Смекни!
smekni.com

К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв на уроках литературы (стр. 2 из 2)

Мейерхольд намеренно психологизировал своих героев. Глубоко трагической личностью является Пьеро в исполнении самого Мейерхольда. "Победно звучит бубенчик Арлекино, - вспоминал Ауслендер, - мелькают страшные маски и он, белый Пьеро. Весь в острых углах, сдавленным голосом шепчущий слова нездешней печали, он какой-то колючий, пронизающий душу, нежный и вместе с тем дерзкий" [5.C.56]. "Его одухотворенность была равнозначна его уязвленности, но в этой-то ранимости Пьеро Мейерхольд... утверждал высший смысл призвания художника. Тема Пьеро читалась как тема горького и прекрасного одиночества, поэзии, искусства, обреченного быть непонятым" [5.C.56]. Мейерхольд в роли Пьеро передал своей игрой противоречия эпохи, показал ситуацию духовного кризиса художника и культуры в целом на рубеже веков.

Подчеркнув условность происходящего на сцене действия, Вс.Мейерхольд продолжил традицию западноевропейского символизма, но в то же время, психологизировав свои персонажи, режиссер развил традицию русского классического искусства. Благодаря такой театральной версии "Балаганчика" обогащается представление о русском символизме.

Таким образом, рубеж XIX-XX веков, многообразно отрефлектированный на понятийном уровне, нашел отчетливое образное решение и в разных видах искусства.

Культура символизма, в которой мир космоса поворачивается иной гранью, космоса духовного, в полной мере отражает самосознание художника конца XIX - начала ХХ веков, что позволяет углубить характер восприятия учащимися литературного материала ХХ века.

Список литературы

[1] Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Художественная литература, 1989.

[2] Белый А. Настоящее и будущее русской литературы. //Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

[3] Бердяев Н. Одиночество, тоска, свобода //Бердяев Н. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

[4] Бердяев Н. Русский культурный ренессанс начала 20 века //Бердяев Н. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

[5] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969.

[6] Соловьев В. Три разговора // Cоловьев В. Собр. cоч. в двух томах. Т.1. М.: Мысль, 1988.

[7] Вс. Мейерхольд. Cтатьи. Письма. Речи. Беседы. М.: Искусство, 1968.

Планы уроков

1. Духовная ситуация России на рубеже 19-20 вв. (Мироощущение творческой личности. Круг авторов "рубежа").

2. Символизм в западно-европейской литературе. Творчество Метерлинка. (История и теория символизма. Своеобразие творчества Метерлинка в пьесах "Слепые" (обзорно), "Cмерть Тентажиля").

3. Своеобразие русского символизма. Лирика и Драма. (Особенность русского символизма. Круг тем, авторы, Блок "Балаганчик").

4. Мейерхольд как интерпретатор символистских драм ("Cмерть Тентажиля" и "Балаганчик").

Вопросы для обсуждения

1. Чем, на ваш взгляд характеризуется ситуация рубежа 20-21 веков? (в экономике, политике, социальной, культурной жизни страны). В ходе урока сопоставьте ее с ситуацией рубежа 19-20 вв.

2. В ходе анализа образной системы произведений символистов назовите тот круг проблем, который связан с мироощущением человека на рубеже веков.

3. Рассмотрите эскизы костюмов Тентажиля, Игрены, служанки. Как с помощью орнамента, фактуры ткани, покроя передается символика образа каждого из персонажей спектакля?

4. Как пластическая партитура "Смерти Тентажиля" помогает реализовать замысел спектакля?

5. Подумайте, почему пьесу "Балаганчик" А.Блок посвятил Вс.Мейерхольду?

Список иллюстраций, фотографий

1. Фотографии художников, философов, театральных деятелей конца 19 -20 века (Н.Бердяева, Вс.Мейерхольда, А.Блока и др.)

2. Рисунки, эскизы костюмов и декораций (см. [5. C. 54-61]).

Литература для учащихся

[1] Метерлинк. "Слепые". "Смерть Тентажиля".

[2] Блок А. "Балаганчик".