Митрополит Питирим (Нечаев)
Как уже было сказано вначале, паломничество — это прикосновение к духовным ценностям, обогащение внутреннего мира через созерцание, усвоение, внутреннее проникновение в смысл предмета, явления, периода истории. Туризм — это расширение кругозора, которое органически связано с пониманием того исторически обозримого времени, к которому относится то или иное священное место, памятник или произведение. Для паломничества очень важно понятие святыни. В русском религиозном понимании слова "святыня", "святость", "святой", "священный" выражают момент исключительности лица или предмета, который избран из ряда подобных и окружен особым почитанием, благоговением, обережением. В Библии определение "святой" часто соседствует с эпитетом "избранный" (например, так характеризуется народ Божий — Израиль). В Новом Завете избранничество предопределяется не принадлежностью к какому-либо этносу или сословию, а духовными, нравственными достоинствами. Святыня в христианской Церкви — это материализация идеи подвижничества, осязаемый знак памяти о жизни, отмеченной высокими нравственными качествами.
Из ряда подобных выделяются место рождения или — чаще — подвига того или иного святого. Из русских священных мест таковыми являются киевские, черниговские пещеры, где подвизались первые русские монахи, пещера преподобного Иова в Почаеве, место начала подвигов Преподобного Сергия Радонежского на г. Маковец, Валаам, Соловки.
С местом связывается личность. Отсюда ряд подвижников-монахов, по имени которых назывались места (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Зосимова пустынь, ) и к именам которых, в свою очередь, приписывались названия мест: (Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский). Почитаются места погребения и обретения останков, отчего и сами останки помещаются в особые гробницы и называются мощами. В русском языке это слово созвучно слову "мощь" — таким образом, в нем подчеркивается духовная, божественная сила. Благодать, исходящая от Бога, источника всего, при благоговейном отношении передается через останки, личные вещи, изображения святых.
Естественно, что душа верующего ищет осязаемых, материальных знаков близости Бога. Так, наличие в храме малой частички мощей чтимого святого приближает его, делает доступным. Однако прикосновение к святыне — область внутренних переживаний, требующая особой деликатности и не допускающая вульгаризации и излишней мистификации, свойственных непросвещенному уму. Не случайно Христос сказал: "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему" (Мф., 12,39). Все это надо учитывать при организации паломничества.
Особо следует подчеркнуть значение для постижения тех или иных духовных сущностей такого фактора, как эстетическое восприятие. Нередко человек приходит к Церкви именно через эстетику храма, через красоту богослужебных мелодий, через образы и идеи художественной литературы, а также под впечатлением от судьбы той или иной замечательной личности. Именно это следует учитывать при разработке духовно-просветительных туров, в которых целью является не столько сознательное поклонение святыне, сколько обретение и осознание каждым человеком своего личного пути к храму. Слова Достоевского о том, что "красота спасет мир", несут в себе глубокую истину.
На избираемом маршруте прежде всего необходимо локализовать те места, на которых сосредоточены памятники — ландшафта, зодчества. Отдельную область представляет собой изучение литературного наследства, которое доступно всегда и везде через прикосновение к книге, но может быть воспринято с особой остротой на местах, имеющих то или иное отношение к созданию отдельных памятников литературы, а также музыкального наследия древней Руси, которое органически связано с православным храмом и только в нем ощущается во всей полноте.
Святые и подвижники
Для Православной Церкви, как и для Католической, характерно наличие развитого культа святых. Более поздняя христианская формация, протестанты, отвергают его.
Жизнь для христианина — это школа, смерть — своего рода экзамен, поэтому очень важно усвоение опыта тех, кто уже прошел тем же путем до нас и выдержал этот экзамен. Почитание святых связано с естественным желанием иметь образец для подражания в тех, кто имел богатый опыт богообщения. Первыми христианскими святыми были мученики, отдавшие жизнь за веру. Поскольку смерть в христианстве воспринимается как переход в новую жизнь, и "у Бога все живы", барьер, воздвигаемый смертью, разрушается в духовном общении.
Признание святости тесно связано с пониманием того, что человек не может быть абсолютно совершенным. Поэтому "святой" — это не значит "безгрешный". Святость — в той или иной степени осуществленное стремление к единению с Христом, уподобление ему. Поэтому в Православии существует понятие о "чинах" или "ликах" святости, каждому из которых присущ особый вид подвига. Оно связано с представлением и об иерархичности мира, и в то же время о близости Церкви небесной и земной. Знать чины святости важно, чтобы ориентироваться в каждом отдельном православном храме, правильно понимать его духовные приоритеты. Именно по принципу чинов строится структура иконостаса. В церковной литературе приняты сокращенные обозначения чинов святости — ниже они приводятся в скобках. Само слово "святой" сокращается св., во множественном числе — свв. По этому образцу идут и другие сокращения форм множественного числа.
Святыми признаются некоторые лица ветхозаветной истории, вкупе именуемые праотцами. Это могут быть патриархи (патр.) — предки Христа по плоти — например Авраам, Исаак, Иаков, царь Давид и др. Еще один ветхозаветный чин святости — пророки. Как уже было сказано, в Библии целый раздел составляют "книги пророков" — Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и ряда других. Но далеко не все пророки фиксировали свои пророчества письменно. Так, пророк Илия, не оставил после себя письменных свидетельств, — Библия повествует лишь о нем самом — но тем не менее он был наиболее почитаем — особенно на Руси.
Новозаветные святые — это, прежде всего, апостолы (ап.) — ученики Иисуса Христа: двенадцать ближайших, и семьдесят более отдаленных. Наиболее почитаемы "первоверховные" апостолы Петр и Павел, а также евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Апостолы Матфей и Иоанн Богослов были из числа двенадцати, Марк и Лука — из 70. Для России особенно важен родной брат первоверховного апостола Петра, апостол Андрей Первозванный, по преданию, проповедовавший в Скифии и водрузивший крест на месте, где впоследствии был основан Киев.
Важно помнить, что Божия Матерь не входит в число святых. Она, как говорится в молитве, "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим" — т.е. превосходит святостью не только святых, но и чины ангельские. В то же время Она — первый земной человек, достигший полного освящения, "обожения".
Лица, особенно потрудившиеся в распространении христианской веры, приведшие ко Христу целые страны и народы, чествуются как равноапостольные (равноап.) Это могут быть и мужчины, и женщины — например равноапостольные Константин и Елена. У всех славян особенно любимы равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Равноапостольными именуются первые русские правители, при которых Русь приняла христианство — князь Владимир и княгиня Ольга.
Святители (свт.)— это достигшие святости православные архиереи, также ратовавшие за распространение веры Христовой. Необыкновенно любим на Руси был святитель Николай, епископ Малоазийского города Миры Ликийские, мощи которого почивают в итальянском городе Бари. Удивительно то, что не только в России, но и на Западе многие воспринимают его как "русского святого".
Издавна на Руси особенно почитались святители московские — собиратели и строители московского государства: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Гермоген. В последние годы были канонизованы Иов — первый русский патриарх, и Тихон — первый патриарх после восстановления патриаршества, избранный собором 1918 г., молитвенник и одновременно мудрый церковный политик, благодаря усилиям которого русская Церковь выжила в годы гонений. В числе русских святителей особое место занимают такие как Стефан Пермский (XIV в.), просветитель народа зырян, Иннокентий Московский (XIX в.), большую часть жизни бывший епископом Камчатским и Алеутским, и принесший свет веры Христовой народам крайнего Севера; или Николай Японский, на рубеже XIX – XX вв. утвердивший Православие в Японии. Важно подчеркнуть, что русскими миссионерами Православие распространялось среди нехристианских народов России и соседних с ней держав не насилием, а любовью.
Мученики и мученицы (мч., мц.) — святые, которые предпочли смерть отречению от веры. Множество имен мучеников дают первохристианские времена. Некоторые из них, пострадавшие в годы особенно жестоких гонений от римских императоров, называются великомучениками — например, святые великомученицы Екатерина и Варвара, святой великомученик. Георгий Победоносец. Некоторые из них, — например, великомученик Георгий Победоносец, мученики Трифон, Иоанн Воин в сознании народа никак не отделялись от русских святых. Всем известно, что святой Георгий, поражающий змия, изображается на гербе Москвы. В Москве есть место (Голосов овраг в Коломенском) где, по преданию, Георгий Победоносец сражался со змием, и где кровь сраженного змия застыла в виде камня натечных форм — хотя Георгий Победоносец — греческий святой рубежа III - IV вв., живший в Каппадокии, в Малой Азии.
В Русской церкви до XX в. мученики были немногочисленны — Русь не знала гонений за веру. Исключение составляли те, кто пострадал от иноплеменных, — такие, как князь Михаил Черниговский. Зато последний период истории Церкви дал множество имен православных, отдавших жизнь за Христа — в отличие от первохристианских мучеников их называют новомучениками. Очень часто это были священнослужители — священномученики (сщмч.) — например, Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, Вениамин, митрополит Петроградский и многие другие, архиереи и рядовые священники. Монахов и монахинь, принявших мученическую кончину, именуют преподобномучениками (прпмч., прпмц.). Особую группу составляют страстотерпцы — это те, кого, в отличие от мучеников, формально не принуждали к отречению от веры, кто был убит просто из жестокости, но встретил смерть без ненависти к убийцам, благословляя своих мучителей, тем самым — терпением побеждая зло. С первых веков на Руси почитались страстотерпцы Борис и Глеб, недавно в лике страстотерпцев была канонизована семья последнего императора Николая II.