Если взглянуть теперь на процесс формирования личности с точки зрения механизмов самоорганизации психики, то можно утверждать, что "образ себя" и манипулирование с ним есть способ семиотического опосредования жизнедеятельности, на основе которого и формируется особая реальность, реальность "я". События этой реальности переживаются человеком как его собственная жизнь, имеющая прошлое, настоящее и будущее, жизнь, обусловленная его индивидуальными, личными желаниями и устремлениями, его характером, конституцией и способностями.
В структуре личности разум берет на себя новую функцию – он интегрирует, согласует, связывает различные, несовпадающие характеристики "я". Действительно, по мере развития человека его психика вынуждена согласовывать новые характеристики "образа себя" со старыми; аналогично, подобное согласование необходимо и в тех случаях, когда человек попадает в принципиально новые ситуации (ведет себя в них неожиданно для самого себя) или сталкивается с новыми людьми, отождествляя себя с ними и т.п. При этом новое состояние личности должно как бы проистекать из старого; не может быть двух независимых "образов себя" (это ведет или к параличу жизни, или к психической патологии – шизофрении, раздвоению личности). Разум (сознание) как ясная, истинная инстанция личности (скрытый ангел-хранитель нашей души) берет на себя функцию в реальности "я" осуществлять все подобные синтезы, сливать новое со старым, быть причиной изменения (развития) "я". Он постоянно фиксирует несоответствие "я" самому себе (его рассогласование внутри себя), осмысляет его с точки зрения иной инстанции "я" (по сути божественной, но в данном случае рассматриваемой как разумная). Но ведь это и есть рефлексия, как ее понимал Локк. Она выполняет две функции: а) получает знания о внутренних деятельностях души и б) осмысляет, сознает эти деятельности (момент, связанный с разумом). Этим функциям как раз и соответствует понимание Локком рефлексии как "отражения", "отклонения" (т.е. перенос осознаваемых внутренних деятельностей души в иную сферу – разумную, божественную); да и роль рефлексии у него любопытна – обеспечивать веру, познание, воспоминание.
Итак, в философии Нового времени понятие рефлексии было призвано объяснить целостность и развитие человека как личности. С одной стороны, личность постоянно приобретает новые знания, представления, понятия, способности, с другой – все эти новообразования прочно закованы в круг "я", принадлежат универсуму личности и, следовательно, должны проистекать из уже существующего в "я", т.е. из старого. Разрешение этого противоречия, как и в античной философии, происходит в рамках рефлексивного мышления (но в данном случае уже вводится осознанное понятие рефлексии). Универсуму личности приписывается особая способность – рефлексия, сочетающая в себе одновременно искусственный план (отображение деятельности души, познание ее) и естественный (сама рефлексия есть часть души, механизм ее изменения). Безусловно, личность изменяется не только и не столько сама по себе, сколько под влиянием внешней среды (взаимоотношений, деятельности, попыток разрешить различные проблемы) и поэтому отнюдь не является универсумом. Однако в плане реальности "я" личность есть именно универсум, и пока подобная точка зрения работает, будет работать и понятие рефлексии.
Список литературы
Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения. – Т. 1. – М., 1960.
Аристотель. Метафизика. – М.; Л., 1934.
Марсилио Фичино. Комментарий на "Пир" Платона // История эстетики. – Т. 1. – М., 1962.