К Петровскому времени относится создание таких шедевров русского храмостроения как Преображенская церковь в Кижах (1714). Она еще всецело принадлежит самобытной средневековой русской культуре. Надо сказать, что в деревянном зодчестве Севера национальные традиции сохранялись, не претерпевая существенных изменений. Петровская эпоха положила начало новому периоду в развитии русского храмового зодчества, которое испытало заметное влияние западной, в особенности итальянской возрожденческой, архитектуры. При этом нельзя говорить о том, что русская архитектура полностью утратила самобытность. В лучших своих проявлениях творчество архитекторов нового времени дало синтез издревле сложившегося на Руси архитектурного канона и новых веяний в отделке храма. Фактически, принцип был обратным по сравнению с тем, который господствовал в первые века русского храмоздательства. Если тогда заимствовалась основная идея, а свобода и национальное своеобразие проявлялись в частностях, то теперь сохранялась уже привычная общая схема, несущая в себе глубокую символику, за века еще более обогащенную по сравнению с византийской, и в то же время внешние формы, общие очертания, а также детали, украшения подчинялись господствующему вкусу и даже требованиям моды. Как бы ни было привлекательно для художников искусство итальянского Возрождения, характерное для него господство чувственного начала было ограничено и некоторые приемы, противоречащие православной традиции, не были восприняты. К примеру, в православных храмах так и не получила широкого распространения скульптура, живописное изображение обнаженного человеческого тела.
Основное строительство в XVIII в. шло в Петербурге. Здесь работали выдающиеся европейские мастера, такие как Д. Трезини, Ф. Растрелли и др. Часто новые церкви строились по старым образцам. Архитекторы производили обмеры и зарисовки древних церквей, изучали их на натуре. Так, известно, что Растрелли делал зарисовки соборов Московского Кремля, колокольни Ивана Великого. Образцом для возводившегося им собора Смольного монастыря (1748 – 1769) была московская церковь Успения на Покровке. С 1746 г. было предписано строить только пятиглавые церкви — таким образом, традиции "освященного пятиглавия" на время возобладали.
В XVIII в. весьма распространенным становится строительство колоколен, дополнявших уже сложившиеся архитектурные ансамбли монастырей. Это колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1741 – 1770), Донского (1730 – 1753) Новоспасского (1759 – 1785) и других монастырей. Колокольни строятся в традициях древнерусских ярусных церквей, но при этом украшаются барочной лепниной или классическими колоннами. Дополнение уже существующих ансамблей — задача не менее сложная, чем создание новых, и русским зодчим XVIII – XIX вв. нередко удавалось блестяще решить ее, хотя, конечно, бывали случаи, когда строительство нового, пусть выдающегося по своим достоинствам, здания, приводило к искажению исторического облика древних памятников или полному уничтожению их. Так, полностью был перестроен ансамбль Нило-Столобенской пустыни.
В XVIII в. в украшении храмов начинают использоваться те же приемы, что и в светской архитектуре. С другой стороны, элементы храмового зодчества переходят в светскую архитектуру. Нередко церкви включаются в целостную композицию дворцового комплекса или усадьбы. Церкви, являющиеся непременной составной благотворительных учреждений, входят в комплекс Голицынской больницы (М.Ф. Казаков, 1796 - 1801), Странноприимного дома (Д. Кваренги, 1796 – 1801 г.) и др. Удивительной стройностью и благородством форм отличаются некоторые усадебные церкви, возведенные в стиле классицизма или т.н. псевдоготики.
XIX век — время создания монументальных петербургских соборов: Казанского (1801 – 1811, архитектор А. Н. Воронихин), и Исаакиевского (1818 – 1858, архитектор О. Монферран), московского храма Христа Спасителя (1839 – 1883, архитектор К. А. Тон), строительством которых отмечались исторические события в жизни новой столицы и всего государства.
Конец XIX — начало XX в. характеризуются возрождением интереса к родной старине, а также к наследию Византии. В неорусском стиле построен петербургский Воскресенский собор — "Спас на крови" (1883 – 1907) — на месте, где был смертельно ранен Александр II. Образцом для подражания сначала становятся русские XVI – XVII вв., позднее пробуждается интерес к более древнему зодчеству — владимиро-суздальскому, псковскому, новгородскому. Примером может служить храм Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители (1908 – 1912, архитектор А. В. Щусев).
Тем не менее новых церквей строится немного — в основном перестраиваются обветшавшие. Нынешний облик большинства московских церквей складывался веками: документально они обычно известны с XV – XVI вв., каменное здание, как правило, не раньше XVII в., колокольня очень часто относится к XVIII – XIX вв. Но независимо оттого, сохраняются ли храмы в первоначальном виде или в их облике заметно смешение стилей и даже сочетание несочетаемого, в них почти всегда сохраняется ощущение тепла и домашнего уюта, столь характерное для русского храма.
Однако наиболее важно подчеркнуть, что православный храм никогда не создавался по побуждениям внешним, чисто эстетическим. Эстетика храма всегда подчинена богословский символике и наполнена мистическим смыслом.
Список литературы
1. Грабарь И.Э. История русского искусства. тт. 1 – 6. М.. 1910
2. Забелин И.Е. Черты самобытности в русском зодчестве. М., 1900.
3. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. М., 1980.
4. История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. СПб., 1994.
5. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. М.. 1987.
6. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. История и художественная культура. М., 1994.
7. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986.