Смекни!
smekni.com

XVII в. в русской истории. Старообрядческий раскол

Митрополит Питирим (Нечаев)

К середине XVII века Русь достигла значительной политической и экономической мощи. Внешне это выглядело как время полного и незыблемого благополучия. Иностранцы, посещавшие Россию, удивлялись богатству московских государей. Архитектура этого периода сказочно красива. Деревянное зодчество достигает своего расцвета, но наряду с этим начинает широко распространяться каменное строительство. Многие московские храмы, документально известные еще с XIV – XV вв. именно в XVII в. отстраиваются в камне и приобретают те формы, которые дошли до наших дней. Каменные храмы возводятся не только в Москве, но и в других городах — Суздале, Ростове, Переславле Залесском. Все это свидетельствует о богатстве и силе русского государства. Однако середина XVII столетия ознаменовалась трагическим событием, до сих пор не преодоленным — старообрядческим расколом.

Доктрина "Москва — Третий Рим" таила в себе серьезную опасность, предъявляя слишком высокие требования как к Церкви, так и к государству. Поместная Русская Церковь воспринималась как хранительница всей полноты Православия, а русский царь — как единственный законный православный правитель.

Нарушение равновесия, сомнение в истинности одного или другого компонента, влекло за собой кризис и ломку всей системы.Сам славянский перевод греческого слова "Ортодоксия" как "Православие" свидетельствует о том, что первостепенно важной у славян считалась правильность прославления Бога, предполагающее общение с Ним, а не просто правильное представление о Нем. В Московской Руси богослужение, обряд занимали центральное место в духовной жизни, поэтому искажение обряда считалось недопустимым. Систематическое богословское образование на Руси действительно отсутствовало, разница между догматом и обрядом массами не ощущалась, тем не менее само по себе изменение обряда едва ли могло привести к столь тяжелым последствиям.

Изучение различных списков Священного Писания и других богослужебных книг показывает, что книжная справа не была на Руси чем-то исключительным. Книги переписывались и исправлялись, церковные обряды приобретали местные особенности — и это был естественный процесс. В исправлении книг при патриархе Никоне причиной резкого противодействия в значительной мере был его властолюбивый характер.

В XVII в. Россия являлась покровительницей всего православного мира. В 1653 г. произошло воссоединение Украины с Россией. Россия, таким образом, выступила в поддержку единоверцев, находившихся под властью католической Польши. Восточные патриархи, приезжавшие в Москву за материальной помощью, старались утвердить царя и патриарха в мысли о том, что Россия призвана освободить христианский Восток от власти турок и стать во главе всего православного мира. Этот план увлек патриарха Никона масштабностью духовно-политических представлений о месте Московского государства и Церкви.

В этой связи примечательны грандиозные постройки, возводившиеся по плану и под непосредственным наблюдением Никона. Это Иверский Валдайский монастырь на Валдайском озере, построенный в 1653 г. по образцу Афонского Иверского монастыря, и являвшийся своего рода молитвенным напоминанием о связи Руси как с Афоном, так и с Грузинской (Иверской) Православной Церковью; Крестный монастырь на острове Кие в Белом море (основанный в 1656 г.), где хранился кипарисовый крест, бывший точным подобием иерусалимского Креста Христова; наконец — подмосковный Воскресенский монастырь "Новый Иерусалим", заложенный в 1657 г., главный собор которого в плане соответствует иерусалимскому храму Гроба Господня. Эти строения как бы переносили на Русь святыни вселенского Православия, утверждая ее духовное первенство в православном мире.

Только в этой связи можно понять смысл и значение предпринятой книжной "справы" и унификации богослужебного обряда. Инициаторами их были приезжавшие на Русь греки, которые отмечали разницу в богослужении греческой и русской Церквей. По мнению патриарха Никона исправление книг по греческим образцам возвысило бы Русь и упрочило ее первенствующее положение на Христианском Востоке. Однако его противники увидели в этом измену истинному Православию, поскольку Православие греческое считалось "поврежденным". В этом утверждении была доля истины: после Флорентийской унии греческие книги издавались в Венецианской типографии и правились по западным образцам, некоторые обряды (как, например, троеперстие) были позднего происхождения, и нельзя сказать, что они чем-то лучше и точнее прежних с точки зрения богословского содержания. Хотя экспедицией Арсения Суханова с Афона были привезены многочисленные греческие книги, реально исправление текстов проводилось по новопечатным греческим, а также украинским и белорусским книгам, уже приведенным в соответствие с западными. Справщиками были малороссийские монахи, репутация которых далеко не всегда была безупречна и для которых не много значили древние традиции московского благочестия. Все это вызывало резкое неприятие круга "ревнителей древнего благочестия", к которому первоначально принадлежал и сам Никон.

В своих взаимоотношениях с царем Алексеем Михайловичем патриарх Никон стремился к ведущей роли. Он утверждал, что "священство выше царства", претендуя на власть, которой до сих пор Церковь не обладала. Это в конечном итоге вызвало его расхождение с царем и навлекло на него опалу. Отход Никона от дел дал возможность его противникам активизироваться и начать противодействие проводимым реформам. Однако Собор 1666 г., в котором принимали участие восточные патриархи, низложив Никона, осудил и его противников, а собор 1667 г. предал анафеме приверженцев "старой веры".

С этого времени начались преследования раскольников, наиболее ревностные из них — как, например, известный протопоп Аввакум, — были казнены. Оплотом старообрядчества стал Соловецкий монастырь. В течение восьми лет продолжалась осада монастыря правительственными войсками. В Москве в связи со старообрядческими волнениями проходили бунты стрельцов. Вожди старообрядчества были казнены, но это не прекратило смуту. Неоправданно жестокие меры, предпринимаемые властью, оскорбляли религиозное и национальное чувство и только обостряли противоречия. Для русской истории раскол имел самые трагические последствия. "В народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной веры. Государственной властью и высшей иерархией овладел антихрист. Народное православие разрывает с церковной иерархией и государственной властью и уходит под землю" — писал Н. А. Бердяев, — Раскол делается характерным для русской жизни явлением... В видимом царстве царит неправда. В московском царстве, сознавшем себя Третьим Римом, было смешение царства Христова, царства правды, с идеей могущественного государства, управляемого неправдой Раскол был обнаружением противоречия, был последствием смешения".

Внешне конец XVII в. еще отмечен процветанием. Возводятся удивительные по красоте ансамбли Ярославского кремля, Ростовского митрополичьего двора, монастырей — Иосифо-Волоцкого, Николо-Вяжищского, крепость Кирилло-Белозерского монастыря. В архитектуре распространяется стиль нарышкинского барокко, который уже носит отпечаток западного влияния. Однако, несмотря на внешнее великолепие, внутренне это время также, как и начало XVII в., является смутным. Уверенность в правильности избранного исторического пути поколебалась, обострились противоречия, обнаружилась военная и техническая отсталость Московского государства. Путь национальной обособленности и контакта с Востоком, казалось, завел в тупик. Таким образом почва для петровских реформ была готова: России предстояло сблизиться с Западом.

Список литературы

1. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII вв.

2. Домострой. М., 1990.

3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII. М., 1990.

4. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М. 1995.

5. Каптерев Н. М. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887, 1913.

6. Каптерев Н.М. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII веках. М., 1914.

7. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. М., 1937.

8. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994.

9. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М.. 1996