А тут еще и "творческая неудача": "первая русская художественная фильма" (слово тогда употреблялось в женском роде) "Драма в таборе подмосковных цыган" (1907) провалилась у публики, хотя и снята была на натуре, что зрители тогда очень любили, в настоящем таборе. Картина шла всего три дня и скоро была забыта. Вот и получилось, что не Ханжонков, а владелец вновь открытого на Невском проспекте в Петербурге "синематографического ателье", он же фотограф при царском дворе, Александр Осипович Дранков (1886–1949) украсил своим росчерком и фирменным знаком первый отечественный "художественный", то есть игровой фильм "Понизовая вольница. (Стенька Разин)". И поскольку в академических историях кино дату его премьеры — 15 октября 1908 года — принято считать днем рождения российского кино, нам следует ненадолго перенестись из Москвы, этой первой кинематографической столицы, в столицу империи, чтобы затем вернуться к увлекательной карьере Александра Ханжонкова.
Списоклитературы
1. См.: Pathe, premier empire du cinema. Edition du Centre Georges Pompidou. Paris, 1994.
2. См.: Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. М.; Л., 1937; Гославская С. Е. Путь актрисы. М., 1966.
3. Наиболее полный и объективный, насыщенный неизвестными ранее данными портрет А. А. Ханжонкова дан в упомянутой книге В. П. Михайлова (С. 104–178).