Смекни!
smekni.com

Культурологический принцип в изучении географии Ярославской области (стр. 2 из 2)

Принципы отбора геокультурного материала исходят из сущности географии как науки. Необходимо изучать те элементы культуры, которые связаны с пространственной структурой геокультурного пространства (региональные и местные различия), учитывают особенности территориального проявления культурных процессов. При этом раскрываются условия - природные, социальные, экономические - образования элементов культуры. В таком знании должны быть оценочные суждения о месте культурных феноменов в жизни населения, в культурной среде.

При отборе учебного материала для изучения в курсе “География Ярославской области” его можно объединить в две группы:

а) знания и умения, в формировании которых география участвует вместе с другими учебными предметами;

б) знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее “персональный” вклад в общую культуру подрастающего поколения [5].

Рассмотрим в первую очередь содержание знаний, составляющих специфику географии.

Структура материальной культуры довольно сложная. К ее объектам, изучаемым на уроках географии (в том числе и своей области) относят в первую очередь культуру жизнеобеспечения - постройки, жилища, одежду, предметы быта, транспорт, пищу. Предметы материальной культуры служат практическим целям, но они выполняют и другую важную функцию - средств хранения и передачи смыслов и значений, регулирующих поведение и общение людей. В географии жилища описывают как сооружения, укрывающие его обитателей прежде всего от неблагоприятных природных условий (в прошлом и защиты от нападений). Особенно заметна эта функция в сельской местности. Планировка сельского дома зависит от климатических условий, используемый в строительстве материал - местный, в прошлом - дерево. Типичный, “классический” сельский дом в нашем богатом лесом крае, как правило деревянный. Наиболее удобны для строительства сосны, их легко обрабатывать, пилить на доски. Деревянная изба теплая, пазы между бревнами “подбиты” мхом и не пропускают холод. Крестьянские дома чаще всего высокие, у них высокий подклет (пространство между полом и поверхностью земли) и пол располагается высоко над грунтом. Это способ избежать почвенной сырости и снежных заносов зимой. Все же ярославские сельские дома не так высоки как в соседних северных областях - Вологодской и Архангельской. Наши дома среднерусского типа, у них подклет ниже. Теплая изба соединена с холодной клетью - комнатой, где хранится имущество или живет семья летом. Далее идут сени. Такой тип дома сохранился до сих пор, хотя используемый в строительстве материал во многом изменился. Много построено кирпичных, более долговечных зданий, крыши уже не из дранки или щепы, а из кровельного железа или шифера.

Важная особенность сельского дома - его тесная связь с хозяйственными постройками, двором. Он образует целостную линию, Можно, не выходя на улицу, пройти к домашним животным, за дровами, сеном. Крыши домов четырехскатные, они защищают чердачные помещения, избу от дождя и снега.

В материальной культуре заметно отражается региональное своеобразие. К материальным памятникам надо отнести и планировку городов, сел и деревень, которая отражает разнообразные функции городских поселений. Как старый губернский город Ярославль имеет радиально-кольцевую планировку. Улицы-радиусы вели в разные места губернии.

Для планировки Рыбинска, Углича, Мышкина характерна линейная вытянутость вдоль важнейшей в хозяйственном отношении транспортной магистрали - Волги.

Впрочем в такой планировке можно усмотреть и элементы духовной культуры. Наши предки учитывали эстетические достоинства местоположения на высоком берегу реки, открывающиеся речные дали.

Ярославские села и деревни чаще всего имеют линейную планировку. Улицы вытянуты вдоль дорог, речных берегов.

К духовной культуре относят науку, религию, искусство, трудовые навыки населения, нормы поведения. Многие элементы географической культуры как науки подробно рассмотрены В.П.Максаковским [7]. Одним из факторов формирования духовных сторон местного населения несомненно является природа. Конечно, она влияет на духовную культуру населения вместе с другими факторами - социально-экономическими, историческими. Однако ее воздействие во многом первично и потому рассматривается на уроках географии.

Изучение природы формирует эмоционально-ценностное отношение к ней и тем изменениям, которые происходят в природе в настоящее время под влиянием хозяйственной деятельности, обеспечивает понимание ее красоты и неповторимости. Природа определяет особенности местного населения как социокультурной общности, личностные качества людей, жизненные установки. Приведем яркий пример этого влияния. В лесном краю, а наш край был, да и остается именно таким, люди более медлительны, спокойны и рассудительны. Они и более предусмотрительны. Северное земледелие требует больше, чем дает. Таковы и ярославские земли, мало плодородные, не обеспечивающие высоких урожаев. Здесь необходима определенная стойкость, энергия и сметка, чтобы преодолеть, обойти эту ненадежную основу хозяйственной жизни. Сложные условия освоения пространства нашего края в прошлом сформировали стойкость, терпение, а порой и смирение перед возникающими природными препятствиями. Когда в ХVII веке в России появились фамилии, то одной из самых распространенных оказалась Смирновы. Несмотря на последующие миграции и перемещения людских потоков Смирновы и теперь заметны среди ярославских фамилий. Много Смирновых и в соседних областях. Осознание своей “общности” послужило образованию объединений Смирновых - в Костроме [1], а затем и в Вологде [6].

Природа формирует образ жизни населения, типы хозяйственной деятельности, культуру труда и быта, трудовые навыки. Образ территории нередко оказывает влияние на выбор профессии, укрепляет желание оставаться в родном краю. Многие религиозные нормы, внутренний мир человека также связаны с природой.

Эти стороны воздействия природы хорошо проявляются в сельском образе жизни. Он, в свою очередь, как устойчивый тип жизнедеятельности населения сел и деревень, формирует нормы поведения и ценности культуры, быта, семейной жизни. Для него характерны:

а) тесная связь с природным окружением, сменой годовых сезонов и циклов сельскохозяйственных работ. Экологическая обстановка в сельской местности наиболее благоприятна;

б) тесные отношения жителей своего населенного пункта, да и ближайших поселений (они в Ярославской области, в ее южной половине, как правило, расположены недалеко друг от друга), большая эмоциональная насыщенность этих отношений, взаимное удовлетворение ими. У каждого жителя ярославского села много знакомых людей;

в) как правило, крепкие родственные связи, готовность оказать помощь друг другу в затруднительных случаях. До недавнего времени сельские семьи были более устойчивы, чем городские, такими остаются в своей основе до настоящего времени;

г) сохранение традиций взаимопомощи, обычно доброжелательное отношение к соседям, другим жителям;

д) опора на домашнее хозяйство и тем самым определенная стабильность экономической жизни, хотя уровень зарплаты в селе ниже, чем в городе;

е) заметна меньшая мобильность населения;

ж) ухудшение социальных условий жизни (медицинское обслуживание, развитие торговли, служб быта и др.).

Все эти стороны - объект изучения на уроках географии своей области.

В последние годы в школьной географии возрастает интерес к изучению географии религий, как части культуры народов и населения в целом. С географической точки зрения при изучении своей области важно рассмотреть этапы изменения религиозных установок и соответственно типов хозяйственной деятельности, связь в природными объектами религиозного поклонения. Такими объектами в нашем крае в языческий период были геологические объекты - “синие камни”, которых на территории области несколько. Самый известный - на берегу Плещеева озера в трех - четырех километрах от Переславля. Такими же объектами поклонения являются до сих пор некоторые “святые” источники, родники, в Толгском монастыре - кедровая роща. Среди населенных пунктов можно отметить и религиозные центры прошлого, к которым в первую очередь относятся города Ростов, Переславль, Углич. Эта особенность объясняет большое количество монастырей как в Переславле, так и в Ростове, создание “Ростовского кремля”. Очевидно религиозное влияние на архитектуру городов, памятников прошлого. С монастырями как центрами культуры связаны имена выдающихся деятелей не только ярославского края, но и России (Руси) в целом. Это имена Алеши Поповича - одного из трех богатырей, у которого был реальный прототип в Ростове, из Варниц близ Ростова родом духовный деятель древней Руси - Сергий Радонежский. Известно, что Куликовскую битву начинал богатырского склада монах Борисоглебского монастыря Александр Пересвет, которого Дмитрий Донской выпросил у настоятеля монастыря. Много и других примеров влияния монастырей на культуру прошлого.

При наличии учебного времени можно объяснить природные предпосылки многих религиозных обрядов, праздников, земледельческого календаря.

Многое из перечисленного может войти в комплексную характеристику городов области, своего муниципального округа, стать объектом внеклассного изучения.

Разнообразие геокультурного содержания удовлетворяет потребности личности в культурологических знаниях, усиливает эмоциональную сторону обучения, активнее формирует патриотические качества личности, расширяет палитру географических знаний. Реализация культурологического принципа в изучении географии своей области - актуальная задача педагогической теории и педагогической практики.

Список литературы

Аргументы и факты. 1999. № 8.

Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю // Народное образование. 1997. № 6.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. № 4.

Гаврилова Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (на материале пропедевтических краеведческих курсов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / СПб., 1999.

Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии. М., 1996.

Известия. 1999. 30 марта.

Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.

Преображенский В.С. Как же так, коллеги? //География. 1997. № 3.

Программы региональных курсов. География Ярославской области. Экология Ярославской области. Я., 1997.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Щенев В.А. Ярославский пейзаж. //Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2.