Смекни!
smekni.com

Хозяин Москвы. Рассказ о Свято-Данилове монастыре (стр. 1 из 2)

Ананичев А. С.

Возле реки-Москвы, на юге столицы, золотыми луковками куполов сверкают на солнце храмы Свято-Данилова монастыря. Глядя на белоснежные монастырские соборы и крепостные стены с башнями, увенчанные остроконечными железными шапками, скажешь ли, что эта обитель самая древняя в Москве? А ведь так оно и есть.

За воротами мужского монастыря время замирает. Все глуше перезваниваются трамваи и шелестят шинами вечно спешащие автомобили. Суетливая московская жизнь разбивается о крепкие, не такие уж высокие, с узкими бойницами монастырские стены. Как бы ни менялся мир вокруг — в старинных намоленных храмах по-прежнему мерцают неугасимые лампады пред ликами святых угодников Божьих, потрескивают свечи, вздрагивая золотистыми огненными лепестками, возносятся усердные монашеские молитвы о Богохранимой стране нашей Российской, властях и воинстве ее, о всякой душе христианской, в "милости и помощи Божьей нуждающейся".

В далеком 1282 году основал знаменитый монастырь святой и благоверный князь Даниил Московский, младший сын непобедимого Александра Невского. К югу от Кремля, там, где небольшая речушка Хлуденец встречалась с полноводной рекой Москвой, первый Московский князь заложил первую в Москве святую обитель. Неподалеку от монастырских стен стелилась на юг, в постылую Золотую орду проторенная дорога. Монастырь, вставший на южном рубеже Москвы, молитвою оберегал Русь от набегов кочевников.

Перво-наперво мастеровитые плотники на берегу Москвы-реки быстро и ладно сложили храм во имя святого Даниила Столпника (1) — небесного покровителя Даниила Московского. Вокруг храма одна за другой, точно грибы из-под золотистой нападавшей листвы, выросли монашеские кельи, где поселились трудолюбивые иноки.

Монастырь расширялся, слава о нем умножилась. Богомольцы из отдаленных русских земель спешили в святую обитель воздать хвалу Царице Небесной, помолиться за страдающее Отечество и возблагодарить Творца за то, что правит ими боголюбивый и мудрый князь.

Святой собиратель земли Русской — князь Даниил часто приезжал в обитель для молитвы и духовных бесед с седовласыми старцами да и просто отдохнуть от мирской суеты. И вот когда в самом начале марта 1302 года князь захворал, почувствовав приближение конца, в своем монастыре принял он монашескую схиму.

Завещал себя князь похоронить не в храме, а на обычном монастырском кладбище, среди могил простых иноков. Княжеское сердце и на смертном одре дышало кротостью и смирением.

Вслед за преставившемся ко Господу князем, начал править Московскими землями сын Даниила Иван Калита. В его правление разрослась Москва, укреплялась трудолюбивая Русь. А вот Данилов монастырь незаметно оскудел и зарос травой. Иноков в 1330 году по княжескому повелению перевели в Кремль, в новый монастырь — Спасо-Преображенский на Бору.

Вскоре о Даниловом монастыре напоминало лишь небольшое село Даниловское да приходской храм в честь преподобного Даниила Столпника. На разросшемся, теперь уже сельском кладбище, затерялась неприметная могила князя Даниила. Но Богу было угодно, чтобы память о святом князе сохранялась в веках.

А началось все с того, что на скромной княжеской могиле стали совершаться чудеса! И после того, как исцелился от страшной болезни купеческий сын, царь Иван Грозный повелел возродить на юге Москвы древнюю обитель.

При втором царе из династии Романовых, Алексее Михайловиче, Московский князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лики святых. 30 августа 1652 года нетленные мощи князя-миротворца по повелению царя и патриарха Никона торжественно при стечении огромного числа богомольцев положили для поклонения в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов...

Что ж, дорогой читатель, трижды перекрестив чело крестным знамением, войдем в белоснежный храм.

Собор, принявший под свои своды благодатные мощи князя Даниила, освятили 18 мая 1561 года. Царь Иван Васильевич с царевичами и митрополитом Московским и всея Руси Макарием принимали участие в священном обряде. Прежде во всей Православной Церкви не возводились храмы с таким посвящением. Главный собор Свято-Данилова монастыря дважды перестраивался. Тот двухэтажный храм, который сохранился до наших дней, сложили русские умельцы в 1729 году.

Нижний придел храма назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник, отмечаемый 14 октября, свято почитается в России, напоминая православным о чудесных событиях Х века. Однажды в переполненном Влахернском храме Константинополя святой Андрей, Христа ради юродивый, вместе с учеником Епифанием увидел в четвертом часу ночи озаренную чудесным сиянием Царицу Небесную. Над головами верующих Пресвятая Богородица распростерла лучезарное покрывало, оберегая христиан от врагов видимых и невидимых.

Праздник Покрова даже Греческой Церковью не отмечается с такой радостью и торжеством, как Церковью Русской. Не случайно, святой благоверный князь Андрей Боголюбский еще в 12 веке в честь Покрова Богородицы построил на берегу неторопливой Нерли удивительный храм, словно отразивший в себе трепетную душу Руси.

В левом углу Покровского храма — деревянная усыпальница. Под сенью ее мерцают огненные цветы неугасимых лампад. Здесь покоятся мощи Даниловского чудотворца — преподобноисповедника Георгия. О судьбе его необходимо рассказать.

***

Родился Герасим Дмитриевич Лавров в крестьянской благочестивой семье в 1868 году. В юности загорелся он желанием стать монахом. И в тридцать один год в знаменитой Оптиной пустыне послушника Герасима постригли в монашество с именем Георгий. Через пятнадцать лет иеромонаха Георгия возвели в настоятели Мещовского Георгиевского монастыря. А в начале кровавой русской смуты большевики арестовали инока и приговорили к расстрелу. Однако расстрел, не без Божьей помощи, сменился пятью годами тюрьмы.

Мужеством и терпением вдохновлял несчастных узников инок Георгий в Бутырской и Таганской тюрьмах. Многие заключенные пожелали стать его духовными чадами.

Выйдя в 1922 году из тюрьмы, страдалец Георгий пришел в Данилов монастырь, обретя нетленную славу среди москвичей за глубокое смирение, прозорливость и необыкновенный дар любви.

Вскоре — новый арест, ссылка в жаркий Казахстан. В 1932 году после тяжкой болезни старец мирно преставился Богу. Но за страдания, праведную жизнь и чудотворения архимандрита Георгия причислили в 2000 году к лику святых. Память его совершается 21 июня (4 июля) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

***

Усыпальница святого князя Даниила находится на втором этаже храма Святых отцов семи Вселенских Соборов. В годы жестоких гонений на Православную Церковь нетленные мощи основателя монастыря, родоначальника всех Московских князей, потерялись. Но в 1986 году великая радость посетила восстанавливающуюся обитель — из далекой Америки переданы монастырю частицы мощей благоверного князя… Вернулся, вернулся в монастырь святой основатель, отважный и мудрый хозяин Москвы — князь Даниил!

С благоговением подойдем к нетленным святыням славного основателя Московского государства, помолимся о спасении душ наших и Отечества Российского.

Как же получилось, что Москва при князе Данииле из ничтожного малого удела вдруг превратилась в сильное и богатое княжество? Неужели князь Даниил расширил пределы московские хитростью и частыми войнами? Нет. Хотя считался Даниил отважным воином, крепко держался в седле, обнажал свой меч он не часто.

Когда рязанский князь Константин привел к Москве орды кочевников, Даниил, хотя и разбил наголову войско Константина, оказал милость побежденному. Плененный Константин жил в Москве в княжеском тереме, словно долгожданный гость. Ему присылалось угощение с княжеского стола и воздавались должные почести.

Далеко глядел Даниил. Желая заключить с Рязанью прочный мир, Московский князь уже в те далекие года отстаивал не личные, а общегосударственные интересы. Только единая Русь защитит себя от любого врага. Только сообща с другими русскими княжествами можно смирить степняков.

Победа над рязанским князем открыла бескорыстное чистое сердце святого Даниила Московского. Зауважали Даниила и русские князья. И вот в 1302 году на Руси произошло событие, удивившее многих. Родной племянник Даниила Московского, переяславский князь Иоанн Дмитриевич, умирая бездетным, завещал Переяславское княжество своему любимому дяде Даниилу. К малому Московскому княжеству без всякой борьбы и кровопролития отошло одно из самых богатых и сильных владений.

Народ, видя печать избрания Божия на Московском князе, нарек Даниила "Богоснабдимым". О нем говорили: "За благочестие и бескорыстие посылает Господь рабу Своему все необходимое. Праведное семя его возлюбил Бог, благословил ему царствовать в роды и роды".

Московское княжество, действительно, в одночасье стало обширнее, многолюднее и богаче таких значительных русских владений, как Владимирское или Тверское.

Современники называли святого Даниила Московского гражданином Небесного Отечества. Незлобивый, кроткий и смиренный, мудрый и отважный князь явился основателем Московского княжества и всего государства Российского. Мог ли кто-либо другой стать отцом Русских земель, названных благочестивыми нашими предками Престолом Пресвятой Богородицы? Думаю, что нет. Ибо великая духовная миссия готовилась свыше Москве. И только чистые сердцем, подобно святому князю Даниилу Московскому, видевшие в земных испытаниях Божественное изволение, призываются на высокое служение Богу, своему Отечеству и народу…

Дорожки, вымощенные камнем, ведут гостей монастыря к небольшой часовенке, стоящей напротив главного входа в святую обитель. "Свершившемуся тысячелетию святого Крещения Руси" — начертано на одной стороне часовни по церковно-славянски. С другой же читаем: "Призри Боже на новые люди Твоя и утверди в них веру правую".