Смекни!
smekni.com

Постмодернизм и исторические мифы в современной России (стр. 3 из 3)

Одновременно в национальных регионах создаются свои мифы, нередко также отличающиеся ксенофобией и, прежде всего, антирусскими настроениями. Они апеллируют к "Золотому Веку", когда данный народ имел свою государственность или, по крайней мере, славился своими культурными достижениями. В них делаются попытки объяснить причины упадка или затухания прошлой "великой культуры", в чем, как правило, обвиняют каких-либо захватчиков, чаще всего русских. Традиционная для советской науки "теория наименьшего зла" безусловно отбрасывается: татары вменяют русским в вину разрушение Казанского, Крымского и Сибирского ханств, народы Северного Кавказа - опустошения, к которым привела Кавказская война; один кумыкский автор [1] сетует по поводу того, что русские якобы вероломно покорили и русифицировали половцев (куманов); ему вторит марийский археолог [6], упрекающий славян в том, что они будто бы беспощадно погубили некий блестящий финно-угорский "суперэтнос" эпохи бронзового века.

Таким образом, Россия вступила в век постмодернизма, и было бы наивным ожидать в обозримом будущем установления какого-либо баланса сил между центром и регионами, не говоря уже о гармонии их интересов. Хотя определенные конституционные гарантии и приняты, многое будет зависеть от их практической реализации. А тем временем, те этно- и регионоцентрические исторические версии, которые рассматривались выше, входят в школьные учебники. И именно на их основе идет формирование представлений у нового поколения российских граждан об историческом развитии народов и регионов и их взаимоотношениях с Центром. Этим и задаются идеологические векторы будущей политической жизни и политической борьбы в России.

Список литературы

[1] Аджи М. Полынь половецкого поля. М., 1994.

[2] Алиев И.Г. Изучение проблем древней истории, филологии и археологии в Азербайджане в 1977-1987 годы // Вестник древней истории. 1988. N 1.

[3] Баков А., Дубичев В. Цивилизации Средиземья: Новейший учебник истории. Екатеринбург, 1995.

[4] Винокурова У.А. Сказ о народе Саха. Якутск, 1994.

[5] Исхаков Д. "Промывка татарских мозгов" // Идель. 1996. N 11-12.

[6] Патрушев В.С. Финно-угры в России. Йошкар-Ола, 1992.

[7] Плиев Р. Впервые "Олимп" и "Кентавр" прозвучали на Кавказе // Сердало. 1995. 12 сентября

[8] Шнирельман В.А. Националистический миф: основные характеристики // Славяноведение. 1995. N 6.

[9] Шнирельман В.А. Борьба за аланское наследство (этнополитическая подоплека современных этногенетических мифов) // Восток. 1996. N 5; Ankersmit F.R. Reply to professor Zagorin // History and theory. 1990. Vol.29. N 3.

[10] Ankersmit F.R. Reply to professor Zagorin // History and theory. 1990. Vol.29. N 3.

[11] Heller A., Feher F. The postmodern political condition. Oxford, 1988.

[12] Rosenau P.M. Post-modernism and the social sciences. Princeton, 1992.

[13] Scott J.W. History in crisis? The others' side of the story // American Historical Review. 1989. Vol.94. N 3.

[14] Shavit Y. The New Hebrew Nation. A study in Israel heresy and fantasy. London, 1987.

[15] Shnirelman V.A. Who gets the past? Competition for ancestors among non-Russian intellectuals in Russia. Washington D.C., Baltomore & London, 1996.

[16] Shnirelman V.A., Komarova G.A. Majority as a minority: the Russian ethno-nationalism and its ideology in the 1970s-1990s // Rethinkong nationalism and ethnicity: the struggle for meaning and order in Europe. Oxford, 1997.

[17] Walker R.B.J. One world, many worlds. Boulder, Colo., 1988.

[18] Zagorin P. Historiography and postmodernism: reconsiderations // History and theory. 1990. Vol.29. N 3.