В. Асмус
В психологии термин «Ассоциация» означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов.
В руководствах по психологии глава об А. обычно содержит описание общего механизма таких соединений — в отличие отдела об апперцепции (см.), изучающего специфическое преобразующее воздействие, которому новые элементы, вступающие в поле сознания, подвергаются со стороны уже сложившихся ранее психических образований. — Понятие А. приобрело первостепенное значение в психологии английских эмпириков, как материалистического (Гертли, Пристли) так и идеалистического (Давид Юм) толков. У Гертли [1704–1757] и у Юма [1711–1776] термин «А. идей» равносилен термину «А. представлений».
В учении об А. представители английской ассоциационной школы исходили из допущения, будто представления могут возобновляться в сознании с теми же признаками, что и в первый раз. В связи с этим учение об А. должно было объяснить механизм воспроизведения представлений, напр. в памяти или в воображении. Из многообразных видов сочетания психических элементов ассоциационная школа изучала преимущественно различные формы воспроизведения, в которых ассоциированные представления следуют друг за другом во времени.
Опираясь на данную Аристотелем логическую схему для актов припоминания, психологи пытались наметить классификацию различных видов А. Обычно различают, с одной стороны, А. по сходству и контрасту, с другой — А. по одновременности и последовательности. Два последних вида часто объединяют в понятии А. по смежности. В дальнейшем развитии описательной психологии был сделан ряд попыток — свести все виды А. к одному основному типу, обычно — к А. по смежности.
С успехами экспериментальной психологии пало значение ассоциационной теории: было доказано, что вся теория А. вращается в ложном кругу, ибо представления, которые рассматривались этой теорией как неделимые элементы, сами оказались продуктом А. сложных психических образований. Кроме того было доказано, что процессы воспроизведения, — а они составляли главный объект ассоциационной теории, — никогда не могут быть тождественным повторением прежних впечатлений. — Теория А. проникла и в эстетику. Фехнер [1801–1887] ввел понятие А. в изучение эстетического восприятия.
Анализируя условия эстетического удовольствия, Фехнер устанавливает шесть эстетических принципов или законов, в числе которых видное место занимает принцип А., или материальный принцип, определяющий содержание эстетического удовольствия. Наряду с «принципом А.» Фехнер ввел в теорию восприятия различие прямых и ассоциативных факторов эстетического впечатления. По Фехнеру, эстетическое впечатление складывается, во-первых, из впечатлений, обусловленных свойствами самого воспринимаемого предмета, и, во-вторых, из представлений, которые не имеют прямого отношения к воспринимаемому объекту и присоединяются к нему на основе всего предыдущего опыта личности. Громадная роль ассоциативного фактора состоит, по Фехнеру, в том, что благодаря ему предмет не просто воспринимается или усваивается нами, но присоединяется ко всему содержанию нашей жизни, вступает в связь с этим содержанием и наделяется тем значением и тем смыслом, которых, сам по себе, без ассоциативной связи с нашим опытом, иметь не может. — Учение Фехнера об ассоциативных факторах эстетического впечатления разделяет общие недостатки всех ассоциационных теорий психологии.
Во-первых, оно не в силах установить специфические признаки, которыми эстетический ассоциативный фактор отличается от прочих видов А. Осмысливание воспринимаемых объектов, наделение их жизнью и выражением при помощи ассоциативных связей с прошлым опытом личности имеет место не только в актах эстетического восприятия, но характерно для всех без исключения процессов восприятия: эстетических и вне-эстетических. Поэтому один анализ А., сопровождающих восприятие эстетического объекта, не может привести к пониманию конститутивных признаков эстетического впечатления. Во-вторых, даже отказавшись от надежды выяснить при помощи понятия об ассоциативном факторе спецификум эстетического восприятия и ограничив задачу изучением роли ассоциативных связей в общих психологических условиях восприятия, приходится признать, что ассоциационное учение, как всякая вообще механистическая теория, бессильно объяснить реальную диалектику конкретной психической действительности. Сочетание представлений не может быть принципом объяснения душевной жизни. В основе ассоциационной теории лежит неверное положение, будто сложные психические комплексы могут быть сведены без остатка и непосредственно к неделимым простейшим единицам (представлениям), из которых они возникли. Физиологическую сторону процессов соединения представлений изучает объективная психология в экспериментальном учении об условных рефлексах.