером современных книжных украшений. Они грузны и замысловаты в эпоху позднего Возрождения и барокко, ясны и уравновешены, спокойны и строги во времена господства классицизма, особенно – ампира, журнально-графичны, хотя подчас не спасены от безвкусицы в годы засилья стиля модерн. Они находят естественную, органичную материалу форму в ксилографических миниатюрах 1920-30 годов – времени расцвета современной гравюры на дереве. Наконец, они разнообразны по облику и содержанию в наши дни.
Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре
На протяжении долгой истории русские рукописные и печатные книги у владельцев книг и книжных собраний часто возникало желание обозначить на книгах своё имя. Первоначально это желание осуществлялось примитивно: на книге делались надписи о принадлежности её тому или иному лицу. Самые ранние владельческие надписи Древней Руси относятся к XIV веку.
До изобретения книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи. Они обычно начинались со слов ex libris (из книг), а затем следовали имя и фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем данной книги. Позднее к надписям стали добавляться изображение родового герба, портрет высокопоставленного хозяина библиотеки или различные рисунки, характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца.
Изобретение книгопечатания резко увеличило количество появляющихся книг, повысило роль обозначения их принадлежности. Тем более что они продолжали оставаться предметом роскоши, развитие книгопечатания, следовательно, повлекло за собой и развитие переплётного искусства, вызвавшего к жизни новые формы владельческих надписей. Просвещенные книголюбы стали сочетать владельческую надпись с желанием украсить книгу. Книгопечатание определило новую форму книжного знака. Он превратился в печатный или гравированный ярлык, наклеиваемый на форзац книги. На переплётах стали появляться художественные изображения родовых гербов и надписей, свидетельствовавших о принадлежности книги определённому лицу. Первые известные нам экслибрисы (так стали называться почти повсеместно эти знаки) появились в Германии: книжные знаки Бернгардта фон Рорбаха, выгравированный Бартелем Шеном в 1460 году и раскрашенный от руки гравюра неизвестного мастера для Гильдербрандта Бранденбурга (1470). Роскошное теснение на переплётах владельческие знаки называются “суперэкслибрисами” (латинское “super” – на, “ex libris” из книг). Первым известным нам суперэкслибрисом является тиснёный на переплете первопечатного “Апостола” Ивана Фёдорова государственный герб и надпись о принадлежности книги Ивану Грозному.
Искусство экслибриса в форме, приближающейся к современной, родилась в средние века, когда книга была предметом довольно редким, которая, как и всякое дорогостоящее имущество, дабы его принадлежность хозяину могла быть доказана, снабжалась указаниями владельца. Немногочисленные обладатели книг в ту пору – крупные феодалы, монастыри, богатые купцы – сперва поручали переписчикам делать письменное указание принадлежности. Позже такое указание оформлялось в виде виньетки и рисунка где-то в начале или конце книги. Затем стали делать оттиски такого знака или герба конгревом на наружной крышке переплета (суперэкслибрис) или с изобретением книгопечатания - верстали вместе с титулом, и знак принадлежности входил в общую композицию книги её составной частью. Позже появился экслибрис в таком виде, в каком он существует и по сей день: отдельный от книги ярлык с печатным изображением для наклейки на внутреннюю сторону переплёта или форзац.
Расширение книгопечатания в XVI веке подтверждает тот знаменитый факт, что в числе его активных создателей такие великие немецкие художники, как Альберхт Дюрер (которым было создано более десяти экслибрисов) и ряд его одарённых современников-графиков вводили в свои композиции сложные символы, пространные аллегории, которые, разумеется, в духе и характере эпохи, раскрывали не только иерархические, но и отличительные особенности человека, чистая геральдика перестала удовлетворять художников. Лукас Кранах старший впервые ввёл в экслибрисы символы занятий владельцев библиотеки. Прославленный мастер рокайльных композиций Буше дополнял свои изображения на книжных знаках фигурками путти, элементами пейзажа, символистическими деталями натюрморта.
В XVI веке появились экслибрисы в Швейцарии – (1502 год), Франции (1529 год), Англии (1574 год), Швеции- (1595 год), Голландии – (1597 год). Следует упомянуть об издательских марках, получивших распространение так же в XVI веке и повлиявшие на эволюцию экслибриса. Правда, в то время экслибрис значительно отличался от издательской марки: он имел геральдический вид, а марки носили сюжетно-аллегорический характер. Позднее экслибрис зачастую напоминал первые издательские марки, например: марка издательства Этьен (Париж) изображала развесистое дерево, дающее приют путнику, опирающемуся на посох. Этот сюжет повторялся в последствии во многих книжных знаках. Экслибрис изменялся в строгом соответствии с изменениями в книжном оформлении. Роскошным титулам XVI века, в котором архитектурные элементы переплетаются с орнаментом, и с изображениями животных и людей в причудливых позах, соответствовал пышный и многословный экслибрис.
Очень часто элементы оформления книги XVI-XVII веков напоминает ювелирные изделия. Ведь художник – гравёр того времени почти всегда начинал свой путь как ювелир. Изумительные миниатюры французского гравёра Этьена Делона похожи на драгоценные ювелирные гирлянды, и эта драгоценность долго сохранялась в книжном знаке.
В середине XVIII века экслибрис приобретает характер небольшой рокайльной виньетки, похожие на концовку сборника элегических стихов. Иногда на нём изображалась урна или могильный камень с факсимиле владельца книги на фоне романтического пейзажа. Кромки знака как бы растворены в бумаге. Появляются на экслибрисе и всевозможные эмблемы, аллегории и символы.
Становление экслибриса как искусства в России
В России первые светские библиотеки книжные собрания, ставившие перед собой просветительские цели, появились при Петре I. Самый ранний из известных исследователям печатных книжных знаков принадлежит одному из сподвижников Петра князю Д. Голицыну, политику и дипломату. Знак для огромной (и не только по тому времени) библиотеки Голицына, насчитывает свыше шести тысяч томов, был создан около 1705 года. Однако ещё за долго до него существовали рукописные книжные знаки. Древнейшим из них можно считать знак основателя библиотеки Соловецкого монастыря Досифея, относится примерно к 1490 году. Это был своеобразный шрифтовой орнамент, состоящий из большой литеры “С”, в которую включены остальные литеры звания (“священно инок”) и имени владельца библиотеки образовывая, таким образом, красивую виньетку. Подобные досифеевские знаки, следовало бы назвать протоэкслибрисами, а не книжными знаками в современном смысле слова: они нарисованы, а не отпечатаны и не на отдельном от книге листе ярлыке, а на самом поле книжного листа. Но то, что такие ярлыки были предшественниками позднейших экслибрисов-ярлыков, – несомненно. В знаке Досифея, например, мы имеем прямое указание конкретного владельца. Это указание оформлено как графическая виньетка, отчего знак обладал всеми особенностями современного экслибриса, кроме одной: тиража и связанной с ним печатной, а не рукописной формы. Разумеется, нельзя этого свойства требовать от знака, появившегося ещё за долго до появления на Руси книгопечатания. Тем немее есть люди, усматривающие в знаке Досифея “псевдоэкслибрис” , ибо, по их мнению, знак заказчика книги, передавшего её затем библиотеке монастыря, есть знак “отчуждения”, а не владения. Само противопоставление понятий “владение” и “отчуждение”, лишено основания, ибо отчуждение не бывает без предшествующих ему владения. В противном случае с переходом книги к другому владельцу книжный знак должен был бы превратиться в “псевдоэкслибрис”. В эту категорию попали бы так называемые мемориальные знаки, то есть наклеенные в память о прежнем владельце книги, а так же экслибрисы, наклеенные перед тем, как владелец дарит её кому-либо. Отметим так же, что уже первые экслибрисы, предшественники современных, оповещая о владельце книги, стремились украсить её. Чем способнее, изобретательнее, оригинальнее был автор экслибриса, тем более богатую графическую “расшифровку” получала личность владельца. Однако нельзя забывать, что на протяжении веков экслибрис – вплоть до середины 19 века был в основном гербовым. Его, так сказать, по совместительству, гравировал мастер геральдической композиции.