Смекни!
smekni.com

Московское государство (стр. 1 из 2)

Митрополит Питирим (Нечаев)

Следующим этапом становления России явилось объединение разрозненных княжеств под властью князей московских. Это объединение началось уже с конца XIII — начала XIV в правление князей Даниила Александровича, сына святого Александра Невского, и Ивана Даниловича Калиты. В объединении Руси под властью Москвы ведущая роль принадлежала Церкви. Важным моментом в укреплении ее авторитета было перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, совершенное святителем Петром, митрополитом Киевским и Всея Руси. Активную объединительную политику проводил святой Митрополит Алексий, в годы малолетства князя Димитрия Донского бывший фактическим правителем Московского государства.

Пройдя нелегкое испытание ордынского ига, придя, наконец, к мысли о необходимости сильного единого управления, Московская Русь заявила о себе как о новом, могущественном государстве. Ордынское иго воспринималось народным сознанием как насилие, кочевой Восток был чужд славянской природе. Поэтому, восприняв от Орды некоторые элементы государственного строительства, русские облекли их в христианские, византийские формы.

Параллельно с процессом освобождения от власти Орды шло пробуждение нового интереса к духовному наследию Византии, опять-таки воспринимаемое через посредство Болгарии и Сербии — так называемое "второе южнославянское влияние", принесшее на Русь значительный объем переводной литературы и стимулировавшее развитие оригинальной письменности.

Хронологически освобождение Руси от ордынского ига почти совпало с падением Византии. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками и государство с тысячелетней историей перестало существовать. Десятью годами раньше, в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе иерархической верхушкой Константинопольской Церкви была подписана уния с католиками. Это был чисто политический акт, попытка найти союзника на Западе и спасти гибнущее под натиском турок государство, среди основной массы греческого народа это деяние не нашло сочувствия, однако в сознании православного мира авторитет Константинополя сильно пошатнулся. В эти же годы (1448 г.) митрополитом московским вопреки воле Константинопольского патриарха был избран святитель Иона.

Сцепление этих событий невольно наталкивало на мысль, что Руси уготована особая миссия — стать преемницей Византии, хранительницей и защитницей чистой и неповрежденной православной веры. Иван III уже сознательно следует этой мысли. Вступив в брак с племянницей последнего византийского императора Софией Палеолог, он основывает династию, по духу и крови восходящую к византийским правителям. Он принимает герб Византии — двуглавого орла, атрибуты власти: саккос, бармы и т.п., в документах именует себя "царем". До этого "царем" на Руси называли сначала византийского императора, потом — ордынского хана. В 1480 г. Иван III окончательно порывает с Ордой. Московская Русь становится независимой.

Однако христианской империей Русь в полной мере ощущает себя только при Иване IV, после покорения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств. С этого времени начинается продвижение России на Восток. В 1558 г. купцы Строгановы получают вотчины в Пермском крае и начинают освоение Сибири. Именно они посылают в Сибирь казачьи отряды во главе с Ермаком. В конце XVI в. возникают первые сибирские города: Тюмень, Тобольск, Верхотурье. Подчинение Москве Новгорода в 1478 г. фактически присоединило к Москве весь русский Север.

Идеология Московского государства в XVI в. нашла выражение в доктрине "Москва — Третий Рим". Создателем ее называют Филофея, старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Свое учение он формулирует следующим образом: "Первый Рим пал от нечестия, второй (Константинополь) — от нашествия агарянского, третий Рим — Москва, а четвертому — не бывать".

Имперский размах Московского государства нашел отражение в различных областях культуры. Для архитектуры этого периода характерна устремленность ввысь: в деревянном и каменном зодчестве распространяются шатровые и столпообразные формы. Наиболее впечатляющим выражением теории "Москва — Третий Рим" стал ансамбль Московского Кремля, для создания которого специально пригласили итальянских зодчих. Обращение к итальянцам было вызвано тем, что за века ордынского ига техника каменного строительства была утрачена и грандиозные по замыслу постройки рушились. Однако русские оказались способными учениками. Так, если московскую одностолпную Грановитую палату строят в 1491 г. итальянские мастера, то несколькими годами позже русские мастера строят точно такую же в Иосифо-Волоцком монастыре. В свою очередь, итальянские зодчие ориентировались на русские образцы. Образцом для той же Грановитой палаты послужила Владычная палата в Новгороде. В этом проявилась еще одна особенность русской культуры, отмеченная в свое время И.Э. Грабарем: способность привлекать иноземные силы и с их помощью создавать самобытные национальные творения.

Весь строй жизни Московского государства пронизан церковностью. Мировоззрение людей этой эпохи отличалось цельностью, во многом чуждой и непонятной современному человеку. Быть православным для человека той эпохи значило не столько иметь рассудочное согласие с раскрытыми Церковью догматами, но главное — быть верным Церкви во всех сферах жизни. Н.С. Трубецкой называл это свойство "бытовым исповедничеством". Оно отражено в таком выдающемся письменном памятнике XVI в. как "Домострой", который начинается рассуждением об истинном Боге, а завершается чисто хозяйственными предписаниями о трапезе в пост или мясоед, о бережном хранении продуктов, о чистоте и порядке в доме. Удовлетворение всех своих духовных запросов человек Древней Руси находил в богослужении. Вероучительные и нравственные истины усваивались через церковную службу. Она же давала чувство близости Бога, являющееся залогом истинности веры и гармонии внутреннего состояния.

"Ответ на вопрос об абсолютном добре, получаемый в религии, имеет характер истины, выраженной в конкретной форме, в форме полнокровной жизни. Такой ответ стоит выше философии, потому что она дает знание лишь в отвлеченной форме". (Н.О. Лосский).

Вопреки распространенному мнению о низком культурном уровне москвитян, факты свидетельствуют о широком распространении грамотности, о любви к чтению. Излюбленным домашним чтением были жития святых, дававшие образец для подражания. Центрами просвещения были монастыри, многие из них имели богатейшие библиотеки. Необходимость вызывала появление полемических сочинений. Так, в процессе борьбы с ересью жидовствующих был написан "Просветитель" преподобного Иосифа Волоцкого, — сборник полемических слов, который называли первым оригинальным богословским сочинением Древней Руси. В те же годы в Новгороде под руководством новгородского архиепископа святителя Геннадия создается так называемая Геннадиевская Библия (1499) — первое полное собрание библейских книг Ветхого и Нового Заветов в славянском переводе.

Для московских книжников XVI в., как и киевских XI в. характерно стремление осознать роль и место своего государства в мировой истории. В годы первосвятительства Московского Митрополита святителя Макария создается свод бытовавшей на Руси духовной письменности — Великие Четьи Минеи; собираются и сводятся воедино летописи различных областей. В 60-е гг. XVI в. в Москве начинается книгопечатание.

Независимость Русской Церкви приобретает законченную высшую каноническую форму в 1589 г., когда согласно соборному определению Константинопольского Патриархата на Руси устанавливается патриаршество. Патриарх Русской Православной Церкви, как предстоятель единственной независимой православной державы, стал поминаться пятым в ряду православных патриархов — после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Еще одна важная особенность, выгодно отличавшая Московское государство (и шире — Допетровскую Русь) от Петровской и императорской России — это нравственное единство общества. Вера, обычаи, уклад жизни боярина и крестьянина XVI в. были едины. Существовало различие в уровне жизни, но оно было количественное, а не качественное. Только со времени петровских реформ между высшими и низшими классами России образовалась пропасть.

Вышеперечисленные положительные свойства делали Московский период любимым временем славянофилов, отражавшим их представления об идеальном государстве. Однако идеализировать его было бы неверно. История Московского государства не была спокойной и безмятежной. XV в. был полон княжескими распрями в борьбе за московский престол, в XVI в. тяжелый след оставило правление Ивана Грозного. Не случаен конфликт между ним и московским митрополитом Филиппом, пытавшимся воспрепятствовать жестоким казням. Не случайно и то, что в числе святых XVI – XVI вв. мы находим множество юродивых и блаженных, презревших неправедные законы мира.

С окончанием правления Грозного и с безвременной смертью его наследников пресеклась династия Рюриковичей. Это положило начало смуте, длившейся около пятнадцати лет и открывшей путь западному влиянию. С воцарением династии Романовых мир восстанавливается, однако при видимости затишья в течение XVII в. в России назревают внутренние противоречия, приведшие в конце века к старообрядческому расколу и к радикальным реформам Петра I.

Список литературы

1. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетии. М., 1993.

2. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим. Историко-градостроительское исследование.

3. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. М.–Л. 1946.

4. Мейендорф И.. прот. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. СПб.. 1990.

5 .Пашуто В.Т. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982.