Исповедники — это те, кто был мучим за веру, но остался жив. Многие имена исповедников дошли до нас из Византийской истории — в частности, святых VII в., пострадавших в период ожесточенных богословских споров — святителя Мартина Исповедника, папы Римского, выдающегося богослова преподобного Максима Исповедника. Новейшая история Русской церкви также богата именами исповедников — часто безвестных.
Преподобные (прп.) — это монахи и монахини, в жизни стремившиеся уподобиться Христу — изменением и преображением своей человеческой природы, победой над страстями. Преподобные — один из самых любимых в России видов святости. Имена их исчисляются сотнями и проходят через всю историю Руси — преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерский (XI в.), Варлаам Хутынский (XII в.), Авраамий Смоленский (XIII в.), Сергий Радонежский (XIV в.), Кирилл и Ферапонт Белозерские, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий (XV в.), Корнилий Комельский, Антоний Сийский, Корнилий Псковский, Нил Столобенский (XVI в.), Иов Почаевский, Симеон Верхотурский (XVII в.), Паисий Величковский (XVIII в.), Серафим Саровский, Амвросий Оптинский (XIX в.), Нектарий и Никон Оптинские, Севастиан Карагандинский, Силуан Афонский (XX в.) — это лишь некоторые из множества имен.
Особый вид подвига — столпничество. Столпники длительное время — иногда годы — проводили на столпах — возвышенных площадках под открытым небом, в непрестанной молитве Богу. Основателем этого вида подвижничества был преподобный Симеон Столпник — византийский святой V в. Столпники были и среди русских святых: преподобные Никита Переяславский (XII в.), Савва Вишерский (XV в.).
Праведные (прав.) — святые, жившие в миру, состоявшие в браке и тем не менее жившие по заповедям Христовым и достигшие высот духовной жизни. Праведными были большинство ветхозаветных святых — поскольку у евреев не было принято безбрачие; довольно многочисленны византийские и русские святые. Яркий пример новейшего времени — святой праведный Иоанн Кронштадский, всероссийский пастырь и молитвенник, духовный писатель, в своих записках — "Моя жизнь во Христе" — приоткрывший свой уникальный опыт духовной жизни.
Весьма распространенные именно на Руси святые — благоверные князья (блгв. кн.). Поскольку Русская Церковь изначально была тесно связана с государством, сложился особый тип правителей — благочестивых в жизни, надежных защитников православной веры. Часто жизненный путь их оканчивался в иночестве, поэтому они могут быть канонизованы как преподобные. Это князья Александр Невский, Даниил Московский, Довмонт Псковский, Димитрий Донской. Высокий пример благочестия являли жены русских правителей — преподобная Анна Новгородская, супруга князя Ярослава Мудрого, преподобная Евдокия Московская, супруга благоверного князя Димитрия Донского и др. Случаи, когда канонизованы были оба супруга — также не редкость. К примеру — святые Петр и Феврония, князья Муромские. Иногда оказывалось, что святости достигали целые семьи. Яркий пример тому — семья князей Тверских, где в лики святых представлены четыре поколения: княгиня Ксения Тверская, ее сын, князь Михаил Ярославич Тверской, его супруга, княгиня Анна Кашинская, их дети — князья Димитрий Грозные Очи, Александр, его жена, княгиня Анастасия и дети — князья Феодор и Михаил. Некоторые из них почитаются как всероссийские, некоторые — как местночтимые святые. Естественно, семьи святых были не только среди правителей Руси. Как местночтимые издавна почитались родители Преподобного Сергия Радонежского, в недавнее время прославленные как всероссийские святые — преподобный Кирилл и Мария. В лике святых прославлен и племянник Преподобного Сергия — святитель Феодор, епископ Ростовский.
Как уже неоднократно подчеркивалось, идея рода, семьи была изначально близка восточным славянам. Это сказалось и на русской святости. Традиционное зачало житий — констатация факта, что тот или иной подвижник "родился от благочестивых родителей" — отражение глубокой истины: привычка к благочестию закладывалась веками и передавалась из поколение в поколение на уровне генетического кода.
Тем не менее, существовал и своего рода антитезис благочестивому домашнему уюту, семейному и гражданскому благополучию. Русским людям всегда был близок подвиг юродивых, "дурачков во Христе", как их называют на Западе—людей которые порывали с внешним миром и юродствовали в миру, живя как птицы, и достигая удивительных высоких духовных состояний. Подвиг юродства в чем-то сродни пророческому служению в древнем Израиле. Юродивые, не связанные законами общества, в любой ситуации обличали неправду, пробуждая в людях совесть и не давая им остановиться в своем духовном развитии, впав в самодовольство и душевную лень. Юродивые именуются также блаженными (блж.) — т.е. живущими в категории евангельских блаженств (см. Нагорную проповедь — Евангелие от Матфея, гл. 5), нередко противоположных обыденному представлению о счастье. Примерами этих подвижников могут служить блаженный Прокопий Устюжский (XIII в.), новгородские святые — блаженные Николай Кочанов (XIV в.) и Михаил Клопский (XV в.), псковский — Николай Саллос (XVI в.), московский — Василий Блаженный (XVI в.). Юродивые были и в послепетровской России. Наиболее известна блаженная Ксения Петербургская (XVIII в.).
Надо сказать, что далеко не все святые подвижники канонизованы. Канонизация не является формальным актом "произведения в ранг" и признания заслуг того или иного подвижника перед Богом и Церковью. В ней проявляется вышеназванная тенденция к избиранию из ряда подобных. Как правило, она только закрепляет уже существующее в народе почитание и является действием скорее воспитательного, нежели законодательного характера. Канонизуются лишь наиболее известные, наиболее характерные представители в ряду подобных. Известно, что в истории человечества святых гораздо больше, чем их знают люди. Апостол Павел называет "святыми" всех принявших крещение. Действительно, в древних языках — еврейском, греческом — слово "святой" значило также "посвященный", "всецело предавший себя Богу".
Понимание святости обусловлено православным учением о спасении. Классическая формулировка его дается в одноименной работе епископа Сергия Страгородского, будущего Патриарха: "Спасение каждого отдельного человека... является не событием, происходящим в Божественном только сознании, не делом правового вменения, по которому бы Господь присуждал человеку ту или иную участь на основании каких-нибудь внешних обстоятельств, т.е. на основании заслуги Христа или собственных заслуг человека. Спасение необходимо посредствуется переходом человека от греха и себялюбия в царство добра и любви, которое предвкушается человеком здесь, во всей же полноте будет наследовано в будущем веке". Таким образом, святость — это единение с Богом, стяжание Святого Духа, — т.е. цель, к которой призваны все христиане.
Список литературы
1. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. тт. 1 – 12. Оптина пустынь, 1994.
2. Жития Русских святых. 100 лет русской святости. тт. 1 –2 . Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1991.
3. Жития святых Святителя Димитрия Ростовского. тт. 1 – 12.
4. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М. 1988.
5. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго на путях Древней Руси. Париж, 1952
6. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. тт. 1 – 2. М., 1997
7. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990