В отечественном искусствоведении давно утвердилось мнение, что картине “Девочка с персиками” В.А. Серов создал некий обобщённый образ, тип счастливого детства. Такая оценка представляется нам в целом справедливой, но она требует некоторого уточнения с учётом эстетической установки, характерной для творчества В.А. Серова, о чём мы говорили ранее: запечатлеть на полотне жизненное мгновение, воссоздать динамику и колорит самой жизни. В то же время правомерно говорить о типических чертах, присущих художественному образу, моделью которого послужила В. Мамонтова ибо её портрет выражает наиболее характерные и светлые черты мира детства – радость, безмятежность, ощущение полноты бытия.
Художник и искусствовед И. Грабарь вспоминает: “как ни волновала его стоящая перед ним чисто цветовая задача, но ещё более волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь её обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи” [6].
В “Девочке с персиками” мы видим ярко выраженные индивидуальные черты персонажа – девочки подростка, присущие и другим детским портретам Серова жизнерадостность, изящество, естественность. Композицию картины образует характерная для того времени обстановка гостинной, полная света и солнца, великолепно оттеняющая устремлённость, открытость модели окружающему миру. Мастерски пользуясь приёмом светописи, Серов подчёркивает женственность столь юного создания: светотени на лице девочки создают еле заметную вуаль загадочности, неопределённости. Просторное и светлое окно гостинной комнаты напоминает зеркало, в которое смотрится девочка, и которое отражает в себе прекрасный и необъятный мир вокруг неё. И чем больше вглядываешься в лицо девочки-модели, тем больше сознаёшь, что она своей сдержанностью, благородством, готовностью понять окружающий мир начинает подражать взрослым, осваивать их большой и сложный мир.
Таким образом мы видим, что В.А. Серову удалось воплотить на этой картине удивительный по своей глубине и душевной проницательноти сложный мир детской психологии, соответствующий принципам гуманистической эстетики, которую он воспринял от великих мастеров итальянской школы живописи. В картине Серова поражает гармония между внутренним миром изображаемого персонажа и окружающей природой, наполненной чистым воздухом, теплом и светом. Эта удивительная гармоничность картины – свидетельство яркого таланта молодого художника, который благодаря этому шедевру сразу же стал знаменитым.
Другой замечательный детский портрет, также являющийся художественным шедевром в творчестве В.А. Серова, – это “Мика Морозов” (1901 г.) Михаил или Мика, как его звали в домашнем кругу. Сын известного богатого промышленника и коллекционера живописи М.А. Морозова 5-ти летний ребёнок, отличавшийся незаурядными способностями. К тому времени он уже говорил по английски, самостоятельно изучал грамоту, отличаясь необыкновенной живостью натуры. В его одежде, внешнем облике мы не находим и намёка на его социальный статус, как это нередко было принято в детских портретах представителей богатых и знатных семей. Да художник и не стремился к передаче внешних атрибутов его социального положения. Как раз напротив, свою задачу он видел в том, чтобы раскрыть сложный духовный мир ребёнка, ещё только-только начинающего познавать жизнь и восторженно воспринимающего её. Схваченный кистью художника эмоциональный порыв ребёнка, его устремлённость к внешнему миру, увлечённость и восторженность – эти черты, по воспоминаниям родных и друзей Мики, в наибольшей мере отражали живую и активную натуру мальчика, выросшего затем в крупного учёного, блестящего знатока английской литературы и культуры, известного шекспироведа [7].
В.А. Серов стремится передать на полотне сложную гамму ощущений ребёнка, его живость, открытость миру. Эта сложность ощущений ребёнка, чистота и свежесть его помыслов подчёркиваются белым цветом его рубашки на золотисто-зелёном фоне, который ещё больше усиливает белизну одежды и оттеняет красивые живые черты детского лица. Мастерски выполненная палитра красок, тонко и сочно передающая душевный порыв и эмоциональную взволнованность ребёнка, позволяют сказать, что В.А. Серов в этой картине сумел удивительно глубоко и точно проникнуть в мир детства, увековечить на полотне то прекрасное мгновение, которое выражает счастливое и безоблачное детство. С психологической точки зрения развивает здесь мысль об исключительной важности эмоциональных переживаний ребёнка, как важнейшей силе его духовного становления и совершенствования.
Этот детский портрет, совмещая в себе черты камерного и интимного поджанров портрета, вместе с тем передаёт и авторскую позицию художника, неизменно присущую всем портретным работам В.А. Серова. Теплота, нежность, доброта и сопереживание ребёнку – вот главные особенности художественного видения мира детства, присущие его таланту.
Свойственный В.А. Серову дар художественной проницательности, позволил ему угадать в маленьком Мике характерные черты будущей незаурядной и талантливой личности. Мать М.М. Морозова считала, что в этом портрете “Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила” [8]. Удивительное сходство между маленьким Микой и взрослым М.М. Морозовым, отмечали многие близко знавшие его люди. С.Я. Маршак вместе с ним работавший над переводами Шекспира в конце 1940-х годов, вспоминал: “Несмотря на его большой рост, мы неизменно узнавали в нём того жадно и пристально вглядывающегося в окружающий мир ребёнка, “Мику Морозова”, которого так чудесно изобразил когда-то великий художник Валентин Серов” [9].
Третья значительная работа В.А. Серова, посвящённая миру детства, это портрет-картина “Дети” (1899), на которой художник изобразил собственных детей. Данный портрет – один из последних на пленере (открытом воздухе), впоследствие Серов от них отказался в пользу портрета в интерьере, позволившего ему более глубоко раскрывать психологию персонажей. Вниманию зрителей на этом холсте представлены двое детей, сходные по внешности и одежде, но разные по возрасту. Очевидно, они любовались морем, но одного из них отвлекли от этого занятия, он стоит вполоборота, другой продолжает любоваться морем, не обращая никакого внимания на окружающих. Художник великолепно схватил и передал на картине душевное состояние младшего брата: он как бы медленно, с трудом отрывается от своих переживаний, он всё ещё находится в их власти, принадлежа больше морю и небу, чем художнику. Другой мальчик в полной неподвижности и сосредоточенности продолжает разговор с природой, обретающей особую ценность в гармонии детского восприятия [10].
Казалось бы, по всем меркам жанра, перед нами групповой портрет. Однако Серов смело расширяет его рамки, создавая художественное полотно, на котором гармонично сочетается прибрежный морской пейзаж и портреты мальчуганов. Стремясь передать гармонию детского восприятия с окружающей природой, морской стихией, художник сочными мазками воспроизводит колорит морского побережья – свежий морской воздух, врывающийся на веранду, где стоят мальчики, золотистую широкую ленту песчаного берега, спокойный и светлый морской горизонт – все эти живописные особенности картины позволяют охарактеризовать её как произведение, по своему жанру относящиеся к картине-портрету.
Имея в виду нашу тему – проникновение художника в мир детства, обратим внимание на то, что он своеобразно типизирует образы детей: они изображены не в качестве социальных типов, т.е. детей художника, а как представители детского мира, весело и непринуждённо познающие тайны бытия, взирающие на окружающую их природную стихию, частью которой они являются. Вновь перед нами шедевр художественного гения замечательного русского художника, сумевшего, как и в предыдущих детских портретах, отразить прекрасный мир очаровательного и неповторимого мира детства, его удивительную гармонию с окружающим миром природы.
Таким образом, мы видим, что каждая картина В.А. Серова, обращённая к вечной теме – мира детства, – своеобразное творческое открытие художника, открытие того, что когда-то происходило и с нами и с ними (детьми), того, что уникально и неповторимо. Но не только уникальность и мимолётность сказочного мира детства блестяще воплотил на своих картинах выдающийся русский живописец. Он сумел в своих произведениях передать тончайшие нюансы внутреннего мира и душевного состояния детского мирозерцания. Чарующий и прекрасный мир детства, запечатлённый в портретах В.А. Серова, остаётся для нас современников, живущих в конце XX в. идеальным и возвышенным образцом, который мы должны усвоить и понять с тем, чтобы воспитать и сохранить это в наших детях.
Список литературы
Кон И.С. Ребёнок и общество. М.,1988. С.6-8
Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.,1987. С.92
Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. 1951. С.82
Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.,1914. С.74
Мамонтов В.С. Там же. С.83
Грабарь И.Э. Там же. С.71
Морозов М. Избранное. М., 1979
Морозова М.К. О моём сыне В кн.: М. Морозов. Избранное. М.,1979. С.617
Маршак С.Я. Памяти М.М. Морозова. В кн.: М. Морозов. Избранное. М.,1979. С.622
Леняшин В.А. Серов-живописец. В кн: Валентин Серов.