Софийский собор (1045-1050 гг.)
Софийский собор - одна из древнейших каменных построек Руси - был заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм.
Этим объясняется его посвящение Софии - Премудрости Божией, грандиозные размеры, а также использование его южной галереи для захоронения выдающихся новгородцев - князей, епископов, посадников.
Уже в XIII столетии сложилось особое отношение к храму как к символу города: "Где святая София, там и Новгород"; оно получило дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленным не нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.
Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор вполне совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Св. Софии отличается от своего предшественника - Киевского - большей компактностью объемов и строгостью форм, отчетливо выявленной вертикальной доминантой.
Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Св. Константина и Елены, датируемое XI столетием и мало похожее на византийские фрески.
В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.
В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня монументальные иконы, датируемые рубежом XI - XII в., - "Спас на престоле" (Музеи Московского кремля) и "Апостолы Петр и Павел" (Новгородский музей). Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.
Сегодня войти в храм можно через северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные - западные врата. Они выполнены в немецком городе Магдебурге в XII веке.
В Новгород они попали как военный трофей из столицы Швеции Сигтуны. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV в. русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквин и Вайсмут.
Звонница Софийского Собора
К юго-востоку от Софийского собора находится его звонница. Она возвышается над кремлевской стеной в виде пятипролетной арки. У подножия звонницы экспонируются пять монументальных колоколов, десять меньших по размерам были недавно возвращены в Новгород и находятся в Рождественском соборе Антониева монастыря. Они серьезно пострадали в годы Второй мировой войны.
Первые сведения о сохранившемся здании звонницы относятся к 1437 году, когда весенний разлив Волхова обрушил стену и "колокольницу". Через два года архиепископ Евфимий II на старом месте соорудил новую. Она неоднократно перестраивалась, так что только архитектурно-археологические исследования и изображения на древних иконах дают возможность представить ее первоначальный облик. Но любые перестройки не меняли сущности этого сооружения как главных звонов Новгорода.