Смекни!
smekni.com

Над Яузой-рекой. Рассказ о Спас-Андрониковом монастыре (стр. 1 из 2)

Ананичев А. С.

Бежит, а кажется, стоит на месте закованная в камень река Яуза. Обгоняют небыстрое течение машины и трамваи… Над Яузой-рекой перекинут тяжелый мост, по которому в дальние края уходят с Курского вокзала поезда.

Впервые я увидел купола Андроникова монастыря в раннем детстве из окна купе. В то далекое лето с родителями уезжали мы к морю, в солнечный Крым. Детские впечатления особенно памятны. Июльское солнце медленно катилось за крыши столичных многоэтажек. И вдруг на холме, точно из сказки, возник белоснежный каменный город, окруженный высокими крепостными стенами и остроконечными башнями. Над величественными соборами голубело безмятежное, высокое небо…

Три десятилетия минуло с тех пор. Для человека — большой срок. А монастырь три десятка лет, кажется, и не заметил. Жаль вот только, что до сего дня не живет святая обитель монашеской жизнью — в 1960 году в ее стенах открылся музей преподобного Андрея Рублева. Но верится — скоро настанет день, когда в намоленные храмы возвратятся иноки и полетит к небу с крутого яузского холма чистая и непрестанная молитва ко Творцу Небесному. Дай Бог…

Когда и кем была основана святая обитель, прославленная именами величайших русских подвижников? Вслушаемся в голос уцелевших храмов. Они расскажут нам о годах минувших…

В страшную бурю попал корабль святого митрополита Алексия, возвращавшегося в Москву из Константинополя в августе 1356 года. Буря поднялась такая, что, казалось, вода смешалась с небом. Корабль вот-вот должен был захлебнуться в разбушевавшемся Черном море и пойти ко дну. Многие отчаялись и даже перестали молиться, но только не святой митрополит.

— Господи! — обратился святитель Алексий к небесам. — Если мы достигнем берега, обещаю построить храм во имя Твое!

Вскоре буря стихла. 16 (29) августа корабль благополучно пристал к берегу. Православная Церковь отмечает в этот день праздник Спаса Нерукотворного. Знаменательно, что Константинопольский патриарх Каллист благословил митрополита Алексия иконой Нерукотворного Спаса, вручив Московскому святителю образ перед самой дорогой…

Благодарный святитель через четыре года построил в честь Нерукотворного образа на левом берегу Яузы деревянный храм. Вскоре на этом месте образовался монастырь. Первым игуменом в нем стал ученик преподобного Сергия Радонежского — преподобный Андроник.

Место будущего монастыря было святителем выбрано не случайно. Мимо яузского холма пролегла в Золотую Орду проторенная дорога. В золотой дорожной пыли шли на восток по зову кочевников-завоевателей русские князья, бояре и митрополиты. В монастырских храмах перед главной святыней новой обители — чудотворным образом Нерукотворного Спаса (1) — прощались путники с Москвой, не зная наперед, что им готовит опасное путешествие. Зато, по возвращении на родину, первым встречал их в Москве Андроников монастырь!

Первый настоятель монастыря, именем которого и названа обитель — преподобный Андроник — родился в боярской семье города Ростова Великого. С детства отличавшийся кротостью и смирением, избрал он в юности монашеский путь в монастыре преподобного Сергия Радонежского (2).

В новом монастыре игумен Андроник ввел по примеру Троицкой обители общежитийный устав. С принятием общежития появились в монастыре новые хозяйственные постройки и должности, распределенные между иноками: келаря, казначея, трапезника… Иметь собственность или называть что-либо "своим" запрещалось. Трапеза благословлялась общая, а не отдельная по кельям.

Преподобный Сергий не раз навещал ученика в новой обители. Сохранилась до наших дней часовня в километре от Спасо-Андроникова монастыря, построенная в 1890 году на месте прощания двух угодников Божьих.

Преподобный Андроник предвидел день своей кончины — вот почему последние дни жизни провел он в уединении и непрестанной молитве. 13 июня 1404 года отошла ко Господу его святая душа.

Святые настоятели Спасо-Андроникова монастыря Савва (ум. между 1410–1420 гг.) и Александр (ум. 1427) продолжили великое дело своего учителя. При третьем игумене монастыря — преподобном Александре — "муже добродетельном и мудром" — взметнулась к небу чудная церковь из белого камня во имя Нерукотворного образа Спаса.

В 1427 году главный храм Андроникова монастыря расписали два знаменитых инока — Даниил Черный и ученик его Андрей Рублев.

Удивительное совпадение — Андрей Рублев родился в год создания первого деревянного храма в Спасо-Андрониковом монастыре! Нет, наверное, человека в нашей стране, кто не слышал бы имени этого великого иконописца. Вспомним о святой жизни преподобного Андрея, о его славном учителе — Данииле. Вспомним и помолимся…

***

В каком городе появился на свет Андрей Рублев, кто были его родители — нам не известно. Но можно предположить, что принадлежали они знатному роду, ведь фамилии в древние века носили только люди высших сословий.

Ученые предполагают, что Андрей Рублев обучался иконописи в Византии. Многие русские в те времена посещали Святую гору Афон, Святую землю и Константинополь. Ученик преподобного Сергия Афанасий Высоцкий, к примеру, два десятка лет трудился в Константинополе над переводами и переписыванием Богослужебных книг. Может быть, именно в древней столице Римской империи у Андрея проявилось особое, трепетное отношение к цвету и краскам. Его предшественник, первый русский иконописец Алипий, инок Киево-Печерского монастыря, считал краски священными и целебными, лечил красками больных, помазуя их кистью, которой писал иконы. Наши предки были убеждены в целительной силе искусства. Вот почему их творчество такое одухотворенное и возвышенное. Духоносные лики святых на иконах во все века противостояли кровавому царству сытой и самодовольной плоти.

В самом начале XV века имена Андрея Рублева и Даниила Черного многие знали на Руси. В 1405 году инок Андрей Рублев вместе с другими знаменитыми иконописцами — греком Феофаном и старцем Прохором — расписал Благовещенскую церковь Московского Кремля. А спустя еще три года Даниил Черный и Андрей Рублев украсили Успенский собор Божьей Матери во Владимире.

Творениями Андрея Рублева восхищались современники, называя мастера "живописцем необыкновенным". Именно к нему в 1424 году после постройки белокаменного Троицкого собора, где покоились недавно обретенные мощи преподобного Сергия Радонежского, обратился игумен Никон. Летописец пишет, что Андрей Рублев и Даниил Черный не просто были приглашены, а "умолена быша".

Знаменитые иноки охотно взялись за дело во имя прославления преподобного Сергия — вдохновителя победы на Куликовом поле и единения русского народа. К сожалению, в Троицком храме не сохранились фрески Даниила Черного и Андрея Рублева, замененные из-за ветхости в 1635 году. О святых иконописцах молитвенно напоминают в иконостасе храма 42 иконы, написанные их учениками, несомненно, под влиянием самих учителей.

Для Троицкого храма "на похвалу преподобному Сергию" написал Андрей Рублев образ Святой и Живоначальной Троицы. Преподобный Андрей изобразил на знаменитой иконе не сам момент явления Троицы Аврааму (Авраама и его жены — Сары — нет на иконе), но предвечный совет Божественной Троицы, предопределяющий искупительную жертву Христа за грехи человеческие. Два перста Иисуса Христа — центральной фигуры Троицы, изображенной в образе Ангела, — протянуты к искупительной чаше. Господь дает Свое согласие пойти на Крест и пострадать ради спасения людей.

В Троице дивным образом выражена главная идея иноческого служения преподобного Сергия: "Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы" (Ин. 17, 11). Андрей Рублев в красках выразил молитву Радонежского чудотворца о спасении и единении Руси. Радостное чувство надежды с новой силой овладевает душой при внимательном взгляде на великую икону. Печаль, принесенная в мир ненавистью и раздорами, отступает.

Правы те, кто считает Троицу Рублева верным доказательством существования Бога. А, "если Бог с нами — кто против нас?" Недаром святые отцы Стоглавого Собора 1551 года постановили "писать образ Святой Троицы как писал Андрей Рублев и пресловущие греческие живописцы".

Больно осознавать, что Троица, находящаяся ныне справа от Царских врат в Троицком храме, — не оригинальная икона Рублева, а всего лишь замечательная копия. Рублевский чудный образ в 1929 году вывезли из Лавры в Москву, в Третьяковскую галерею, где он до сих пор под стеклом…

Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным потрудились на славу. К сожалению, лишь немногие их творения уцелели до наших дней.

Мало сведений сохранили нам о себе удивительные русские мастера, что говорит об их великом смирении. Ведь не секрет — русские иконописцы или колокололитейщики предпочитали не подписывать свои творения. А если и ставилась подпись, то часто она уничижала самого мастера. Так, на одном из пострадавших колоколов Троице-Сергиевой Лавры только и прочитали скудные, отлитые в бронзу, слова: "А лил мастер многогрешный и грубый смыслом".

К слову сказать, этой добродетелью они заметно отличались от западных мастеров. Знаменитый итальянец эпохи Возрождения Микеланджело, будучи свидетелем в храме святого Петра спора двух прихожан о том, кому принадлежит скульптура Богородицы "Пьетта" (Пресвятая Богородица держит на коленях только что снятое с Креста Тело Господа), ночью крупно высек на хитоне Девы Марии: "Микеланджело Буонаротти сотворил"…

Даже место захоронения преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного мы точно не знаем! По преданию, они были погребены между храмом Спаса Нерукотворного и разрушенной колокольней (3) в Спасо-Андрониковом монастыре.

В 1988 году в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры Андрей Рублев "на основании святости жизни, подвига иконописания, в котором, подобно евангелистам, он свидетельствовал непреложную истину о Боге, в Троице славимом", был причислен к лику святых.