Как видим, представленная авторская программа предусматривает ненасильственное объединение ряда предметов, их естественный синтез. Межпредметные связи в данном случае не надуманы, а естественны и выполняют свою основную роль:
— повышают научность уровня обучения;
— обеспечивают тематичность и последовательность в изучении;
— формируют самостоятельность мышления;
— представляют широкое поле для развития активности и мотивации учения.
Через этот курс естественно и ненавязчиво реализуются идеи педагогики сотрудничества, осуществляется высокое духовное общение участников педагогического процесса между собой и новые структуры взаимодействия.
В профессионально-педагогическом общении создаются такие условия деятельности учителя, которые существенно стимулируют самостоятельный поиск, побуждают к расширению культурного кругозора, активным контактам со специалистами высшей школы, личному профессиональному совершенствованию через углубленную работу с различными источниками информации. В свою очередь, это благотворно действует на взаимную работу в системе “учитель — ученик”.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что музыка как один из видов учебной деятельности интересует большинство школьников, формирует у них устойчивый интерес как к музыке, так и другим предметам: со временем интерес к ним имеет тенденцию повышаться. Другими словами можно сказать, что музыка является средством активизации учебной деятельности учащихся, воспитывает и формирует мотивы учения.
Статистический материал анкет и обследований убедительно показывает, что:
— активизируется мотивационное воздействие на обучаемых через новое содержание учебного материала;
— расширяется и формируется мотивационная сфера деятельности учащихся (особенно через игровую деятельность);
— повышается воспитательный эффект обучения;
— наблюдаются позитивные изменения в сознательном, нравственно-волевом компоненте мотивов.
В нашем исследовании мы пришли к заключению, что процесс формирования мотивации учения будет педагогически обеспечен, если: во-первых, разработать и обосновать систему научных характеристик, включающих:
а) понятия, раскрывающие в совокупности исследуемое явление;
б) знание о целостных свойствах процесса обучения, являющегося основой формирования мотивации;
в) принцип мотивационного обеспечения учебного процесса;
во-вторых, разработать и экспериментально проверить:
а) комплекс диагностических методик;
б) примерную программу (прогноз) формирования мотивации;
в) систему педагогических средств и условий, способствующих формированию мотивации;
г) методы анализа и результатов формирования мотивации учения.
Из результатов, полученных нами в процессе экспериментальной деятельности, включая в себя анкетирование учащихся, психологические тестирования, медико-психологические мониторинги по системе ДИАКОМС (японская методика), мы сделали следующие выводы по использованию педагогических средств, помогающих педагогу достичь целей воспитания мотивации. К ним относятся:
1. обновление содержания учебного материала;
2. методы и формы теоретического обучения;
3. наглядные и технические средства;
4. личностные и профессиональные качества учителя;
5. общественное мнение коллектива.
Учитель всегда должен поддерживать побуждающую функцию активности учащихся. Такими приемами и методами, по нашему мнению, являются:
— опосредованная оценка, замечание, согласие, одобрение, поощрение, создание ситуации успеха, уверенности;
— оказание помощи (учитель-фасилитатор);
— прием апперцепции (связь с жизненным опытом, их интересами, склонностями);
— эмоциональный настрой урока.
Итак, изложим в сжатом виде суть проблемы формирования мотивации учения средствами музыки на конкретном примере.
При изучении в 5 классе культуры древнего Китая (на всех четырех предметах) на уроке музыки был поставлен особый акцент на древней китайской интонации в стихах эпохи Тань (3-4 тыс. до н. э.). Особенностью этой интонации была её исключительная музыкальность и песенность. Учащимся была предложена сочиненная учителем (в китайском стиле) песня данной эпохи, слова которой дошли до наших дней. При детальном анализе этой песни и ее исполнении учитель вызвал неподдельный интерес у учащихся к китайской поэзии вообще, что побудило учащихся на уроках литературы более подробно и детально изучить особенности стихов, на уроках истории более подробно узнать об этой эпохе, а на уроках изобразительного искусства попытаться изобразить китайскую живопись, используя древний прием описания содержания картины средствами иероглифического письма. Так музыка помогла воздействию на эмоциональную и умственную сферы деятельности учащихся. И таких примеров в нашей практике имеется достаточно много.
В заключение хочется привести замечательные слова В. А. Сухомлинского, которые как бы подтверждают вышесказанное: “Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. … Слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который побуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души... Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке”.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: характер отношений между учителем и учащимися в процессе музыкальной деятельности является важнейшим фактором, вызывающим проявление и укрепление не только музыкального интереса, но и учебно-познавательного как к своему, так и другим предметам четырехпредметного учебно-образовательного комплекса, о котором шла речь выше.