Смекни!
smekni.com

Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен (стр. 1 из 4)

Н.С. Басалова

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и смены геополитической ситуации Птолемеевский Египет стал центром всего эллинистического мира: по легенде, здесь был захоронен Александр, новая столица Египта Александрия стала центром культуры, где работали выдающиеся ученые (Евклид, Архимед, Эратосфен) и поэты (Каллимах, Феокрит, Герод) той эпохи. Развитая экономика Египта и открытость Птолемеевского Египта контактам со всеми эллинистическими монархиями способствовали притягиванию широких слоев социально активного населения бывшей державы Ахеменидов в Александрию. Это приводило к появлению различного типа объединений на территории данного государства. Объединения нередко имели религиозную основу, что превращало религию в эллинистическую эпоху в средство для ассимиляции полиэтнического населения Египта.

Изучением пантеона богов, религиозных представлений населения Птолемеевского Египта, организации храмового хозяйства занимались О.О.Крюгер [1], Б.А.Тураев [2] в отечественной дореволюционной историографии, А.Б.Ранович [3], В.В.Струве [4], К.К.Зельин [5] в советской историографии. За рубежом исследованию данных вопросов посвятили свои труды М.А.Ростовцев [6], Р.Таубеншлаг [7], П.Левек [8], Э.Дж.Бикерман [9]. При детальном исследовании организации религиозных институтов в Египте изучению повседневной жизни египетских храмов в эллинистическую эпоху, внутренней организации религиозных этнических объединений и храмов, посвященных обожествленным царицам из рода Птолемеев, уделялось недостаточно внимания. Исследованию этих вопросов посвящена наша статья.

Осветить данные вопросы позволяет папирологический материал ("Папирусы Мемфисского Серапея"), свидетельства современников (Аристей, Феокрит), античных историков (Геродот, Диодор), тексты, канонизированные в иудаизме (II III книги Маккавеев), а также археологические раскопки некрополей Александрии.

Оплотом всей религиозной жизни в Птолемеевском Египте, как и в предшествующую эпоху, стало египетское храмовое жречество. Оно было не только привилегированным слоем, но и крупным социально – идеологическим институтом. Как и во времена фараонов, каждый храм обслуживало большое количество жрецов. Численность жрецов при храме определялась значимостью того или иного божества в стране, поэтому каждый храм имел свой, необходимый для службы клир. "Розеттский Декрет", написанный в царствование Птолемея V (203-181 гг. до н.э.), перечисляет ряд храмовых должностей: "верховные жрецы, предсказатели, священники" [10].

Упоминание этих должностей в официальном документе свидетельствует о том, что эти люди стояли во главе клира. Не менее важными должностями были пророк, ответственный за проведение ежедневных литургий, священный писец [11], отвечавший за содержание иероглифических надписей и книгохранение храма. Существовало также огромное коНОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Стр. 17 личество храмовых должностей, связанных с подготовкой и проведением религиозных праздников: танцовщицы (сопровождали священные процессии), певицы (пели гимны во время церемоний), "кураторы" священных животных и т.д.

Итак, при храме можно выделить первостепенные должности (занимавшие их осуществляли руководство за жизнью храма) и второстепенные (они обеспечивали практику богослужения).

Во главе храма как самостоятельной экономической единицы в Египте стояли архиереи верховные жрецы, которые распоряжались всем храмовым имуществом и представляли свои храмы на ежегодных cинодах собраниях верховных жрецов, где обсуждались текущие вопросы храмового хозяйства. Как правило, архиереи совмещали жреческую должность с государственной. Так, неизвестный по имени гражданин Александрии, "родственник" [12] царя, был архиереем на о. Филы (OGIS 105) [13]. Другой "родственник" Птолемея и Клеопатры, наварх, высший стратег с неограниченными полномочиями, был архиереем храма на Кипре (OGIS 105) [14].

Подобное совмещение должностей характеризовало и доптолемеевский Египет: командир греческих наемников Псамметиха II (XVI династия, 715 – 332 гг. до н.э.) Потасимто имел жреческий титул "великий боец, владыка триумфа" [15]. Птолемеи не противодействовали этой практике по крайней мере по двум причинам: во-первых, традиционно в Греции жрецы тоже занимались государственными делами, а во-вторых, подобная ситуация импонировала Птолемеям, поскольку позволяла контролировать одновременно общественную и религиозную жизнь египтян при помощи одних и тех же лиц.

За службу храму жрецы получали содержание натурой из храмовой казны, хотя неизвестно, было ли оно ранжированным. Геродот, греческий историк V в. до н.э., говорит о том, что при фараонах "из своих средств им [жрецам] ничего" не приходилось "тратить." Он объясняет это тем, что они получали "[часть] священного хлеба и каждый день" им давали "большое количество бычьего мяса и гусятины, а также виноградного вина" (Hdt.

Hist. II, 37). Папирусы Мемфисского Серапея, датируемые III – II в. до н.э., свидетельствуют, что две плакальщицы в траурных церемониях, Тауэс и Таус, получали ежемесячно содержание размером в 2 метрета [16] растительного масла и 160 артаб [17] олиры (ячменя). Им также полагалось по 4 печеных хлебца в день [18]. Таким образом, способ содержания жрецов на средства храма остался неизменным с доптолемеевского времени.

Малое количество пищи в день являлось также одним из правил жреческого образа жизни. При этом существовали и ограничения в еде: "употреблять в пищу рыбу им не дозволено;…жрецы не терпят даже вида бобов, считая их нечистыми плодами" (Hdt. Hist. II, 37). Но даже при такой "диете" жрецы должны были "упражняться в продолжительном голодании и жажде, и малом количестве пищи в течение всей их жизни", как гласит одна из надписей, относящихся к I в. н.э. [19]. Далее эта же надпись гласит, что день жреца был строго регламентирован: "они омывают себя три раза [20] в день холодной водой: когда встают с постели, перед обедом и перед сном" [21]. Ритуальное омовение было частью ежедневных литургий и являлось прелюдией к вхождению жреца в святилище для снабжения бога ритуальной едой. Насыщенным ритуалами был не только день жреца, но и вся его жизнь: "они проводят некоторое количество дней в подготовке к церемониям, некоторые сорок два, другие больше, третьи меньше, но никогда не меньше семи дней. И в течение этого времени они воздерживаются от всякой животной пищи, всех овощей и желаний, и вдобавок от сексуальных связей с женщинами и (не следует даже говорить) с мужчинами" [22]. Относительно связей с женщинами вообще Геродот говорит, что "египтяне первыми ввели обычай не общаться с женщинами в храмах и не вступать в святилище, не совершив омовения после сношения с женщиной" (Hdt. Hist. II, 64). В этом отношении античный автор подчеркивает, что "кроме египтян и эллинов все другие народы общаются с женщинами в храме и после сношения неомытыми вступают в святилище" (Hdt. Hist. II, 64). Такой обычай свидетельствует, что у греков и египтян было одинаковое отношение к женщине как к нечистому "существу". Отсюда и произошел обычай воздержания жрецов от сексуальных связей с женщинами мирянками не только в храме, но и за его пределами.

Тем не менее, жрецы имели право жениться, но только на женщинах служительницах культа [23].

В дни, свободные от подготовки к священным церемониям и религиозным обрядам (мумификация и погребение священных животных, похороны и т.д.), жрецам позволялось вести жизнь обычного человека: питаться согласно своим пристрастиям и общаться с женщинами.

Но поскольку религиозные праздники и подготовка к ним занимали большую часть года, жрецы, видимо, могли наслаждаться "мирской" жизнью крайне редко.

Таким образом, египетское жречество представляло собой хорошо организованные (в рамках отдельных храмов) религиозные объединения с определенным распорядком дня, отправлением строго регламентированных обязанностей, соблюдением традиционных устоев, сохранившихся с доптолемеевской эпохи.

Культ обожествленных цариц Арсинои II и Береники II был нововведением Птолемеев, и его целью являлась популяризация власти Птолемеев в среде коренного населения Египта.

В отличие от мемфисского и фиванского жречества (Мемфис и Фивы были главными религиозными центрами египтян), состоящего в своем большинстве из мужчин [24], жречество храмов обожествленных цариц из рода Птолемеев составляли женщины греческого и египетского происхождения, вероятно, из обеспеченных семей. Так, при храме обожествленной царицы Арсинои в Александрии служили дочери высокопоставленных чиновников. Среди них была даже дочь стратега Кипра Птолемея – Эйрин [25]. От египетского жречества их отличало, помимо половой принадлежности, и то, что эти женщины редко оставляли себе при служении богу свое собственное имя и пользовались эпонимом, т.е. именем обожествленных цариц: Арсиноя, Филадельфа, Береника. В ряде случаев они брали себе имя отца в женской транскрипции: Аристомаха дочь Аристомахуса, Афенодора дочь Афенодоруса, Нисократ дочь Нисократа, Птолемея дочь Птолемея [26]. Вероятно, это имело целью подчеркнуть значимость какого либо рода, который могли прославить и женщины, с соизволения царской династии. Благородные женщины египтянки присваивали себе имя Исидора, образованное от имени египетской богини Исиды [27].

В храмах обожествленных цариц женщины получили право стоять во главе религиозного культа. Эйрин в храме Арсинои в Александрии стала первой женщиной, получившей должность верховной жрицы храма [28]. В честь этого события ее сын воздвиг Эйрин статую на Кипре [29]. Саму Арсиною Птолемей Филадельф назначил верховной жрицей египетского храма Аписа в Мендесе [30].

Подобная политика Птолемеев привела к тому, что наиболее популярными женскими религиозными объединениями в среде полиэтничного населения Египта стали те, кто обслуживал культ цариц Арсинои II и Береники II в Александрии. Вероятно, это связано с деятельностью этих цариц в политической и культурной жизни страны. Так, Арсиноя II получила титул "братолюбивая" за бракосочетание с ее братом Птолемеем II. Во время замужества она управляла страной, о чем говорит то, что изображение Арсинои чеканили на монетах, ее именем назвали один из номов в Египте и множество поселений. Культ Арсинои II Филадельфы был учрежден после ее смерти в 239 г. до н.э.