(из беседы с В.Артемовым).
Совершенно особое место в контексте всей программы занимает диалог о любви, для которого герой приглашается в студию ("портрет" покидает свою "рамку", перед зрителями появляется живой человек, личность, которая уже хорошо знакома, узнаваема). На данном этапе диалоговые партии выстраиваются автором в соответствии с определенными вехами в развитии отношений героя передачи и его супруги. Задача же автора на данном этапе - с одной стороны, выяснить, насколько хорошо близкие люди знают, чувствуют друг друга. С другой - подвести героя к публичному признанию в любви. (Следует отметить, что автору удается это сделать весьма успешно).
К.П. Я надеюсь / что сегодняшний Ваш рассказ о Валерии Алексеевне / это в какой-то степени / подарок ей // и компенсация / вот это публичное признание в любви.
В.А. Я перед ней преклоняюсь.
(из беседы с В.Артемовым).
Второй составляющей "субъективированной" рамки является организация диалога со зрителями. И в данном случае автором спланированы четкие условия взаимодействия с героем программы: во-первых, вопросов можно задать больше двух-трех; во-вторых, главная задача, которую определяет для зрителей автор-ведущая, - понравиться герою программы (он должен выбрать лучший вопрос), но беря во внимание тот факт, что участники программы - выдающиеся в профессиональной и общественной деятельности люди, нетрудно понять, какого рода должны быть вопросы зрителей: глубокие, оригинальные, в общем, нестандартные и неординарные.
Вот пример такого вопроса :
Слово гений / в данном случае / не похвала и не определение / а просто технологическая принадлежность // Шуберт знал о том / что он гений / годам к 26-ти / Пушкин / примерно к 17-ти / Ницше в 23 / и Шопенгауэр / к 28-ми // Когда Вы узнали / что Вы гений?
(из беседы с В.Артемовым).
Наконец, третьей составляющей "субъективированной" рамки, бесспорно, является имидж ведущей (как внешний - невербальные средства, так и речевой - тональность, "пристройки").
К.Прошутинская создает образ мягкой, женственной ведущей, которая внимательно слушает, открыто и нежно смотрит в глаза собеседнику, а также умело подбирает особую, теплую, располагающую к откровенности тональность диалога, хотя преданные экрану зрители наверняка помнят ее совсем иной: властной, конструктивно мыслящей, а в некоторых моментах даже резкой и бескомпромиссной (имеется в виду программа "Пресс-клуб", автором и ведущей которой Прошутинская была не один год).
На речевом уровне показательными являются ролевый позиции ведущей, или "пристройки" (способ организации диалога с учетом адресата: "сверху", "снизу", "рядом"). "Пристройка снизу" предполагает зависимую, подчиняемую ролевую позицию по отношению к адресату. "Пристройка сверху", напротив, предполагает независимую, неподчиняемую ролевую позицию и в отношении адресата берущую на себя ответственность. "Пристройка рядом" предполагает позицию умеющего считаться с ситуацией, понимать интересы адресата и распределять ответственность между собой и им. [Берн, 1992; Добрович. 1986].
Для Прошутинской характерны "пристройка снизу" и "рядом", которые предполагают построение диалоговых реплик по принципу "равноправия", который подчеркивает равенство социальных ролей собеседников, создавая тем самым особую тональность коммуникативных отношений.
Вот несколько примеров.
"Пристройка рядом":
К.П. Как / Вы считаете нужно жить / чтобы все-таки ощутить / полноту существования своего на этой земле?
В.А. ... вообще / самое главное для человека / это творчество.
К.П. Ну если он / не рожден творцом?
Или:
К.П. А Вы обидчивы / когда Вас критикуют?
"Пристройка снизу":
К.П. У меня такое ощущение / что Валерия Алексеевна / и властвует Вами / и подчиняется Вам.
Или:
К.П. Но это / в каких-то моментах / очень грустное интервью / правда?
Таким образом, идеальная модель интервью-портрета, которая содержит вышеназванные признаки, позволяет реализовать авторское намерение и максимально представить личность адресата, героя телевизионного портретного очерка.
Список литературы
Антонова Л.Г. Обучение студентов-словесников профессионально значимым письменным жанрам. М.: МПГУ, 1998.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью. М., 1997.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред. А.Ю.Юровского. - М.: Изд-во МГУ, 1994.