Стихотворения цитируются по изданию, указанному в примеч. 10.
Искусствовед М.Н.Соколов в книге "Бытовые образы в западноевропейской живописи XY-XVII веков. Реальность и символика" /М.:Изобр.искусство, 1994/ говорит о популярности сюжета "Поклонение пастырей", в котором поселяне становятся "полноправными членами центрального религиозного события": "В знаменитом атларе Портинари Гуго ван дер Гуса /1471-1475, Флоренция, галерея Уффици/ охваченные страстным, с трогательной наивностью выражающимся духовным порывом, поселяне демонстративно представлены первыми, самыми искренними и верными свидетелями чуда..." /С.192/.
"Наконец, в одной из композиций круга Йоахима Патинира / "Пейзаж с пастухами", 1520-е, Антверпен, собрание де Розе/ поселяне фигурируют уже в качестве главных персонажей религиозной сцены. Они молятся придорожной иконе <...> приглядевшись к конной процессии на заднем плане справа, мы с удивлением угадываем в ней шествие волхвов со свитой..." Там же, с.194. Репродукция помещена на той же странице.
См. Аверинцев С.С. Мария Магдалина //Мифы народов мира, т.".-М., 1988.-С.117-118.
Языкова И.К. Богословие иконы.- М., 1995.- С.30.
Там же, с.31, 195.
Там же, с.31.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М., 1993.-С.99.
Кондаков И.В. Роман "Доктор Живаго" в свете традиций русской культуры //Изв. АН СССР Сер.литер. и яз.- 1990.-№6.-С.527-540; Смирнов И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака.- СПб, 1995; Смирнов И.П. Роман тайн "Доктор Живаго".- М., 1996; Фатеева Н.А. Семантические преобразования в поэзии и прозе одного автора и в системе поэтического языка //Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Образные средства поэтического языка и их трансформация.- М.:Наука, 1995.- С.178-259.
На наш взгляд, вывод И.П.Смирнова о дробном характере аллюзии в "Докторе Живаго" /Роман тайн "Доктор Живаго".- М., 1996/, следует распространить и на параллелизм образов романа.
Доктор Живаго, указ.изд., с.477.
Там же, с.194.