Начало Первой мировой войны характеризуется не только быстрым расширением отечественного производства кинокартин (вследствие сокращения импорта), но и появлением открыто шовинистических фильмов с натуралистическими сценами жестокости германских офицеров и солдат. Изнасилования, по словам очевидцев, стали чуть ли не центральным материалом в подобных фильмах17. Рецензируя "классический" фильм на эту тему - "Ужасы Калиша" (он демонстрировался буквально по всей Сибири), некто М. Ланский писал: "Калишские зверства" привели меня в кинемо: Масса любит кинематограф, и надо сказать, что простота воспроизведения и несложность замысла обеспечивают кинемо успех у широкой публики, у массы, падкой на зрелища. Фабула и воспроизведение "Калишских зверств" крайне грубы и элементарны, но впечатление у невзыскательной публики остается... зверства, ужасы, мутящие рассудок"18.
Этой же цели служили патриотические "фильмы-лубки", шовинистические агитки. В Иркутске, Красноярске, Томске, Омске, Барнауле на экранах коммерческих кинематографов мелькали: "Подвиг казака Кузьмы Крючкова" и "Бой в воздухе - подвиг русского авиатора", "Подвиг рядового Василия Рябова" и "Геройский подвиг сестры милосердия Риммы Ивановой", "Слава нам, смерть врагам" и им подобные ленты19. Тема войны широко эксплуатировалась в безвкусных комедиях, фарсах: "Тетушка огерманилась", "Тоже война", "Вова приспособился", "Вова на войне".
Российский кинематограф периода Первой мировой войны, отвечая запросам буржуазной культуры и буржуазного сознания, производил развлекательные фильмы-комедии - ленты типа: "Довольно неприличное положение", "Затруднительная свадьба",
"Нынешний Самсон", "Секреты одной гостиницы", "Я замуж хочу поскорей", "Без рубашки", "Секрет любви", "Отец, сын и она". Эта "рядовая" кинопродукция однообразно и тенденциозно эксплуатировала половой вопрос, низводя отношения мужчины и женщины до заурядной "роковой" страсти. Тот же М. Ланский в отзыве на колоритный по названию фарс - "Омут Парижа" назвал эту кинокомедию "развратом, проиллюстрированным ярко и вульгарно, с пряной приправой"20.
Эротизированная "клубничка" проникла даже в видовые фильмы. Богатый кинематографической информацией журнал "Сине-фоно" поместил на своих страницах письмо педагога, в котором, в частности, сообщалось: "Демонстрировали мы картину "Извержение Везувия". Принимая ее, просмотрели некоторые части. Все в порядке: красочно, эффектно и строго академично. На сеансе неожиданно в полутемном зале, переполненном гимназистками и гимназистами, раздается громкое гоготание. Взглянул на экран: из кратера с последней лавиной взлетает балет из нагих танцовщиц и канканирует самые откровенные па:"21. Бывали такие случаи и в Сибири.
Всевозможные благотворительные, родительские и иные комитеты, организации не раз призывали местную администрацию запретить показ подобных лент. Вот, к примеру, высказывание барнаульского президиума родительских комитетов средних учебных заведений: "Признавая за кинематографами вообще культурное значение, заседание констатировало, что при существующей постановке дела кинематографы не отвечают своему назначению и посещение их не только учащимися, но и взрослыми является вредным, даже инсценировки классических произведений русской и иностранной литературы принимают в кинематографических постановках неприличный характер"22.
Справедливости ради надо отметить, что в отличие от игровых лент, видовые в своем большинстве имели воспитательное, культурно-просветительное значение.
В кинотеатрах городов Сибири демонстрировались и картины, воссоздающие на экране живописные ландшафты нашей Родины и зарубежья: "По Волге", "По Кавказу", "Виды Праги", "Красота побережья Франции", "Виды города Джибути", "Поездка в Занзибар", "Корфу и его окрестности" и др. В некоторых фильмах отражены трудовые процессы: "Завод рыбных консервов в Астрахани", "Рыбные промыслы в Норвегии", "Охота на тюленей", попадались и научно-популярные ленты: "Пчелы", "Собирание меда", "Природа Булонского леса", "Изделия из бамбука", "Фабрикация спичек", "Гусеницы"23. Физическую культуру пропагандировали фильмы: "Молодое поколение Голландии", "Коньки в Норвегии", "Медвежья охота", "Автомобильные гонки в Одессе", "Переход через Кавказский хребет", "Изучение человеческого тела". Здесь кинематограф выступал как прогрессивное явление, ибо действительные духовные ценности всегда несут в себе элементы общечеловеческого содержания.
Бум кинопредпринимательства по инерции продолжился и с началом войны, так как кинематографический труд казался настолько простым и выгодным, что в него устремилось множество самых разных людей. Но большинство из них ждало разочарование. Так, в 1915 г. в строительное отделение Томского губернского управления поступило несколько проектов на строительство театров-кинематографов. Крестьянин В.Ф. Борисов из г. Тайги хотел построить на своей усадьбе по Алексеевской и Гондатьевской улице кинотеатр "Заря". С аналогичным проектом по строительству каменного здания театра-кинематографа в Центральной части Новониколаевска обратился и крестьянин В.И. Ежев. Однако из-за материальных трудностей, связанных с войной, оба эти проекта не были реализованы24.
А вот еще один интересный документ 1915 г. - прошение крестьянина с. Щеглово Н. Герасимова губернатору "Ввиду того, что я, ратник 2-го разряда призыва 1904 г., могу быть призван на действительную военную службу по мобилизации, и имею семейство из жены и 5 дочерей, самой старшей 8 лет - так что рабочих рук нет, ввиду этого желаю обеспечить свое семейство в будущем, прошу Вашего Превосходительства разрешить поставить кинематограф в селе Щеглово. Театр небогатого содержания. При сем предоставляю проект о постановке здания под кинематограф"25.
Буржуазная печать пропагандировала как "просветительные", так и хроникально-документальные сюжеты. Ими, как правило, заканчивался киносеанс. Эта часть кинопродукции была далеко не безобидна. Хроника внесла заметный вклад в развертывание шовинистической кампании, начавшейся в первые месяцы мировой империалистической войны. Со второй половины 1914 г. французские фирмы "Пате", "Гомон", "Эклер", русские - А. Ханжонкова, А. Дранкова начинают выпускать документальные короткометражки, изображавшие царя, русскую армию, союзников, германского кайзера и его войска. Появились и сюжеты из фронтовой жизни. Монопольное право на производство военных съемок в действующей армии получил благотворительный Скобелевский комитет, руководимый сестрой генерал-адъютанта М.Д. Скобелева княгиней Н.Д. Белосельской-Белозерской26. Хроникально-документальные ленты трактовали захватническую войну как войну справедливую, ведущуюся во имя защиты народов (Сербии, Черногории) от германского империализма.
В Сибири широко шли хроникальные фильмы: "Под русским знаменем", "Священная война", "Трофеи наших войск", "Отступление австрийцев", "Похороны военного летчика Нестерова в Киеве", "Бой в воздухе", "Западный театр войны у союзников", "Песнь победы великой французской армии", "Вступление кавказских войск в Турцию", "Страница черной книги германских зверств", "Пребывание государя императора в действующей армии"27.
После поражения русской армии на фронте летом 1915 г. либеральная "Сибирская жизнь" достаточно откровенно отмечала: "Настроение в массе нервное, у многих - подавленное. Нужна бодрость, уверенность в будущем, спокойное отношение к переживаемому. Сейчас... поднят вопрос о создании "психологии тыла"28. И местные иллюзионы усердно создавали угодную правительству "психологию". Во время Великого поста, когда "увеселительные заведения" временно закрывались, по городам Сибири проводились недели "патриотического" кино. Так, в Иркутске в середине марта 1916 г. в кинематографе "Большой" шла хроникальная лента "Государь император и наследник в Одессе", в те же дни в Тобольске демонстрировались "Патриотический журнал" и "Пребывание генерала Жоффра на фронте". Аналогичные сообщения можно встретить в омских и новониколаевских газетах29.
В многомиллионной сибирской деревне стационарных иллюзионов почти не было, впрочем, как и во многих губерниях Европейской России. Частные кинематографы вне городов были, как правило, передвижными.
В 1914 - начале 1917 г. в сибирской прессе постоянно отмечался коммерческий, морально растлевающий дух многочисленных кинематографов и ставился вопрос о строительстве "народных" кинемо со специальным подбором научных, географических, этнографических и "высокохудожественных" лент. Но рост цен в период Первой мировой войны довел перед Февральской буржуазно-демократической революцией стоимость одного кинематографического аппарата распространенной в то время в России модели "Кок" французской фирмы братьев Пате (без лент) в Сибири до серьезной суммы в 2 тыс. руб.
Несколько общественных кинематографов содержалось в сельской местности Сибири наиболее крупными кооперативами или их объединениями, делавшими отчисления на неторговую (культурно-просветительную) деятельность среди своих членов. Но перед революционными событиями 1917 г. система внешкольного образования (просветительной деятельности среди трудящихся) в Сибири не смогла осуществить либерально-буржуазные и умеренно-социалистические идеи о "народном", "общедоступном" и "высокохудожественном" кинемо из-за отсутствия на то необходимых денежных средств.