Большое влияние на изменения в художественном каноне оказывает такое явление христианской культуры, как канонизации святых, которая может рассматриваться как тип культурной деятельности, где художественное - шире - эстетическое занимает далеко не последнее место.
Сопоставляя понятия "канон" и "канонизация", можно отталкиваться от этимологии слова. И тот и другой термин происходит от греческого . Канон производят от значения "мера, определяющая прямое направление", а слово канонизация от значения "список, каталог". Насколько же эти понятия разошлись в процессе движения истории, языка и культуры, и есть ли более глубинная связь между этими словами, чем общий корень?
Канонизация - причтение усопшего подвижника к лику святых. Здесь можно говорить об официальной канонизации как акте достаточно формальном, а можно понимать канонизацию как момент признания святости какого-либо лица в глазах верующих и феномен существования категории святости как таковой в сознании людей.
В качестве определенной процедуры канонизация оформилась в относительно позднее время. Первое известное нам патриаршее постановление о провозглашении подвижника святым относится ко времени константинопольского патриарха Фотия (около 810-895 гг.) [5.С.35-36].
В русской церкви внешние формальные признаки канонизации были определены лишь в XVI веке соборными процессами 1547 и 1549 гг. Эти признаки и до сих пор остаются основанием канонизационного делопроизводства: литературное прославление благодаря составлению житий, церковных канонов, дар чудотворений, нетление мощей. Однако нужно отметить, что неофициальная канонизация происходила еще с первых веков существования христианской церкви. Церковная община или отдельное лицо получали благословение епископа на сохранение мощей и ежегодное празднование его памяти. С развитием почитания святых подобное признание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи (вот где прослеживается связь с каноном в значении списка, каталога).
Так же и многие русские святые изначально были местночтимыми достаточно долгое время и лишь позднее канонизированы официально. (Например, Петр и Феврония, Даниил Московский и ряд других.)
Все это доказывает, что почитание святых существует как культурно-религиозный феномен и возникает независимо от официальных постановлений. С одной стороны, слово "канонизация" можно переводить как узаконивание (поскольку канон - это закон), с другой стороны, есть и другой закон, гораздо более высокого порядка, связанный с пониманием святости и истины. Святыми в христианском понимании становятся те люди, которые вслед за Христом повторяют путь святости и в свою очередь становятся примером, "правилом веры благочестивыя". Святой - это образец, т.е. норма, а значит канон.
И этот канон в силу специфики восточно-христианского мировосприятия не может быть внеэстетичен или антиэстетичен. Как святость - правило веры, так и воплощение этого правила в художественных образах должно быть благочестиво, пристойно с точки зрения религии и одновременно эстетично.
В итоге необходимо отметить еще одну "эстетическую" сторону канонизации. Канонизация - процесс создания образа святого, и это именно художественный образ, поскольку создается он в произведениях искусства: в литургии, житии и иконографии. И здесь мы прослеживаем логику совершенно специфичную, т.к. объект носит только имя и отражает фактологию исторического персонажа.
Логика эта подчинена логике создания канона, т.е. примера, правила христианского подвига, который признается за норму, образец. И произведение искусства, рассказывающее об этом, само становится правилом, а искусство - каноничным.
Таким образом, мы видим глубокую связь между каноном и канонизацией, которая, в свою очередь, во многом начинает определять художественный канон при создании новых произведений искусства, возникающих на ее основе.
Список литературы
[1] Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977.
[2] Бычков В.В. Византийская эстетика М., 1977.
[3] Бычков В.В. Духовно-эстетические основы древнерусской иконы. М., 1995.
[4] Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Спб., 1895. T.16.
[5] Живов В.М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.
[6] Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
[7] Лосев А.Ф. О понятии художественного канона //Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве. М., 1973. С. 6-15.
[8] Любарский Я.Н. Внешний облик героев Михаила Пселла // Византийская литература. М., 1978.
[9] Российское законодательство X-XX веков, T.2. М.,1985.
[10] Эстетика. Словарь. М., 1989.