Смекни!
smekni.com

Наследие Запада (стр. 2 из 2)

В Германии движение Реформации возглавил Мартин Лютер. Поскольку он был монахом, человеком не чуждым духовности, в своих реформах он был довольно осторожен. У лютеран сохраняются основные элементы литургии, преемство в рукоположении. На уровне этики у них высокое отношение к семье, браку, прекрасно поставленная диакония. Лютеранской по учению является церковь Швеции, которая, однако, сохраняет всю атрибутику католичества.

Глава движения реформации во Франции, Жан Кальвин, был юристом, человеком совершенно светским. В результате он в своих реформах пошел гораздо дальше. Его последователи во Франции назывались гугенотами, современное их название — кальвинисты или реформаты. Для реформатов церковные обряды — только символы. По их мнению, мерой благословения Божьего служит успех в трудах; труд же является успешным постольку, поскольку он благословлен Богом.

В основу своей деятельности они поставили трудолюбие, предприимчивость. Колонисты в Соединенных Штатах в основном были реформатами, беженцами из Франции, Швейцарии, более всего — из Шотландии. Именно кальвинизм в значительной мере создал прагматический дух нынешней Америки.

В Англии отделение от Католической Церкви началось по инициативе короля Генриха VIII по причинам личным и политическим: королю было отказано в разрешении на второй брак. В результате реформы Церкви в Англии образовался широкий спектр исповеданий. Есть "высокая", епископальная, и "низкая", пресвитерианская Церковь. "Высокой" придерживается двор короля и аристократия. По содержанию эта Церковь протестантская, но по форме—католическая. "Низкая" простонародная Церковь, утратила связь с католическим обрядом, отвергнув не только форму, но и мистическую сторону, ее деятельность в значительной мере сводится к религиозному просвещению.

В целом можно сказать, что в центре внимания лучшей части западной христианской цивилизации стоит практическая миссия Церкви — диакония, т.е. социальная работа. Но это сейчас. Что же касается XVIII в., когда Россия впервые испытала влияние Европы, западное христианство находилось в состоянии кризиса и брожения, что, в свою очередь, наложило отпечаток на европеизированную Россию. Со всем этим сложным, многоликим, многообразным организмом и встретилась уже Московская Русь, разоренная в годы смуты и подвергшаяся внутренней нестабильности. Во всяком случае, несмотря на самобытность, отдаленность от всех общеевропейских процессов, при уже втором царе династии Романовых, Алексее Михайловиче, западное влияние свободно проникало через шляхетскую Польшу и Украину, через контакты во время войны со Швецией (1656 - 1661 гг.). Все это определило дальнейший путь интеграции России в европейскую культуру. Ко времени Петра "окно в Европу" уже существовало, ему осталось только широко распахнуть его.

Список литературы

1. Бедуелл, Ги. История Церкви. М., 1996

2. Гергей, Е. История папства. М., 1996

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.. 1991.

4. Зноско-Боровский М., прот. Православие, римокатоличество, протестантизм и сектанство. М., 1998.

5. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. СПб. 1852

6. Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1999