Удачно поставленные, окрашенные в яркие цвета, они живописно выделяются среди сельской застройки.
Совсем немного усилий нужно приложить, чтобы вернуть крепким, добротно выстроенным церквям в Хотнеже и Редкине их исторический облик.
Редкино было когда-то большим имением, в него входило 19 деревень. Каменную церковь св. Троицы выстроил здесь Иван Иванович Черкасов в 1783 году. Следующие владельцы Сахаровы постоянно ее ремонтировали и в 1845 году надстроили над ней этаж [22]. Усадьба находилась прямо за оградой церкви. Расположенная вдалеке от населенных мест, она лучше и сохранилась. Особенно привлекают внимание монументальные хозяйственные постройки и здание школы. Деревня Малая Хотнежа входила в имение Редкино. В 1893 году около нее был сооружен каменный храм в «русском» стиле.
Совсем иначе обстоит дело с церквями в Пятой горе, Волгове, Клопицах, Раскулицах, Вруде. От них остались лишь остовы стен.
Наибольшее впечатление и сейчас оставляет церковь в Пятой горе. Ее соорудила над прахом Федора Максимовича Брискорна в 1827-1829 гг. его вдова. Благоустроенная усадьба разместилась напротив храма. Господские дома были деревянными, а службы и хозяйственные строения каменными. На холме и его склонах раскинулся парк, фруктовый сад и пруды. В конце XIX века Зинада Семеновна Виницкая завела здесь завод рысистых лошадей. Потомки последней владелицы Александры Михайловны Лангранж, урожденной Виницкой, до сих пор живут в Ленинграде [23].
Среди полей стоит одиноко церковь св. Ирины в Волгове, выстроенная в 1814 году Федором Александровичем Голубцовым (1758-1829) сенатором и министром финансов России. От усадьбы уцелела лишь липовая аллея.
Каменную церковь Петра и Павла в Клопицах построил на месте сгоревшей в 1783 году генерал-фельдмаршал Валентин Платонович Мусин-Пушкин (1735-1804). Недалеко от церкви располагалась усадьба, от которой остался каменный дом, частично службы, фрагменты парка и пруды.
Во Вруде в 1823-1840-х годах каменную церковь успения Пресвятой богородицы возвели на средства Владимира Федоровича Адлерберга, а в 1882 году к ней пристроена колокольня, сложенная из плиты [24]. Напротив церкви, на берегу реки Вруды, была небольшая усадебка со строениями, разместившимися среди зелени парка.
Первая деревянная церковь Преображения в усадьбе Раскулицы была выстроена еще в 1778 году Федором Григорьевичем Бахтиным, а в 1861 году на ее месте сооружена каменная по проекту архитектора И.Буланова. Здесь захоронены владельцы - Бахтины и Корфы. Сложенная из красного кирпича, с широкими белыми наличниками готизированной формы окон, она прорисовывается сквозь листву деревьев и выглядит как парковый павильон. Но здание разрушается, кладбище разграблено, могильные плиты сброшены.
Были еще церкви в Бегуницах, Чирковицвх, Сырковицах, Ославье, Заполье. Когда-то существовали и лютеранские кирхи в Клопицах, Каложицах, Молосковицах, а в Губаницах кирха недавно отреставрирована и введена в действие.
Монастырей в западной части С.-Петербургской губернии было мало. Один из них в Царскосельском уезде, на территории современного Волосовского района. Это Пятогорско-Богородицкий женский монастырь, недалеко от станции Кикерино.
Его история такова. В середине XIX века из имения Калитино была выделена усадьба Марьино. Последний ее владелец - отставной писарь Георгий Федорович Бабанов в 1893 году пожертвовал для устройства монастыря 110 десятин земли, оставив себе небольшой участок с усадебным домом и парком.
Строительство началось в 1894 году и закончилось через 13 лет. Сначала были выстроены деревянные церковь Тихвинской божьей матери, часовня «Утоли моя печали» и настоятельский корпус, первый этаж которого был каменным, второй деревянным. Затем строились кельи и каменная ограда. Составлял проекты и руководил строительством архитектор Сергей Васильевич Садовников.
Династия талантливых крепостных самородков Садовниковых оставила нам большое художественное наследие. Наибольшую известность получил Василий Семенович Садовников (1800-1879) благодаря созданной им литографической серии «Виды Петербурга и его окрестностей».
Его брат Петр Семенович (1796-1877) с детства был отдан в обучение А. Н.Воронихину. С 1849 года - академик, мастер по строительству загородных резиденций.
Оба брата были крепостными Натальи Петровны Голицыной, послужившей прообразом Пиковой дамы. Несмотря на крутой нрав, С. В. Строганова добилась освобождения Петра Семеновича в 1830 году, а Василий Семенович с женой, сыном Сергеем и дочерьми получил вольную только после смерти Н.П.Голицыной в 1838 году. Было тогда Сергею семь лет [25].
Он пошел по стопам дяди и стал архитектором. В Академии художеств учился у профессора А. А.Тона, брата знаменитого зодчего Константина Тона. После получения звания художника в 1860 году работал помощником у Алексея Максимовича Горностаева, что несомненно наложило отпечаток на все его творчество.
Применив исконно русские мотивы в оформлении наличников и порталов, в завершениях куполов, в декоративном узоре кирпичной кладки, Садовников создал в Марьино художественно выразительный комплекс, являющийся и сейчас живописной доминантой на фоне сельского ландшафта.
В заключение необходимо сказать о единственном историческом памятнике района - Изваре. Эта усадьба связана с именем выдающегося художника, философа, ученого, археолога и путешественника Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Извара, господский дом.
Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом.
Извара - старинное поселение, по-фински означает «большие холмы». В последней четверти XVIII века имение приобрела жена полковника Анна Ивановна Логинова (1760-1836), которая создала первую усадьбу. Она выстроила прямо у дороги каменные хозяйственные постройки: скотный двор, конюшни, амбары, а на берегу озера молочню и мельницу. Господский дом располагался к северу от строений. Около него - небольшой сад и огород, но парка как такового не было. Довольно ясное представление об этом дает план 1821 года. Пейзажный парк, скорее всего, создан Рерихами, что подтверждается и возрастом деревьев. Об этом говорит и сравнение планов 1821 и 1901 годов, и увеличение площади «под строения со службами, садами и огородами» с 6 дес. 1371 кв. саж. в 1821 до 9 дес. в 1891 году.
«Двух лет не было, - вспоминает Н. К. Рерих в листах дневника, - в памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре». И далее описывает свой приезд: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру... На берегу молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор... Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы - отлично для игры в крепость».
Почти все строения сохранились и используются совхозом. Музей-мастерская Н. К. Рериха устроена на втором этаже дома. Лишь недавно музеем решено сделать всю усадьбу, ведь она сыграла огромную роль в его творчестве.
Подтверждением тому, что мастерская художника была на втором этаже, служит письмо 1897 года к В. В. Стасову, на котором нарисована мансарда и стрелкой указано; «моя комната, там работаю». В литературе считается, что второй этаж и другие деревянные пристройки сделаны еще предыдущим владельцем К. П. Веймарном. Так ли это?
Вот что писал сам Рерих: «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного дерева. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая голубая». И строкой раньше: «За березами и жимолостью забелел дом». Он подробно описывает только каменный одноэтажный дом и ничего не пишет о деревянных пристройках и мансарде.
Подтверждением тому, что они были сделаны позже, не в детские годы Рериха, служит и описание дома бабушки Татьяны Ивановны Калашниковой в Острове: «1879 год. На Липенке - старый дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные-охряные, со ставнями и белыми наличниками окон».
Беззаветно любя Извару, подробнейшим образом описывая все, неужели забыл бы он окрашенные в яркий цвет деревянные пристройки, свою комнату во втором этаже, экзотические башенки с флюгерами, которые в детстве должны были производить не меньшее впечатление, чем старинные монументальные хозяйственные постройки.
Да и мастерская-то была в другом месте: «1896 год. Академия художеств... В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха», фотография Н. К. Рериха на фоне шкур сделана в этой мастерской. Если бы уже существовала мастерская в доме, то и рисунок ее Рерих мог послать Стасову раньше, ведь они познакомились еще в 1895 году. Вполне возможно, что рисунок выполнен вскоре после перестройки дома, которая, вероятно, была сделана с участием Рериха.
Продажа имения совпала с отъездом Н. К. Рериха в Париж в 1900 году.
Много внимания в своих воспоминаниях Н.К.Рерих уделяет курганам: «Также спасибо вам, изварские курганы... Около Извары почти при каждом селении были обширные курганские поля от Х века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным, странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи... Около курганов сплетались старинные легенды. Увлекательно молчали курганные поля, обугрившиеся сотнями насыпей».