Смекни!
smekni.com

Из истории газеты «Правда» (стр. 1 из 2)

«Правда» — орган Центрального комитета Всесоюзной Коммунистической партии большевиков. Выходит ежедневно более чем полуторамиллионным тиражом (1 700 000 экз. в 1935), объединяет вокруг себя огромную армию рабкоров и селькоров, отражает на своих страницах опыт борьбы мирового пролетариата, практику строительства социализма, ведет борьбу за чистоту теории Маркса — Ленина — Сталина.

«Правда» начала выходить впервые в Петербурге в мае 1912; изд. ее было решено на Пражской конференции большевиков (1912), что встретило живой отклик в рабочей массе. Начался приток денежных средств от рабочих, особенно усилившийся после ленских событий. Идейный вдохновитель и руководитель газеты Ленин считал создание «П.» «выдающимся доказательством сознательности, энергии и сплоченности русских рабочих». Работой «П.» Ленин руководил из-за границы. Тов. Сталин был организатором и руководителем «П.» в годы 1912—1914 и в 1917, когда «П.» играла особо выдающуюся роль в подготовке вооруженного восстания.

В дооктябрьский период «П.» подвергалась постоянным репрессиям, штрафам, взысканиям, запрещениям со стороны правительства. Впервые «П.» была закрыта 5 (18) июля 1913 и вышла вновь под названием «Рабочая Правда» 13 (26) июля. 1 (14) августа была закрыта, но в тот же день вышла под новым названием — «Северная Правда», которая 7 (20) сентября была также запрещена. Вместо нее четыре дня спустя вышла «Правда труда», закрытая 9 (22) октября; ее сменила «За правду», закрытая 5 (18) декабря. Затем выходила «Пролетарская Правда», закрытая 21 января (3 февраля) 1914. На следующий день ее сменил «Путь Правды», закрытый 21 мая (3 июня). В тот же день вышел «Рабочий», который был превращен в еженедельник, а ежедневная газета стала выходить с 23 мая (5 июня) под названием «Трудовая Правда». Последняя была закрыта перед империалистической войной — 8 (21) июля 1914. Во время войны выходила «Окопная Правда». В период керенщины, с 5 (18) марта 1917, «П.» выходила как официальный орган ЦК большевиков, подвергалась преследованиям и вынуждена была вновь менять названия, как и в царские времена. После разгрома типографии и редакции «П.» юнкерами 5 (18) июля на другой день вышел «Листок Правды». Его сменили «Рабочий и солдат», затем «Пролетарий», «Рабочий» и наконец «Рабочий путь», выходивший с 3 (16) сентября по 26 октября (8 ноября), когда после победы пролетарской революции центральный орган партии большевиков стал снова выходить под первоначальным названием — «Правда» — и с марта 1918 издаваться в Москве.

«П.» занимает выдающееся место в истории большевистской печати, в истории пролетарской революции и борьбы партии. «П.» — мощное оружие воспитания и организации рабочего класса. «П.» — последовательно, непреклонно, непримиримо разоблачала агентуру буржуазии в рабочем классе. С первых дней своего существования «П.» выступила против меньшевиков-ликвидаторов, против Троцкого и «августовского блока», всесторонне разоблачая их тактику. Неразрывна связь «П.» с рабочими. Первые рабкоры «П.» составили целое поколение «правдистов» — боевых, самоотверженных рабочих-большевиков. «П.» под руководством Ленина и Сталина вела непримиримую борьбу против империалистической войны. В период от Февраля к Октябрю «П.» сыграла громадную роль в деле завоевания огромного большинства рабочего класса и трудящихся масс на сторону большевистской тактики, в подготовке победоносного восстания за диктатуру пролетариата, разоблачая правые и «левые» течения в вопросе о захвате власти, выступая против капитулянтства Каменева и Зиновьева. И позднее — на всем протяжении нашей революции — «П.», выражая генеральную линию партии, последовательно и непримиримо разоблачала враждебные пролетариату течения и фракции, пытавшиеся свернуть партию с ленинского пути: «левых коммунистов», «демократический централизм», анархо-синдикалистскую «рабочую оппозицию», меньшевистскую «Рабочую Правду», троцкизм, превратившийся в передовой отряд международной контрреволюционной буржуазии, троцкистско-зиновьевско-каменевский «оппозиционный блок», последыши которого выродились в белогвардейцев-фашистов, правый уклон, право-левацкий блок. Велика заслуга «П.» в борьбе на два фронта в области философии, литературы, искусства — против механицизма, меньшевиствующего идеализма, против формализма и прочих антиленинских течений. Ленинская непримиримость ко всякого рода проявлениям и отрыжкам троцкизма и правого оппортунизма характерна для «П.». Последовательно борется «П.» с шовинизмом и нацдемовщиной, проводит принципы подлинного интернационализма. Велика роль «П.» в проведении общей линии партии и правительства за индустриализацию страны, за реконструкцию сельского хозяйства, за рентабельность социалистических предприятий, за сталинский устав колхозной жизни. Беря живые конкретные примеры из жизни, «П.» показывает на них значение поставленных партией задач. «Правда» отстаивает и подчеркивает мирную политику первого рабочего государства. Вопросы семьи и воспитания детей, подлинного равноправия женщин ставятся и освещаются «Правдой» как существенные вопросы построения социализма. Наука, техника, новые изобретения — все это находит свое отражение. В отделе партийного строительства «П.» дает подлинные образцы чуткого самокритического отношения к работе, труду, воспитывает коммунистов, содействует очищению рядов партии от чуждых элементов. Характерной особенностью работы «П.» является ее строгая последовательность — любой поднятый «Правдой» вопрос доводится до конца. Ведя борьбу на высоко принципиальных позициях, «П.» повышает идейно-политический уровень своей многомиллионной аудитории, сплачивая массы вокруг партии и ее руководства. Не только советской печати, но и всей коммунистической прессе за границей «П.» дает образец умелой, популярной большевистской агитации и пропаганды, показывая на конкретных примерах из различных отраслей жизни, строительства, как надо бороться за дело рабочего класса, за победу социализма. Руководящий орган ЦК партии, «Правда» является одновременно и ударной бригадой международной коммунистической печати.

«Правда» в борьбе за линию партии в области литературно-творческой

«Правда» — один из основных рычагов проведения политической линии большевизма в области художественного творчества. Организатором и руководителем литературно-творческой работы «П.» выступила еще до Октября. Стихи, рассказы, очерки, критические статьи печатались в «П.» систематически, составляя органическую часть содержания газеты. Литературный отдел «П.» был средством пропаганды идей борьбы среди широких трудящихся масс. «П.» воспитывала писательские кадры, обосновывала классовые принципы пролетарского литературного движения. Произведения, печатавшиеся в «П.», имели исключительную популярность. Подводя итог своему двухлетнему опыту, «П.» в 1914 констатировала: «В современных общих условиях нашей жизни неминуемо гибнут десятки и сотни рабочих талантов, наиболее ярких представителей своего великого класса... Два года существования первой ежедневной рабочей газеты в России имели неисчислимые благие последствия для нашего рабочего движения. И совсем не последнюю роль в этой области сыграло то, что рабочая газета сделала возможной подготовку первого кадра рабочих писателей... Рабочая печать создает рабочих писателей, и обратно — рабочие писатели и укрепляют и развивают рабочую печать». «П.» чутко улавливала и оформляла организационно назревшие в среде пролетариата литературные стремления.

В дооктябрьской «П.» было напечатано свыше 700 стихотворений и около 100 произведений повествовательного жанра. Тематика этих произведений чрезвычайно разнообразна. На первых порах в правдистских стихотворениях преобладал образ «кузнеца» — «символ творчества, созидания новых форм». Печатались стихотворения на тему: «Путиловский завод», «Каталь», «Формовщик», «Ткачи», «Колыбельная песня наборщика», «Жизнь шахтера», «Пекарь», «Дворник» и др. Рабочие поэты откликались на крупные текущие события жизни — на смерть Августа Бебеля, стачку, первое мая и т. д. «Злоба дня» порою (напр. в дни избирательной кампании в Думу, в период острой борьбы с ликвидаторами) вытесняла рабочую лирику, выдвигая на первый план политическую сатиру, басню, «маленький фельетон». В общем, — заключает «П.», — «любовь и труд, гнет и борьба, женская доля, дети пролетария, предательство и подвиг солидарности, — все, чем живы заводы и мастерские, все уловили рабочие поэты и отчеканили в своих стихах». Беллетристический материал «П.», как и ее политические статьи, информация — яркий призыв к борьбе за освобождение трудящихся.

«П.» подчеркивала, что «громадное большинство авторов печатавшихся стихотворений и рассказов — пролетарии, уделяющие краткие минуты своего досуга беллетристике». Участвовали в «П.» пролетарские писатели, уже завоевавшие передовые места в литературе, — М. Горький, Д. Бедный, А. Серафимович, видные писатели рабочей прессы — А. Алексеев, А. Богданов, начинающие в то время писатели — Самобытник, Гастев, Бердников, Филипченко, Поморский, Логинов и мн. др.

Политическая сатира Д. Бедного дополнялась сатирическими произведениями Сергеева, Савицкого, Тита Подкузьмихина, Нила Артельного и др. В отделе художественной прозы, помимо переводных произведений (П. Ампа, Фалькенбергета, Ланда, Цефраса), печатались повести и рассказы Уральского, Толазова, Богданова, Правдина, Буханцева и мн. др. Часть произведений этих писателей «П.» была положена в основу «Первого сборника пролетарских писателей».

В «П.» помещались статьи и заметки по вопросам литературной политики, литературоведения и искусствознания. И в этой области «П.» проводила четкую боевую линию, разоблачая тенденции ухода некоторых писателей от действительности, от борьбы в сферы эстетич. созерцания. «П.» указывала на то, что в результате подъема рабочего движения намечен сдвиг и в литературе. «В литературу, — сигнализирует «П.» в 1913, — входят сыны рабочей и крестьянской демократии и только им суждено сказать то слово, которого никак не может сказать наша современная литература». Буржуазная идея о «чистом искусстве» последовательно опровергалась «П.» и утверждалась общественноактивная партийная направленность искусства. В ряде критических статей была дана оценка произведений первых рабочих писателей. Первые «литературные ласточки» нередко грешили против художественности, но в этих начинаниях «П.» видела зародыши пролетарской литературы, развернувшейся широко и полно после Октября.